Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







ЗОДЧИЙ СИБИРИ


Появился новый роман известного тюменского прозаика и драматурга Зота Корниловича Тоболкина «Зодчий», опублико­ванный издательством «Русь».

Трудным был путь писателя в осмыслении эпохи конца XVII– начала XVIII веков, стремившегося к глубинному познанию жизни человека, чей многогранный талант неоспорим и признан эпохой Петра Великого и нашей эпохой. Речь идет о нашем земля­ке – тоболяке Семене Ульяновиче Ремезове.

Всесторонняя и справедливая оценка редко выпадает на долю прозаика, взявшегося написать роман об исторической выдаю­щейся личности. Почему так происходит? Всякая оценка степени таланта писателя всегда грозит быть очень субъективной, потому что писатель, вознамерившись рассказать об историческом собы­тии и присутствии в нем выдающейся личности, не всегда следует строго историческим фактам. И это понятно, так как он пропускает события прошедших лет через себя, через свой духовный опыт.

Уже первые строки романа «Зодчий» сразу привлекают вни­мание языком повествования: «Едва лишь май народился, едва плеснул зелеными листочками, травами, подразнил ноздри, одур­манил сиренью, черемухой, оглушил соловьями, расстался Ремез с Москвой, получив в Сибирском приказе прогонные. Не велика по­живка – по семи алтын на подводу, – а и тому рад. Скорей бы в путь, подальше от белокаменной. Чужая она, и за два месяца род­ней не стала». Казалось бы, все написанные слова известны, но вот «плеснул» Зот Корнилович их, словно пригоршню, – и уже не чи­тать дальше было нельзя. Роман захватил меня в полон не только языком говорящих людей периода Семена Ремезова, но и эмоцио­нальной лирико-романтической направленностью. Писатель не рассказывает о юности просветителя Сибири, он рисует человека, которому уже за сорок, человека, умудренного жизненным опытом, приехавшего в Москву со своими чертежами и планами (их было пять вариантов) строительства Тобольского Кремля. Начал он его строить только в 58 лет. Все персонажи романа вылеплены З. Тоболкиным с истинным мастерством. Читатель не найдет в нем ни одного диссонанса, нарушающего целостность произведения. Кус­ки жизни схвачены с такой натуральностью, которая говорит о большой предварительной работе автора, об использовании огром­ного количества исторических источников, относящихся к началу XVII столетия истории Сибири. Через психологический анализ той эпохи З. Тоболкин пришел к глубокому философскому и социаль­но-историческому изучению действительности г. Тобольска, Сиби­ри, показал противоречивость взаимоотношений между людьми, в которых сталкивались принципы, идеалы, индивидуализм и высо­кая человечность. Разные люди окружали Семена Ремезова – «Ре­меза» (так звали близко знавшие русского мыслителя). Я заглянул в энциклопедический словарь и обнаружил, что «Ремез» означает птицу семейства синицевых. Это птица-строитель. С точки зрения этимологии, фамилия Ремез являет собой совпадение в содер­жательном плане с деятельностью сибирского просветителя. Семен Ульянович Ремезов, словно птица, облетел всю Сибирь, создал чертежную книгу Сибири, географический атлас из 23 карт, в 1703 году в Тобольске открыл завод по производству селитры. Он – строитель, историк (автор первого научного трактата по истории Сибири), художник, писатель, этнограф, поэт, архитектор... Каза­лось, не было сферы деятельности, в которой не проявил бы себя Ремез.

Этот мыслитель был подстать монарху России, реформатору и преобразователю. На крутом изломе истории, в эпоху невиданных перемен, коими жило Отечество, С. Ремезов полностью реализовал свой многогранный талант. Постоянные разъезды Ремеза сталкива­ли его с людьми разных социальных слоев. Он стремится обстоя­тельно проникнуть в их душу и помыслы, исследовать сложные и противоречивые процессы их внутренней и духовной жизни. Судь­ба подарила Ремезу возможность в юные годы общаться с такими выдающимися людьми, как Протопоп Аввакум и Юрий Крижанич, которые отбывали ссылку в Сибири, в Тобольске. Характер взгля­дов Ремеза вырисовывается чаще всего в спорах со своими спо­движниками – С. Шарыпиным, Г. Тютиным, братом Никитой, В. Турчиным, – всецело верившими своему сотоварищу, который полностью отдает себя служению России. Как патриот России, Си­бири, Ремез встречает на своем пути не только понимание, но и препятствия со стороны чиновников «белокаменной», воевод, но в случае неудачи не опускает руки, а переключается на другие дела. З. Тоболкин в описании душевных мук своего героя очень точен. Мы благодарны ему за остроту зрения и понимание психологии человека, его душевных качеств. _«Чертить_карты_и_сочинять_стихи_одновременно_–_не_можно._Два_начала_эти_–_непримири­мые_враги._Но_оба_врага_в_нем_одном._Они_воюют,_а_ему_тяжко._В_душе,_будто_железо_плавится._Сорвет_оно_летку,_извергнется_и_сожжет_все_вокруг,_иссушит._Само_застынет_лавой._Рождались_вирши,_а_он_их_и_не_осознавал._Быть_может,_эти_стихи_обессмер­тили_бы_его,_узнай_мир_о_них»._От душевных невзгод Ремез искал выход и находил его в разнообразной деятельности. Он интересу­ется всем не ради праздного любопытства, но его как ученого вол­нует, насколько адекватен исторический факт, отражающий жизнь и являющийся порождением ее. У З. Тоболкина нет боязни излиш­ней обобщенности, утраты конкретного, а его тяга к скрупулезному анализу жизни и деятельности Ремеза не порождает опасности ме­лочности аргументов, многочисленных подробностей, описания деталей домашнего быта, отношений, скажем, с женой Фимой, сы­новьями. Наоборот, подобная детализация помогает создать опре­деленный фон, раскрывающий всесторонне личность ученого и обычного земного человека с его страстями, страданиями, взлетами и падениями. Желая сотворить облик своего героя, писатель по­буждает его жить не под сенью таинственного облачения, не вдали от обыденных дел, невзгод, сильных страстей, сжигающих людей, не обносит оградой, не очерчивает кругом от всего сущего и земно­го. Герой его – страстный до работы – страстен и неутомим во всех мирских делах, не исключая и любви. Вот как описывает автор вспыхнувшую страсть Ремеза к знахарке-белорыбице Домне:

_«Плыла,_хохотала,_чертова_белорыбица!_Дом_кружило_в_мутном_безбрежье,_тащило_вниз,_к_океану,_но_страха_не_было,_изограф_его_не_испытывал,_лишь_детское_любопытство,_восторг_перед_разыг­равшейся_стихией,_страстью_Домны._Мутное_небо_и_мутный_Ир­тыш_слились_где-то_за_невиданной_чертой,_настал_давно_обещан­ный_писанием_конец_света._Странный,_странный,_совсем_не_биб­лейский_потоп._Ни_птиц,_ни_зверей_в_ковчеге...»_



У обоих возлюб­ленных в периоды отдыха не чувствуется раскаяния. Домна, прав­да, словно оправдывается:_«Зашлась_я..._обезумела_вовсе._О-ох!_И_сила_снова_в_нее_влилась._Обмякшее,_вялое_тело_сделалось_упругим_и_жадным»._ Так мог написать только человек, переживший в своей жизни подобную страсть и хорошо знающий психологию женщин. Господи, все мы не безгрешны на этой Земле!

К достоинству романа З. Тоболкина нужно отнести летопис­ную документальность, он увязывает в сюжете наиболее харак­терные для того времени события и факты. Это обеспечило проч­ную реалистическую основу сюжетно-композиционным линиям ро­мана. Речевая, языковая плоть «Зодчего» создает эмоциональный подтекст, органично связанный с повествовательной тканью про­изведения.

Природа Сибири, столь живо и талантливо воссозданная в ро­мане, властно подчиняет читателя, он невольно как бы переносится на пастбище, луга, и озера, в тайгу, мысленно представляя их не тронутыми бездумной цивилизацией.

Роман «Зодчий» Зота Корниловича Тоболкина рождает мысль о том, что мы порою проявляем излишнюю сдержанность там, где надо сказать откровенно и честно о большом таланте. Произведе­ния З. Тоболкина не удерживают читателя в безмятежности, они волнуют и входят в душу как порыв, пробуждающий к дея­тельности.

Цена талантливому писателю подобна цене на алмазы и золо­то. До известной степени его превозносят за то, что он своими про­изведениями будит мысль и чувства людей. Я долго размышлял над тем, как выразить свое впечатление от прочитанного романа «Зодчий», от встречи с его главным героем – патриотом России Семеном Ульяновичем Ремезовым, и неожиданно припомнил слова выдающегося писателя В. Г. Распутина, сказавшего их на послед­нем съезде российских писателей. Вот они: «Да, среди великого множества мерзости жизни... есть и бескорыстие, и радость, и надежда, и святость. Они очень сейчас нужны читателюх. Он устал от зла, от пошлости и цинизма, грубости и оскорблений. Огромный успех ждет сегодня книгу, где сквозь слезы и страдания, сквозь страх и нужду засветится герой надеждой и любовью и не уронит с красивого лица благодарной улыбки за жизнь».

Эти слова можно со всей ответственностью отнести к Зоту Тоболкину и его прекрасному роману «Зодчий».