Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





ФИЛОСОФ, ТЕОРЕТИК СЛАВЯНОФИЛЬСТВА


Иван Васильевич Киреевский родился в Москве 20 марта 1806 г. в высокоинтеллектуальной старинной русской семье помещика-дворянина. В детстве он обратил на себя внима­ние окружающих его людей своей серьезностью и увлеченно­стью к разным занятиям. Семилетним ребенком он блестяще играл в шахматы, обыгрывая именитых игроков Москвы. В двенадцатилетнем возрасте Иван в совершенстве знал немец­кий и французский языки, позднее овладел латинским и гре­ческим, чтобы в подлиннике читать сочинения Отцов Церкви. Большое влияние на братьев Ивана и Петра оказала мать Ав­дотья Петровна (отец рано умер), племянница великого поэта В. Жуковского, одна из образованнейших женщин России. В ее салоне собирались интеллектуалы тогдашней Москвы. Буду­щий философ получил прекрасное домашнее образование, он рано проявил литературные дарования, о чем свидетельствует В. Жуковский: «Иван, слог твой мне нравится. Знаешь ли, у кого ты выучился писать? У твоей матери. Я не знаю никого, кто бы писал лучше ее…» Почти все лидеры славянофильско­го движения первого поколения были участниками «Общества любомудров». Они серьезно готовили себя к служению России, изучали труды классиков немецкой философии: Канта, Гегеля, Шеллинга. Любовь к философии составляла главную творче­скую страсть И. Киреевского. Он обладал тонкой философской культурой, первородством, глубиной мысли, писательским да­ром. Жизнь будущего философа складывалась таким образом, что занятия наукой становятся главным, доминирующим пред­назначением. В 1830 году он специально посетил Германию, чтобы прослушать лекционные курсы Гегеля, Шлейермахера, Шеллинга. Киреевский общался на равных с великими немец­кими учеными, но особенно ему нравились лекции Шеллинга, перед которым он преклонялся. В статье «О новых началах…» он пишет: «Шеллинг по своей врожденной гениальности и по необычайному развитию философского глубокомыслия при­надлежит к числу существ, которые рождаются не веками, а тысячелетиями». Заграничные путешествия укрепили русского мыслителя в раздробленности духовного мира людей разных сословий, разных вероисповеданий. Он осознал, в каком нрав­ственном и интеллектуальном состоянии находятся Россия и европейская цивилизация. Вернувшись на родину, Киреевский приступил к изданию собственного журнала «Европеец», со­держательная концепция которого была связана с тем, чтобы знакомить читателей с наукой и словесностью Запада. Назва­ние журнала давало возможность читателям думать, что редак­тор его – прозападной ориентации, однако при чтении статей выясняется, авторы – глубоко верующие люди, православные, патриоты России. Журнал «Европеец» был запрещен после вы­хода второго номера из-за статьи Киреевского «Девятнадцатый век». Император Николай I после прочтения статьи посчитал, что основной линией автора было требование конституцион­ного правительства. Запрещение журнала, угроза высылки из столицы и даже быть посаженным в тюрьму наложили особый отпечаток на мыслителя. Заступничество Жуковского предот­вратило последствия. Один из самых одаренных философов на десять лет замолчал, т.к. его статьи не печатали, а если и публиковали, то журналы закрывали. Идеологический про­тивник Киреевского западник А. Герцен писал в это время в своем дневнике: «Что за прекрасная, сильная личность Ивана Киреевского! Сколько погибло в нем и притом развитого. Он сломался, как может сломаться дуб. Он чахнет, борьба в нем продолжается глухо и подрывает его». Надо признать, Герцен ошибся, творческая работа не угасала у философа до самой его смерти. И. Киреевский женился в 1834 году на духовной до­чери преподобного Серафима Саровского Наталье Петровне Арбениной. По отзывам современников, жена была глубоко ре­лигиозным человеком и очень начитанной, особенно в духов­ной литературе. Видимо, она подвигла мужа серьезно заняться историей религий, сблизиться со старцами Оптиной пустыни. Мыслитель погружается в изучение религиозных трактатов, проявляет интерес к Св. Отцам церкви, принимает участие в издании их творений, предпринятом Оптиной пустыней. Ста­тья Киреевского «О характере европейского просвещения в его отношении к просвещению России» в «Московском сборнике» вызвала огромный интерес у общественности. Правительство объявило статью «неблагонадежной», и сборник прекратил свое существование. В этой статье ученый выступил с развер­нутой программой славянофильской философии. В это время он пишет своему другу, редактору журнала «Русская беседа» А. Кошелеву: «Не теряю намерения написать, когда можно бу­дет, курс философии… пора для России сказать свое слово в философии». Мечта Киреевского о создании русской, религи­озной, самобытной философии не покидала его на протяжении всей жизни. «Нам необходима философия – все развитие ума ее требует. Святые Отцы не увлекались односторонностью силлогистических построений, держались постоянно той пол­ноты и цельности умозрения, которые составляют отличитель­ный признак христианского любомудрия». Однако философ понимал, что возобновить философию Святых Отцов в том виде невозможно, ибо «любомудрие Святых Отцов» представ­ляет зародыш будущей философии, нуждающейся в развитии. Он мечтал о создании новой науки мышления, основанной на божественном фундаменте. Философ считал, что русская куль­тура должна пройти оцерковление, христианизация ее выявит цельность человеческого духа, свободного от отвлеченного ра­ционализма и от романтической экзальтации. Киреевский был противником западных ценностей и считал, что рационализм и индивидуализм являются врагами целостной истины. Уче­ный рационализму противопоставлял веру, а романтической экзальтации – духовную трезвость, цельность. Нравственное, духовное развитие поднимает человека до уровня «духовного зрения», без которого невозможно объять божественную исти­ну. Философия, по мнению мыслителя, пронизывает все гума­нитарные науки. «Уже при первом рождении нашей литерату­ры мы в самой поэзии искали преимущественно философию». Эмоции и чувства переполняют нас, когда мы читаем или пишем, аргументация его такова: «Мышление, отделенное от сердечного стремления есть развлечение для души; чем глубже такое мышление, чем оно важнее, по-видимому, тем легкомыс­леннее, в сущности, делает оно человека». Философская статья «О возможности и необходимости новых начал в философии», опубликованная в журнале «Русская беседа» Киреевским в 1856 г., оказалась последней. Как и все предыдущие статьи, она была объявлена «неблагонадежной». В этой статье автор анализирует историю развития философской мысли, формули­рует программу развития русской философии, основанной на христианском мировоззрении. Именно создание национальной русской философии на основе Православия было главной зада­чей его творчества. Он писал: «Для любомудрия Россия, строже других систем, имея высокие образцы духовного мышления, в древних Святых Отцах и в великих духовных писаниях всех времен, не исключая и настоящего», способна создать само­бытную русскую философию. Многие русские философы шли по пути, указанному Киреевским, и прежде всего Вл. Соловьев, братья С.Н. и Е.Н. Трубецкие, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский и др. В советский период были изданы избранные статьи И. Кире­евского издательством «Современник», М.,1984 год. Эта книга поражает разнообразием тем, над которыми размышлял мыс­литель, у него осталось много незаконченных статей, повестей, романов. Философ скончался от холеры в расцвете творческих сил, в 1856 году. Прах его покоится в Оптиной пустыни. Нико­лай Гумилев о таких людях писал в свое время:

_Благородное_сердце_твое_–_
_Словно_герб_отошедших_времен._
_Освещается_им_бытие_
_Всех_земных,_всех_бескрылых_племен._