Станислав Ломакин
Костян










_СТАНИСЛАВ_ЛОМАКИН_ 





РУССКИЕ КОЛОКОЛА







КОНСТАНТИН ПОБЕДОНОСЦЕВ – МОРАЛЬНЫЙ МАГНИТ РОССИИ.


«Мир вечно тревожен, и тем живет»

    Василий Розанов.



Обер – прокурор святого Синода Константин Петрович Победоносцев (1827 – 1907) по свидетельству современников, был одним из умнейших, честнейших людей России. Он родился в Москве семье с традиционными монархическими, религиозными взглядами, отец профессор словесности Московского университета, дед священник. Образование будущий религиозный мыслитель, правовед, социолог, выдающийся политический деятель, публицист, писатель получил в привилегированном училище правоведения. Будучи студентом, серьезно увлекался идеями Платона, Т.Карлейля, К.Каруса, Гете, был близко знаком с Ф.Достоевским, К.Леонтьевым и разделял их почвеннические взгляды. Победоносцев был монархистом, верил в прочность патриархального быта, в мудрость народной стихии, в силу народной простоты и первобытности. Признаками жизни были ее непосредственность, естественность, коренящихся в религиозно – нравственных традициях, истоках бытия народа, противостоящие поверхностным и искусственным формам атеистической и рационально – просветительской цивилизации. Эти идеи он внушал своим студентам, являясь заведующим кафедрой гражданского права, профессором правоведения Московского университета. Ученый был страстным противником западной цивилизации, верил в силу православной церкви, она для него, прежде всего «живое, всенародное учреждение». Высоко отзывался о духовных сельских пастырях, их мудрости и значении в истории развития России. На этой почве у него были разногласия и споры с Л.Толстым и Вл. Соловьевым, переходящие в нелицеприятные отношения, особенно со стороны философа Вл.Соловьева. Мыслитель много занимался строительством церковно – приходских школ, сельских храмов, издательством благочестивых книг и молитвенников для народа, материальной помощи духовенству.

Ученым переведены труды европейских теологов с латинского, английского, немецкого, французского, испанского на русский язык, в частности: Блаженного Августина, Ф.Кемпийского, Т. Карлейля, перевод Нового Завета, сочетающего русскую и церковнославянскую лексику. Победоносцев отстаивал господствующее положение православия, выступал против отделения церкви от государства. При этом повиновение, даруемое божественным провидением верховной власти, становилось обязанностью для всех подданных. Воспитательная роль школы – приобщение к таким вечным ценностям, как Бог, Отечество, родители (семья). В совокупности, вместе взятые, образует в человеке совесть и дает ему нравственную силу для того, чтобы выдержать борьбу «с дурными внушениями и соблазнами мысли».

Победоносцев считал, что школа должна не столько давать знания «общее развитие», сколько развивать навыки и умения, в строгом соответствии наличной среды. Ученый полагал, что школа должна быть приближена к жизни. «Жизнь – это свободное движение всех сил и стремлений, вложенных в природу человеческую, цель ее в ней самой, в этом движении заключается». Любое насилие над жизнью, любое переустройство «опасны и теоретически несостоятельны»,- полагал он. Им написаны статьи и книги «История детской души», «Новая школа», «Воспитание характера в школе», «Ученье и Учитель». Знания, приобретаемые человеком, связаны с иррационализмом, философия и наука дают только «вероятное предложение». Истинное же знание должно соответствовать жизни с учетом того, что «абсолютное сознание настоящего возможно лишь в области бессознательного». Философия Победоносцева зиждилась на идеях «органицизма», целостного органически природного и социально – исторического бытия. «Ясность сознания доступна лишь немногим умам». На этих принципах профессор строил свои программы, когда преподавал студентам гражданское право, правоведение и законоведение наследникам престола Александру и Николаю. Научные труды Победоносцева такие как: «Курс гражданского права», «Историко - юридические акты переходной эпохи 17 – 18вв». «Исторические исследования и статьи», «Вечная память», «Победа, победившая мир», «О подражании Христу» переизданы многократно.

Философские работы, политические, публицистические статьи вызывали у интеллигенции огромный интерес, т. к. они были посвящены критике нигилизма и либерализма, обличению безверия интеллигенции, что связано, по его мнению, с влиянием, отвлеченного рационализма Запада, породившего «дикое варварство и анархию в Европе». Он был по существу главным идеологом и вдохновителем новой охранительной политики, «главным ретроградом», как его называли либералы, поносившие Победоносцева, его идеи в своих СМИ. Всесилие обер – прокурора Синода, его необъятной власти, сравнимо было с властью царя. Эту власть он употреблял в интересах сохранения и процветания России. Его публицистические статьи и устные выступления не оставались без внимания всех слоев общества. Надо признать, читая произведения мыслителя, замечаешь некую загадочность, свои книги он имел обыкновение издавать безымянно от лица других людей, как бы передавая не свои, а чужие мнения и мысли. Этим самым он как бы хотел сказать, что проблемы, волнующие его, волнуют многих людей страны.

Почти все современники Победоносцева, противники и сторонники его идей отзываются о нем благожелательно, характеризуя как тихого, скромного нрава, честного, благочестивого, с разносторонними знаниями, энциклопедическим образованием и тонким умом. Мыслитель общался с людьми разных профессий и интеллектуальных дарований. Его высоко ценили Ф.Тютчев, А.Фет, Н.Страхов, И.Аксаков, М.Катков, М.Нестеров, Л.Толстой, В.Васнецов, М.Мусоргский, В.Розанов, П.Чайковский и др. Победоносцев с 1872года член Государственного совета, а с 1880 – 1905г – обер – прокурор Синода, оказывал значительное влияние на политическую и духовную жизнь России. После убийства народовольцами Александра!! Победоносцев написал Манифест от 29 апреля 1881года «О незыблемости и укреплении самодержавия», где царь брал на себя обязательство «утверждать и охранять самодержавную власть от всяких поползновений», учредил «Священную дружину», ставившую целью бороться с революционным движением.

В своих научных трудах и устных выступлениях, ученый и политик доказывал, что для России монархическая форма правления является священной. И другая форма власти никогда не приживется в России надолго, так как Император, являясь «Божьим помазанником» не зависит ни от каких политических партий и отдельных общественных объединений, он слуга всего народа и должен служить ему верой и правдой. Победоносцев искренне считал, что уступки либералам с их парламентскими, конституционными реформами, демократией представлялись ему лживыми иллюзиями, погубившими не одно государство и способными погубить Россию. Либерально – демократическим идеям должны, по мнению политика, государство противопоставить верность традиции, принцип незыблемости монархии, программы осторожных реформ. Победоносцев видел свой историософский идеал в медленном, постепенном эволюционном развитии общества, мирном органичном движении, не прерываемым никакими насильственными катаклизмами. Он ратовал за крепкую семью, которая выступает гарантом стабильности и процветания государства.

Журнал «Исторический вестник» писал: « Победоносцева можно сравнить с историческим знаменем, которое рвали бури и непогоды, вокруг которого кипели страсти и борьба». В период первой буржуазной революции (1905 – 07)годов охранительная система Победоносцева не выдержала, «злому гению» России и его единомышленникам не удалось сохранить, заморозить общество. В 1905 году Победоносцев демонстративно ушел в отставку, считая уступки (либералам) разрушительными для России. Погружаясь в историю развития России, замечаешь, в логике общественного развития изменяется понимание явлений и процессов жизни на различных ее этапах. Складывается иногда впечатление, что лучшие русские люди – державники, патриоты заменяются порой мелкими, наглыми авантюристами, живущими собственными интересами, а не интересами всего народа. Когда умер охранитель государства, на его кончину откликнулись почти все газеты цивилизованных стран, я лишь процитирую одно суждение выдающегося писателя – философа Василия Розанова, опубликованное в газете «Русское слово». «Умер Победоносцев. И с ним умерла целая система государственная, общественная, даже литературная; умерло замечательное, может быть, самое замечательное лицо русской истории Х!Х века; сошел в могилу, целый исторический стиль законченный и продолжительной эпохи».