Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





НУЖНА ЛИ РОССИИ РУССКАЯ ШКОЛА?


В ряде своих статей по образованию и воспитанию я ссы­лался на статью К.Д. Ушинского «О необходимости сделать русские школы русскими». Статья великого русского педаго­га написана более ста сорока лет назад, но не потеряла своей

актуальности и в наше время. Сегодня, на переломном этапе исторического развития России, вновь возникает потребность в создании русских школ. Появляются вопросы: а зачем и есть ли в этом необходимость? В педагогических и философских кругах ученые уже обсуждают данную проблему, и, как всегда, есть сторонники и противники ее. Но эта проблема родилась не в головах ученых. Она изначально вызрела из самой жизни у практиков-учителей, и ее приятие или полное неприятие, мож­но сказать, носит мировоззренческий национальный характер. Уже какой год педагоги и ученые говорят и пишут о кризисе образования в России, но образование является производным от общего кризиса всех отраслей и сфер деятельности государ­ства. Жертвой в первую очередь становится подрастающее по­коление.

Директор Института экономики РАН академик Л.И. Абал­кин называет сегодняшний кризис «долговой экономикой» и утверждает, что Россией управляют не из Москвы, а из Вашинг­тона. А директор Института социально-политических иссле­дований академик Г.С. Осипов о сегодняшнем экономическом кризисе и реформах выразился так: «Если люди вымирают, а ветераны войны и труда вынуждены копаться в мусорных бач­ках, значит, реформы реакционны или, точнее, преступны».

Школа сегодня, как, впрочем, и всегда, является главным институтом национальной культуры, проводником идей го­сударства. Однако функции нынешней школы меняются, она все больше становится средством получения определенной специальности, профессиональной пригодности ученика и все больше пренебрегает воспитанием, богатейшим опытом отече­ственной мысли в угоду западной.

Огромное количество учебников и учебных пособий, вы­пущенных по программе «Обновление гуманитарного обра­зования в России» при финансовой поддержке «Культурная инициатива» фонда Сороса, посвящено России. Даже непро­фессионалу становится ясно при чтении данных учебников, что в них прослеживается четкий замысел искажения цепи истори­ческих событий, нарушение принципа историзма. Школьнику

дается возможность войти в мир мысли, сомнений, духовных прозрений, но при этом материал так излагается, что ученик не способен восхититься своими выдающимися соотечествен­никами. Авторы учебных пособий находят такие тексты исто­риков, прозаиков и поэтов, в которых выражено сомнение в са­моотверженности, подвиге признанных героев во все времена истории развития России. В учебниках чувствуется целевая ме­тодическая отработанность подачи материала. После каждой главы – список вопросов для самопроверки, темы рефератов, отдельно выделенные рубрики, «Спорные мысли» и «Это ин­тересно» и т. д. Но учебная литература подобрана соросовски­ми летописцами и лауреатами как представление множества разнообразных существующих и существовавших точек зре­ния по рассматриваемым вопросам, не связанных между собой принципом историзма. Более того, допускается сознательное искажение исторических фактов, посвященных различным пе­риодам истории развития России.

В учебных пособиях по истории нет никакого теоретическо­го обоснования какой-либо государственной идеи, а весь раз­нообразный материал складывается в единое целое за счет вы­деления главного аспекта учебника – критики, скажем, истории советского периода и умолчания о его достижениях, а также противопоставления России Западу с позитивной оценкой по­следнего. Цель подобных учебников – разрушить преемствен­ность традиционных методов обучения и воспитания. За всеми этими методическими приемами просматривается план реали­зации сверхзадачи: сделать наших детей космополитами, граж­данами мира, не любящими свое Отечество. А граждане мира, или, как их сегодня называют, глобалисты, проповедуют идео­логию космополитизма, они все больше дистанцируются от на­рода и живут своими корпоративными интересами. При таком подходе к образованию утрачивается функция национального самосознания. В свое время премьер России П.А. Столыпин, выступая в Думе, сказал: «Нельзя к нашим русским корням, нашему русскому стволу прикреплять какой-то чужой, чуже­родный цветок».

Самым большим преступлением реформаторов 90-х годов явился разгром образования и науки. Под видом внедрения ин­новационных проектов (прозападного толка) на всех уровнях образовательного процесса, начиная от дошкольного и кончая высшим, шло экспериментирование, целью которого было разрушить национальные традиции и ценности, и именно те традиции и ценности, которые позволили России в области об­разования и науки быть в числе ведущих стран мира в 60-80-е годы (при оценке результатов по самым высоким стандартам). Цели разрушители достигли, и, чтобы теперь восстановить на­уку и образование, требуется беспрецедентная концентрация сил и капиталов. Глобалисты-космополиты атакуют всех, кто пытается сохранить традиции и ценности. Метод осуществле­ния этой политики в России известен – насаждение идеологии постмодернизма, что влечет за собой откровенное внедрение американского образа жизни.

Глобализация России означает уничтожение ее как страны и русского народа как нации, превращение родины в сырьевой придаток Запада. Когда появились образовательные концепции «вальдорфской школы», «Марии Монтессори», школы разви­вающего, личностно ориентированного обучения Эльконина

– Давыдова – Занкова, педагоги присматривались к этим экс­периментам, пока не убедились в их изначально, мягко скажем, негативном отношении к образу жизни, культуре и традициям русского народа. Перечисленные концепции в основном ори­ентируют учителей на формирование западных ценностей – рационализма, индивидуализма, прагматизма, доказывая, что «личность выше государства»

Сегодня происходят дегуманизация, денационализация на­шей школы. Отменены сочинения как основная форма про­верки знаний русской словесности. В новых школьных про­граммах предмет «литература», вопреки мнению научной и педагогической общественности, официально выведен из числа базовых дисциплин. А ведь литература и русский язык являются основными предметами, формирующими личность, национальное государственное сознание учащихся.

Возможно, читатель поставит вопрос: а что нужно делать, что­бы дети не учились по соросовским учебникам, чтобы уберечь их от растления со стороны тех, кто реализует западный между­народный проект «Основы планирования семьи» по половому воспитанию школьников? Существуют разные методы борьбы с этим. Так, например, уже есть прецедент: депутаты Воронежской областной Думы приняли постановление о прекращении препо­давания истории по учебнику А.А. Кредера «Новейшая история ХХ века». Подобные рекомендации приняли думские депутаты и еще нескольких регионов страны. Другой пример: родители детей нескольких петербургских школ возбудили судебные иски против директоров школ, в которых без их ведома детям пре­подавали половое воспитание, которое они оценивают как раст­ление. И хотя Министерство образования и здравоохранения подписало приказ «О ликвидации центра планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья», тем не менее программа продолжает реализовываться во многих регионах страны.

Русская школа нужна для того, чтобы оградить детей от бесконтрольного или сознательного преподавания по несо­вершенным учебникам и методикам, по программам и техно­логиям прозападного толка, без участия национального опыта просвещения. Выдающийся современный философ-мыслитель А. Зиновьев, проживший на Западе 20 лет (бывший диссидент, вернулся в страну), говорит о насильственной западнизации России. Эта насильственная западнизация России началась под давлением победивших сил Запада и пятой колонны Запада, ко­торая пришла к власти в России.

Конец ХХ и начало ХХI веков ознаменовались тем, что уче­ные-педагоги, оснащенные западными технологиями, принес­ли радикальный новационизм, нигилистическое отношение к опыту традиционного русского образования и воспитания. И задача сегодняшней русской школы – вернуть тот опыт, то луч­шее, что имела советская школа и ей предшествующий отече­ственный опыт обучения. А он заключается в формировании нравственного, гуманного человека, а не просто внедрения зна­ний посредством новых технологий.

Содержательное начало русской школы – в ее христианской ориентации. Ориентация образования на православные ценно­сти отвечает истории развития образования и сегодня необхо­дима. Православием должны быть пронизаны все изучаемые предметы в русской школе. Оно несет стремление к истине, правде, к нравственным нормам, основанным на христианских заповедях, желание гармонизировать нелегкие социальные от­ношения. Русская школа должна объективно отразить историю России, русскую культуру, гуманизм, выразить своеобразные черты русского национального мышления. Это своеобразие от­лично от западноевропейского и несет в себе духовность, само­бытность русского самосознания, которое стало явлением уни­кальным, не имеющим аналогов в истории развития культуры других народов. Русская школа должна быть носительницей православного христианства как особого типа культуры, вклю­чающего в себя историю, географию, антропологию и этногра­фию, философию и богословие, этику и эстетику, экономику и право, литературную теорию и критику, художественное твор­чество и фольклористику и, конечно, предметы естественного цикла. Таков неполный перечень предметов, который должен изучаться в русской школе, это жизненно необходимо для вос­питания национального мировоззрения, чтобы уберечь уча­щихся от «западнизации» и «американизации».

Возникает вопрос: только ли русские должны учиться в этой школе? Нет, конечно, русская школа доступна для учащихся любой национальности, проживающих в России. В Тюмени при школе открыты классы, например, армянские, украинские, белорусские, есть татарские школы. Это нормально. Не разде­ляя взгляды А.И. Солженицына по многим проблемам, замечу, что его отношение к созданию русских школ в стране спра­ведливо. Он ратует за создание таких школ, тем более что во всем мире национальные школы – естественная вещь. Вот его суждение по этому вопросу: «Что значит русская национальная школа? Боже упаси думать, что это значит – принимать учени­ков по этническому принципу, ничего подобного. Принимают­ся все желающие, но родители, отдавая своих детей, понимают,

что программа будет строиться на русской национальной тра­диции, культуре, языке, истории». Практика показывает: в тех регионах России, где открыты русские школы, дети разных на­циональностей по инициативе родителей предпочитают учить­ся именно в таких школах. Наша страна – многонациональное и многоконфессиональное государство (по данным социоло­гических исследований, около 70 процентов жителей считают себя верующими). Вера является не интеллектуальным актом, а способом жизни. Нельзя не учитывать духовную силу тысяч храмов, монастырей, мечетей, семинарий, духовных академий, медресе, большого числа газет, журналов, издательств, верую­щих представителей творческой интеллигенции. Нужно сохра­нить и приумножить духовные богатства, т.к. культура вырас­тает из прошлого и на его фундаменте. Фундамент настоящей и будущей культуры России закладывается в национальных шко­лах, и прежде всего – в русской школе, хранительнице истори­ческого, духовного и культурного наследия Отечества.