Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





ФИЛОСОФСТВУЮЩИЙ МЯТЕЖНИК


Приступая к написанию статьи о декабристе Якушкине Иване Дмитриевиче (1793–1857), я намеренно не буду касать­ся его биографии, т.к. она отражена в многочисленных иссле­дованиях историков, писателей, в письмах, записках, статьях самого мятежника. Предметом моего внимания стал философ­ский трактат И. Якушкина: «Что такое человек?», написанный в ссылке в городе Ялуторовске Тобольской губернии. Трактат имеет несколько дореволюционных изданий, в советское время он был опубликован в журнале «Вопросы философии» в тре­тьем номере за 1949 год.

При этом замечу: отношение к декабристскому движению научной общественности на различных этапах развития Рос­сии было различным, даже полярным, это связано с идеоло­гией. В советский период декабристов как борцов с царским самодержавием восхваляли, героизировали их время, сегодня появляются работы, утверждающие, что декабристское восста­ние – это масонский заговор, цель которого – убийство царя и установление в России республиканской формы правле­ния. И. Якушкин как один из членов «Союза спасения», «Со­юза Благоденствия», «Северного общества», первым вызвался убить царя, что является святотатством, т.к. царь – сакрализо­ванное лицо, Божий помазанник.

Конечно, идеи коренного переустройства России у декабри­стов, в том числе у Якушкина, окончательно сформировались после победоносного разгрома наполеоновских войск и триум­фального похода по европейским государствам. «Пребывание во время похода за границей, – заявил он в одном из своих по­казаний на следствии по делу тайного общества, – вероятно, в первый раз обратило мое внимание на состав общественный в России и заставило видеть в нем недостатки». Однако нель­зя не учитывать влияние материалистов-просветителей, без­божников XVIII века Франции, которыми зачитывалась про­свещенная молодежь России. Не без их влияния А.С. Пушкин написал поэму «Гавриилиада», в которой высказал, на тот мо­

мент, свои антирелигиозные взгляды. И. Якушкин, обучаясь на словесном факультете Московского университета, зачитывал­ся французскими богоборцами. Но нужно признать, что в это же время будущий декабрист серьезно начинает знакомиться с античной, средневековой европейской философией.

В письмах к своему близкому другу П. Чаадаеву он при­знается, что серьезно погрузился в трактаты, содержащие об­ширный естественно-научный материал, необходимый для ос­мысления философских проблем о жизни, смерти, о человеке, сознании и познавательной деятельности. В письмах из ссылки своим друзьям он перечисляет авторов по истории философии, которых основательно проштудировал, а именно: Декарта, Канта, Локка, Шеллинга, Лейбница, материалистов – просве­тителей XVIII века Франции, необходимых ему для написания работы: «Что такое жизнь?», которая позднее получит назва­ние: «Что такое человек?».

И. Якушкина интересуют те же вопросы, которые поставил в своей работе А. Радищев «О человеке, о его смертности и бессмертии» и другие мыслители того времени, но его не удов­летворяет ни противопоставление человека природе, ни взгляд на человека, низводящий его до уровня животных. Он призна­вал, что отсутствие у человека животных инстинктов делает его ничтожным существом в мире, принуждая к образованию семьи, общества и государства.

По мнению философа-декабриста, вся природа в своей ос­нове состоит из бесчисленного множества материальных ча­стиц («единиц»), он вводит такое понятие, не обладающих ни­какими другими свойствами, кроме способности к движению. В отличие от атомистов он признавал бесконечную делимость материи. Сочетаясь различными способами, «единицы» обра­зуют все предметы внешнего мира. А сама жизнь, в конечном счете, есть особый способ и порядок вещей, имеющая общие закономерности и качественное разнообразие.

И. Якушкин развивал своеобразное онтологическое учение, в котором умопостигаемая «единица» уподоблялась математи­ческой точке и была наделена атрибутом пространственности лишь в процессе движения. Эта позиция не совпадает с тра­диционно материалистической атомистикой, она терминологи­чески близка к учению Лейбница и его монадологии. Фило­соф, наделяя природу живой общностью, выделяет человека из мира животных как мыслящее существо. Сознание – это высшая ступень в развитии жизни, но как мыслящее животное, он, в силу природных и общественных обстоятельств, по не­обходимости является и животным общественным. Мыслитель искренне полагал, что все животные рождаются, в том числе и человек, имея изначальные знания. Вот его суждения: «Цыпле­нок, вылупившийся из яйца, и ребенок, вышедший из утробы женщины, в своем зародышевом развитии получают уже соб­ственно им одним принадлежавшее образование, отличающее их от всех прочих цыплят и от всех прочих ребят». Своими на­блюдениями ученый доказывает, что первичное образование всех животных совершается одним и тем же порядком и в то же время разнообразно до бесконечности и что «каждое животное существует отдельно от всех животных как неделимое, непо­вторимое и вместе с тем составляет собой звено неразрывной цепи всех существ».

Подобный взгляд делает честь нашему соотечественнику, ко­торый интуитивно предсказал генетическую основу всему жи­вому на земле, с неповторимостью всего сущего и еще, как мне представляется, он пытался понять бинарность, дихотомичность объективного мира. Интересные идеи высказал мыслитель о по­знавательной деятельности человека. Процесс познания, по его мнению, начинается с чувственного восприятия, на основе кото­рого возникают понятия и теоретические обобщения. В самом процессе восприятия человек выступает как развитое существо с уже имеющими накопленными знаниями, т.е. ощущения явля­ются осознанными, в них присутствует рациональный элемент, мозг играет определенную роль в образовании воображения и мышления. Что же касается интеллекта, то он естественно по­является у человека с начала его существования.

Он вобрал все ценное, что было в предшествующих фило­софских системах, но ученый показал несостоятельность те­ории познания Декарта, отрицавшего чувственный момент в познавательной деятельности и утверждавшего, что человек познает мир посредством разума. И. Якушкин не согласился и с теми кто считал (Локк, Дидро, Гельвеций), что человек по­знает объективную реальность только посредством чувств. Мыслитель писал: «Собственная познавательная деятельность нашего Я, беспрестанно проявляется при сношениях своих ощущений с внешним миром, и не все впечатления, передава­емые нам нашими чувствами, равносильно ощущаются нашим Я, и на подмогу чувствам должен прийти разум».

И. Якушкин, высказывая свое мнение о двух противополож­ных направлениях познаваемости мира, по существу приходит к современному пониманию, что чувственный и рациональный моменты в процессе познания должны выступать в органиче­ском, диалектическом единстве, и только такое единство спо­собно адекватно отразить окружающую нас действительность. Ученый не ограничился теоретическими изысканиями по дан­ной проблематике, он на практике в открытой им школе для де­тей разного сословия в городе Ялуторовске успешно применял свою теорию в процессе преподавания разных предметов.

Им составлены методики и программы преподавания рус­ской истории и литературы, катехизиса, начала геометрии и математики, иностранных языков. И. Якушкин сам преподавал арифметику, историю, русский язык, географию, ботанику, его воспитательные принципы основывались на способности объ­ективного самопознания и на этой основе – самовоспитания. Такая способность, будучи развита в людях, может значитель­но улучшить, по его мнению, природу человека, а следователь­но, и общественную мораль. Моральная личность формирует­ся средой и связывается с постановкой личностью своих целей, борьбой за их осуществление.

Философское учение русского мыслителя о человеческой субстанции, а также рассмотрение отдельной личности им как гносеологического субъекта, активно участвующего в процес­се познания объективного мира, высоко были оценены совре­менниками Якушкина Ивана Дмитриевича и учеными России второй половины 19-го столетия. Его именем назван проезд в Москве и улица в городе Ялуторовске Тюменской области.