Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







СОВЕРШЕННЫЙ ИНТЕЛЛИГЕНТ


«Интеллигент не мыслит свою интеллигентность,

но дышит ею, как воздухом»

    Алексей Лосев.



В отечественной истории философии имя Алексей Федорович Лосев (1893 – 1988) произносится с особым уважением, при одном имени его в памяти воскресают огромное количество книг и прежде всего «История античной эстетики», состоящая из восьми томов, в которой мыслитель обнаруживает потрясающую эрудицию, ученого с мировым именем. В списке опубликованных работ Лосева более тысячи наименований. Потрясающая работоспособность ученого поражает всех, кто начинает знакомиться с его трудами. Иногда складывается впечатление, когда знакомишься с трактатами мыслителя, что для создания такого объема работ нужен целый научно – исследовательский институт. Алексей Лосев родился в Новочеркасске в семье музыканта, церковного регента, женатого на дочери протоиерея. После окончания музыкальной школы по классу скрипки Лосев поступил в Московский университет сразу на два отделения – филологическое и философское и оба успешно заканчивает. Круг интересов русского религиозного мыслителя необычайно широк: античная философия, типология культуры, математика, философия музыки, история мировой и русской философии, мифология, семиотика, лингвистика, стилистика, переводчик с восьми языков, комментатор античных и средневековых мыслителей. В 1919году Лосев избирается профессором Нижегородского университета по классической филологии и профессором Государственного университета музыкальных наук, позднее преподавал эстетику в Московской консерватории. В этот период выходят в свет целый цикл философских сочинений Лосева: «Античный космос и современная наука», «Философия имени», «Диалектика художественной формы», «Очерки античного символизма и мифологии», «Диалектика мифа», «Диалектика числа у Плотина», «Музыка как предмет логики» и др. К этому стоит добавить статьи и книги о Вл. Соловьеве, Ф.Достоевском, Ф.Ницше, Ф.Шеллинге, Г Гегеле, А.Бергсоне, П. Наторпе, Э.Кассирере, Х.Лоренце и др.

Основные философские идеи положили в основание преобразование феноменологии, превратив ее в универсальную диалектику «философия имени», мыслитель показал, что все в этом мире, включая и мертвую природу, есть смысл и потому философия природы и философия духа объединяются в философии «имени как самообнаружение смысла». Имя как «идея», «эйдос» существо предмета. Под эйдосом Лосев разумел «законченный логический образ вещи», посредством сложных богословских концепций философ приходит к выводу, что сама сущность есть не что иное, как имя: «имя, слово, как раз есть то, что есть сущность для себя и для всего иного». Мир по – Лосеву разная степень разумности, словесности, бытия, разная степень смысла, имени. Ученый писал: «Человек, для которого имя только простой звук (нет имени), а не сами предметы в их смысловой явленности, этот человек глух и нем. Если слово не действенно и имя не реально, не есть фактор самой действительности… тогда существует тьма и безумие и копошатся в этой тьме только такие же темные и безумные глухо – немые чудовища», именем и словами держится мир. В своих произведениях ученый, рассуждая о диалектике, имени, мифе в завуалированной форме утверждал Православие. В работе «Диалектика мифа», за которую он поплатился (1930) поскольку в ней признали (цензоры) антисоветские выпады не поняв религиозные терминологические тонкости мыслителя. Философа приговорили к десяти годам исправительно – трудовых лагерей на лесоповале, работал на строительстве Беломорско – Балтийского канала, где он потерял зрение, но не потерял веру в Бога и удивительную работоспособность. О чем эта работа? В ней рассматривается три ипостаси: обоснование христианского мировоззрения, обоснование особенностей мифа как формы сознания, разоблачение марксистской мифологии. Последняя как раз и послужила причиной ареста ученого.

Миф, по мнению ученого развернутое магическое имя, первозданная сущность, абсолютная диалектика. «Только в мифе я начинаю знать другое как себя и тогда мое слово - магично». В этой книге Лосев рассматривает теорию и философию языка, частные его проблемы, многие черты его развития, а также о смыслах имен, символов, знаков. Античность и древние языки, которыми безупречно владел ученый, позволяли ему погружаться в мировую историю, находить исторические параллели, показывая разнообразные сферы жизни от философии, истории, литературы до понимания, почему человек в личном и социальном существовании живет мифами, которые приспосабливает под идеологию, обосновывая ее иногда с точки зрения религии. Интересны суждения Лосева о соотношении человека и Бога. Он считал, что познать Всевышнего нельзя. И ставить так вопрос – значит нарушить абсолютную персоналистическую границу между Богом и человеком, отождествляя их в разуме. Бог не познаваем (в рационалистическом смысле), однако общее между Богом и тварным миром – коммуникативная энергия первосущности возможно. В последние годы жизни мыслитель обратился к русской религиозной философии, написав большой трактат «Владимир Соловьев и его время». Истоки русской философии он обнаруживает в античности, развивающиеся на основе греко – православных представлений, кладет в основание Логос. Русская самобытная религиозная философия представляет собой непрекращающуюся борьбу между западноевропейским абстрактным рационализмом и восточнохристианским конкретным богочеловеческим Логосом и является беспрестанным, постоянно поднимающимся на новую ступень постижения иррациональных и тайных глубин космоса живым разумом. Алексей Федорович Лосев был одним из последних великих русских религиозных философов ХХ столетия, приняв идейную эстафету у своих предшественников – мыслителей серебряного века. Скончался ученый 24 мая в день Славянской Письменности и Культуры, памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на девяносто пятом году жизни.

Религиозный философ Василий Зеньковский точно определил место своему собрату в истории русской религиозной философии: «В лице Лосева русская философская мысль явила такую мощь дарования, такую тонкость анализов и такую силу интуитивных созерцаний, что всем этим с бесспорностью удостоверяется значительность того философского направления, которое впервые с полной ясностью было намечено Вл.Соловьевым».