Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин
СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН
ВЕК СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
«Важно всегда было и будет только то, что нужно для
блага не одного человека, но всех людей».
Лев Толстой.
Великий православный подвижник преподобный Сергий вошел в историю России нетрадиционным затворничеством от мирской жизни, деятельность которого была связана, в то же время, с влиянием Церкви в обществе, монастырским возрождением и временем отшельничества. Сергей Радонежский (в миру Варфоломей, 1314–1392) родился в селе Варницы близ Ростова Великого. Отроку Варфоломею тяжело давалось учение, но он стремился познать Священное Писание, понять книжную мудрость. Существует легенда, что сам Господь помог Варфоломею преодолеть трудности в учении.
Как-то гуляя по лесу, отрок встретил монаха, который благословил мальчика и подарил шкатулку – ларец знаний. С тех пор он все легко запоминал и усваивал. На Руси, желая успехов в учении, взывают к Сергию Радонежскому, он почитается как покровитель школяров. Великий русский художник Михаил Нестеров воспроизвел встречу мальчика с монахом в картине «Видение отроку Варфоломею».
После смерти родителей Варфоломей, отдав свою долю наследства брату Петру, ушел в лес искать место для пустынного жития. К нему присоединился овдовевший брат Стефан. Они срубили в Радонежском бору деревянную келью и небольшую церковку. Вся их жизнь протекала в тяжких трудах, заботах и молитвах.
Стефан не выдержал тягот пустынного жития и покинул младшего брата, через некоторое время он стал игуменом московского Богоявленского монастыря. Варфоломей стал монахом, принял имя Сергий, продолжая жить отшельником в лесу. Весть о 23-летнем благочестивом монахе Сергии разнеслась не только по округе, но и по всей Руси. Богомольцы потянулись отовсюду, и вскоре возле его жилища выстроили кельи 12 монахов.
Они упросили Сергия стать над ними игуменом – так был основан Троице-Сергиев монастырь, образовавшийся позднее в большой посад. В монастырской жизни отец Сергий вдохновлялся идеалом нищеты Иисуса Христа в дни Его земного служения; аскетический отказ от лишнего имущества имел своей целью достижение абсолютной незамутненности и простоты жизни как в бытовом, житейском, так и духовном плане. В это время в монастырской жизни произошла коренная реформа, некогда уже привнесенная в Киевскую Русь из Византии, но забытая к 14-му веку.
Устав общежительного монастыря предусматривает равенство всей братии (включая игумена) в имущественных правах, запрет на частную собственность, совместный труд и молитву, общий стол. Монахи того времени не только занимались физическим трудом, что являлось обязательным для всех, но и интеллектуальным, как-то: чтение книг, их обсуждение, переписывание древних книг.
По существу, в деятельности преподобного Сергия и его сторонников угадываются идеи исихастов, «нестяжательства», которые возобладали и практически были сформулированы святым Нилом Сорским во второй половине 15-го века. Русский народ с теплым, глубоким чувством относился к Сергию, обладавшему самым притягательным качеством – смиреной кротостью. Он, презрев мирские соблазны, жил в великой скромности и бесконечных трудах, не искал ни в чем корысти или какой награды и даже страшился их как сатанинского искушения. Сергий Радонежский становится не только известным в России, его авторитетом пользуются князья в посольствах и переговорах, ставивших целью примирение враждовавших князей или подчинение их князю Московскому Дмитрию Ивановичу (Донскому).
Московское княжество получает деятельную поддержку со стороны Сергия в деле защиты русской земли от иноверцев и деле собирания Руси. К преподобному Сергию как святому человеку и пришел за благословением на битву с Мамаем князь Дмитрий. Святой Сергий благословил Московского князя на бой и предрек победу.
После победы на Куликовом поле слава Сергия еще больше окрепла, но он по-прежнему был равнодушен к почестям и богатству, выказывал смиренную кротость. Он стремился подражать высшему христианскому образу Любви – триипостасному единству Бога (на Руси догмат Троицы до Сергия Радонежского не был предметом умозрения). Об этом хорошо написал в своей работе «Умозрение в красках» русский философ князь Евгений Трубецкой. Можно с уверенностью сказать, что своим служением преподобный Сергий вызвал к жизни взлет русской культуры конца 14-го – начала 15 веков.
В этот период особенно проявилось иконопочитание, столь дорогое сердцу и уму церковных людей, оно было формой богомыслия. Евг. Трубецкой в книге «Россия в ее иконе» писал: «Икона – явление той самой благодатной силы, которая некогда спасла Россию. В дни великой разрухи и опасности преподобный Сергий Радонежский собрал Россию вокруг воздвигнутого им в пустыне собора Святой Троицы.
В похвалу святому преподобному Андрей Рублев огненными штрихами начертал образ триединства, вокруг которого должна собраться и объединиться вселенная. Святая Троица Андрея Рублева означает абсолютное единство и говорит о пути к спасению. Она отражает ветхозаветные мотивы и является иконописным каноном. Идея единства и любви, воплощенная в Святой Троице, вдохновляла русских людей в сложные периоды истории развития России.
Икона А. Рублева не только призывает к евангельской простоте, кротости и скромности, она отражает соборность русского сознания.
Преподобный Сергий Радонежский построил Троичный храм по образу и подобию Святой Троицы, символ единой Руси, призывая к единству земли русской, а единство связано с неиссякаемой Божественной любовью Лиц Пресвятой Троицы друг к другу.
Чтобы понять этот век, надо прочитать житие преподобного Сергия, узнать о его отроческой безраздельной отданности Богу, прикоснуться к струнам его души. Наверное, никто так не коснулся и не проникся Сергеевыми струнами души, как гениальный Андрей Рублев, отразивший в своих иконах век Сергия Радонежского, век святого и национального героя Руси.