Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





СВЯТАЯ К РУССКОМУ НАРОДУ, РОДИНЕ ЛЮБОВЬ


«Беречь Россию не устану,

Она – прозрение мое,

Когда умру – то рядом встану

Я с теми, кто берег ее».

    Вал. Сорокин.

Константин Сергеевич Аксаков (1817–1860) родился в с. Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губер­нии в семье выдающегося писателя Сергея Аксакова.

Константин рос в атмосфере театральных и литературных споров. Отец будущего философа слыл заядлым театралом-лю­бителем, взыскательным критиком и педагогом. В зрелые годы С.Т. Аксаков создал шедевры русской прозы: «Детские годы Багрова-внука», «Семейная хроника», «Записки ружейного охотника», сказки, воспоминания и др.

Дом Аксаковых был одним из центров культурной жизни Москвы. Юный Константин видел и общался с приходивши­ми в их дом Н.В. Гоголем, М.С. Щепкиным, И.С. Тургене­вым, А.С. Хомяковым, М.П. Погодиным, Т.Н. Грановским, Н.В. Станкевичем и др.

Детский мир предстает у младшего Аксакова во всей его не­повторимости и особости. Мир ребенка соприкасается с ми­ром взрослых людей, их влияние будет сказываться до конца жизни. Константин обучался в домашних условиях, непосред­ственно под неусыпным вниманием отца. В 15 лет он поступил в Московский университет на словесное отделение и успешно его закончил через три года. В студенческие годы он сблизился с В.Г. Белинским и Н.В. Станкевичем, входил в их кружок, в котором участники изучали немецкую классическую филосо­фию. К. Аксаков в зрелые годы написал очерк о своих студен­ческих годах, посвященный столетию Московского универси­тета.

В этих воспоминаниях он охарактеризовал общественную и политическую позицию Н. Станкевича и его сторонников, а сам лидер философского объединения высоко ценил литературные способности К. Аксакова и относил его к числу наиболее обра­зованных людей России. После ранней смерти Н. Станкевича в 1840 г. К. Аксаков примкнул к славянофилам и стал одним из заметных его участников, признанным авторитетом в области русской истории, философии и литературы, непримиримым противником западнических воззрений.

Расставание с западником В. Белинским было тяжелым, оба обладали горячим темпераментом, честностью и преданностью своим идеям, но не могли духовно быть вместе. К. Аксаков прямо заявил своему учителю, что из-за различий во взглядах не может общаться с ним. Свидетели этого разрыва засвидетельствовали такую картину: они расцеловались на прощание и прослезились. В. Белинский свою нетерпимость к взглядам К. Аксакова выра­зил так: «Я иудей по натуре и не могу быть в дружеских отноше­ниях с филистимлянами». Надо признать, магистерская диссер­тация К. Аксакова «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка» 1846 г., несмотря на славянофильскую направ­ленность и оригинальность научных выводов имела влияние не­мецкой классической философии (прежде всего Гегеля). Этапы развития русской литературы молодой ученый рассматривал в духе гегелевской концепции культурно-исторического процесса. Большое влияние на мировоззрение К. Аксакова оказали лидеры славянофильства А. Хомяков и И. Киреевский. Все славянофи­лы, в теснейшем духовном общении, влияли друг на друга, т.к. каждый из них был яркой индивидуальностью. К. Аксаков, став приверженцем славянофильских идей, по существу наравне с лидерами становится теоретиком общественного движения.

Однако есть и некоторые отличия, касающиеся восприятия европейской цивилизации. Он был более фанатичен и нетерпим, тогда как лидеры славянофильства были толерантны по отноше­нию к Западу. В своих статьях, книгах К. Аксаков, пожалуй, как ни один мыслитель того времени, говорит о величии русского народа, об его отличительности, свойствах характера, которые отличают его от других народов мира. Ученый, критикуя запад­ную культуру, подчеркивает, что в ней чрезмерно преобладает государственность, выраженная в силе закона. «На Западе, – пи­сал он, – душа убывает, заменяясь усовершенствованием госу­дарственных форм, полицейским благоустройством, совесть за­меняется законом, внутреннее побуждение – регламентом». Как это верно и точно и для нашего времени. Человек, попадающий в объятия западной цивилизации, мгновенно начинает ощущать силу закона и бездушие отношений между людьми. На эту черту Запада обратил внимание еще в XI веке митрополит Иларион в своем трактате «Слово о Законе и Благодати». К. Аксаков, за­щищая свободу человека, обращает внимание не на внешний смысл закона, а на связь ее с религиозным началом. В понима­нии мыслителя русский народ живет традициями, семейными отношениями, воплощенными в крестьянской общине, подлин­ные интересы которого всецело в сфере духовно-нравственных, религиозных отношений между людьми.

Позволю себе процитировать записку К. Аксакова «О вну­треннем состоянии России», поданной императору Александру Второму в 1855 году: «Русский народ государствовать не хочет. Он хочет оставить для себя свою не политическую, а свою вну­треннюю общественную жизнь, свои обычаи, традиции, свой быт; жизнь мирного духа. Не ища свободы политической, он ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы обществен­ной, народной жизни внутри себя… Как единый, может быть, на земле народ христианский (в истинном смысле слова), он помнит слова Христа: «Царство мое несть от мира сего»; и потому предоставив государство царству царство, народ христианский избирает для себя иной путь, путь к внутренней свободе и духу, т.к. «Царство Божие внутри нас есть». В данной записке дается четкий психологический, этнографический, базисный портрет русского народа.

Сегодня на «Радио России» объявлен общественно-нацио­нальный проект «Русские в двадцать первом веке». Предложе­ния, которые прозвучали по радио из разных регионов страны от людей разного социального уровня и конфессиональной принад­лежности, часто совпадали с оценкой русского народа, выска­занной К. Аксаковым в первой половине девятнадцатого века. Многообразной была деятельность ученого, теоретика славяно­фильства, мыслитель в период увлечения немецкой философией перевел ряд работ немецких философов, а также произведения Шеллинга, Гете, Шиллера, гуманизм которых приводил его в восхищение. К. Аксаков писал поэмы на патриотические и по­литические темы, такие, как: «Петр I», «Русь», драма «Освобож­дение Москвы 1612 г.», пьесу «Олег под Константинополем», комедию «Князь Луповицкий» и др. Его исторические работы «Нравы и обычаи древних славян вообще, и русских славян в частности», «Богатыри князя Владимира» были высоко оценены современниками.

Кое-кто, прочитав книги ученого, подумает, что историк идеализирует русский народ, русскую историю, но он и не скрывал, не отрицал своего пристрастия к истории России. Мыслитель говорил, что русская история является «всеобщей исповедью, ее можно читать так же, как житие святых». Срав­ниваешь сегодняшних историков (прозападной ориентации), пишущих историю России, а по существу, искажающих ее со­знательно, и думаешь: почему произошла такая мировоззрен­ческая деформация, почему перестают любить свое Отечество, свою культуру, народ? Восхваляя русский народ, К. Аксаков обратил внимание на скромность его, опираясь на факты, по­черпнутые из истории: русские все свои победы не приписы­вают себе, а приписывают воле Божьей, не ставят памятников в честь народа и его великих людей, а славят Бога молебнами, шествиями и воздвигают церкви и храмы. По мнению К. Акса­кова, русский народ выше всех других народов, т.к. в нем боль­ше всего развиты общечеловеческие принципы (Достоевский позднее осмысливает эти понятия) и «дух христианской гуман­ности». Отличие русского народа от европейского в том, что он не страдает индивидуализмом, национальной исключительно­стью или ее противоположностью – космополитизмом. Какое глубокое понимание и прозрение! Индивидуализм на Западе приводит, считает он, к раздроблению общественного целого, к разброду мнений, к господству рационализма над верой. Запад­ная цивилизация становится безбожной и прагматичной, это грозит ей духовной гибелью. Его формула такова: «На Западе душа убывает». Этой же точки зрения придерживался славя­нофил второго поколения, выдающийся мыслитель-публицист, его родной брат Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886). Народ­ники подхватили идеи К. Аксакова, в частности, противопо­ставление социальной сферы государственной, а его термин «хоровое начало» долгие годы использовался в гуманитарных науках и был эквивалентен хомяковскому понятию «собор­ность».

К. Аксаков был противником крепостного права и, отмечая «негосударственность» русского народа, говорил, что в Рос­сии может гармонично существовать только одна форма вла­сти – православная самодержавная монархия. В то же время он критикует «внутренние язвы» российской действительности: выступает против коррупции, осуждал хапуг-чиновников, иго государево над землей, выступал против любых форм аристо­кратизма, сословной кастовости. В своих исторических, поли­тических, философских, литературоведческих статьях ученый защищал, воспевал русский народ, его исторические сверше­ния, исключительное благородство по отношению к другим этносам, глубокую искренность и чистоту религиозных убеж­дений. И надо отдать должное, что в истории развития обще­ственной мысли К. Аксаков является, пожалуй, самым ярким, последовательным защитником русского народа и русской культуры. До конца своей недолгой жизни он боготворил, вос­хвалял русский народ, ибо сам был частью этого народа.

Весной 1859 года скончался отец, С.Т. Аксаков, который был духовным поводырем для сыновей. Смерть отца стала глубоким потрясением для старшего сына, Константина Сергеевича. Не­смотря на то, что он обладал богатырским здоровьем, огромной физической и духовной силой, пережил отца лишь на полтора года. Духовная и интеллектуальная потеря в лице отца была так велика, что скоротечная чахотка унесла в могилу за несколько месяцев великого просветителя, мыслителя земли Русской. Еще при жизни об К. Аксакове слагали легенды, ему посвящали по­эмы и стихотворения. Николай Рубцов о таких людях, как К. Ак­саков, уже современным языком написал:

_Какая_жизнь_отликовала,_
_Отгоревала,_отошла!_
_И_все_ж_я_слышу_с_перевала,_
_Как_веет_здесь,_чем_Русь_жила._