Коняев Право на профессию
Unknown
Николай Коняев
ПРАВО НА ПРОФЕССИЮ
К ВОПРОСУ О ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ ЮГРЫ
_(Выступление_на_конференции_«Югорика-2004»_в_государственной_библиотеке_Югры)_
Начну с «Разговора книгопродавца с поэтом»:
_...Прекрасно._Вот_же_вам_совет._
_Внемлите_истине_полезной:_
_Наш_век_—_торгаш;_в_сей_век_железный_
_Без_денег_и_свободы_нет._
_Что_слава?_—_Яркая_заплата_
_На_ветхом_рубище_певца._
_Нам_нужно_злата,_злата,_злата:_
_Копите_злато_до_конца!_
Этому монологу более 180 лет. Но и сегодня можно утверждать: «Наш век — торгаш», и «слава поэта — яркая заплата», и лозунг наших дней всё тот же: «Злата, злата, злата!» Но если у пушкинского книгопродавца был обнадёживающий довод: «Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать», то нынче бедному «певцу» и рукопись-то продать проблематично...
Действительно, писательские организации в России с переводом их в разряд общественных объединений государством с довольствия сняты. Кое-где в регионах их пока ещё поддерживают скудными бюджетными пайками. Но десять лет назад наше правительство параграфами своих инструкций чётко дало понять: государство в писателях не нуждается, писательство — дело частное, а слово «литература» негласно вынесено за пределы понятия «национальная культура». Дикость, какой свет не видывал. Ибо все цивилизованные государства Запада и даже Востока мощно поддерживают свои национальные языки и литературы. И французы, и венгры, и норвежцы, и корейцы, и китайцы прекрасно понимают, что национальный язык способен к саморазвитию и обогащению только в процессе художественного творчества.
Напомню: созданный Горьким в 1934 году Союз советских писателей до 1958 года имел отделения во всех союзных республиках, кроме России. Русское самосознание у нас во все времена подавлялось. В эпоху перестройки торжествующий дух Троцкого диктовал «прорабам» план разрушительных действий в сфере литературы. Однако уже в начале 1990-х годов Союз писателей России «пришёл в себя» и провозгласил основные принципы: державность, следование традициям классической русской литературы, утверждение реализма как главного художественного направления, утверждение нравственности, борьба за чистоту русского языка... Можно сказать, была выработана идеология, которая, судя по риторике нынешних политиков, должна стать стержнем духовного развития современной России...
Но вернёмся от риторики к реальному положению вещей.
Не без гордости за родной Ханты-Мансийск прочёл в «Литературной газете» (2007, 28 марта — 3 апреля) статью музыковеда Тамары Грум-Гржимайло «Здесь хочется дышать глубже». Разделяю восхищение автора сибирской столицей искусств. Действительно, за считанные годы в бывшем северном захолустье свершилось грандиозное культурное строительство. Здесь сияющий миллиардами огней международный аэропорт, изящный многогранник Музея нефти и газа, живописный отель «Югорская долина» — шедевр эклектики и комфорта! Здесь
— уникальный Ледовый дворец, Театр обско-угорских народов, Югорский университет, Музей Природы и Человека! Здесь
— храм Воскресения Христова, Концертно-театральный центр «Югра-Классик», Центр искусств для одарённых детей Севера! И т.д. и т.д...
Я рад, что восторженная гостья не испортила общего впечатления о пребывании в Ханты-Мансийске как «сибирской столице искусств» посещением Дома писателей — некогда являвшимся гордостью окружного правительства, а теперь ставшим даже и не падчерицей, а беспризорным дитём югорской культуры. Три года как писательская организация снята с бюджетного финансирования. За неимением средств на зарплату уволен штат сотрудников. В год своего пятилетнего юбилея прекратила существование газета «Югра литературная». Более того, отказано в финансировании затрат на содержание и самого здания. Долг писателей за содержание своих помещений достиг более трёх миллионов рублей. За всё это время не выделено ни рубля на оказание даже единовременной помощи. Безуспешно добиваюсь рассмотрения правительством конкретных предложений по выходу из кризиса. Одно из предложений: создание учреждения «Дом литераторов Югры» по образцу созданного Аманом Тулеевым «Дома литераторов Кузбасса». Нашим же чиновникам не нужна лишняя головная боль. Вполне может статься, что в богатейшем регионе России, в «сибирской столице искусств» писатели в год десятилетия своей организации будут выброшены на улицу, как это уже случилось с писателями из некоторых российских регионов. Это ли не яркая картина истинного места литературы в югорской культуре?
По кабинетам югорской Думы кочует проект целевой ведомственной программы «Развитие многонациональной словесности Югры на 2008-2010 годы». В заключении Департамента экономической политики просвета не видно: «Проект Закона должен содержать прогноз ожидаемых результатов реализации программы в количественном и качественном выражении» — вот главный довод неприятия экономистами программы. Что на это можно сказать?
В сентябре прошлого года мы с «благословения» губернатора провели в автономном округе Дни российской литературы на тему «Богатство земли — богатство души». Последний раз подобное мероприятие проводилось более тридцати лет назад. Литературный «спецназ», по определению Станислава Куняе- ва, вылился в подлинный праздник русского слова. Когда бы ещё северяне услышали живой певучий голос классика современной русской литературы Владимира Личутина, загоревшегося желанием написать книгу о хантыйской поэтессе Марии Вагатовой? Когда бы услышали страстные публицистические выступления Станислава Куняева и Александра Казинцева, неторопкого, взвешивающего каждое слово Николая Лугинова, москвича Геннадия Иванова, орловца Геннадия Попова, кеме- ровчанина Бориса Бурмистрова, питерцев Николая Рачкова и Владимира Шемшученко? И разве забудешь переполненный тысячеместный зал в нижневартовском Дворце культуры? Школьницу, поехавшую за писателями в Сургут, чтобы ещё раз услышать любимых поэтов? Округлённые глаза десятиклассницы из Ханты-Мансийска, после заключительного Литературного вечера в Центре искусств подошедшей к нам с вопросом: «Почему мы раньше этого не видели? ». В каких денежных единицах — в евро или долларах — можно выразить «количественный и качественный эффект» подобных мероприятий? А в каких деньгах можно выразить «экономический эффект» воздействия сказок Пушкина на душу ребёнка? Ясно, что экономисты с подачи горе-реформаторов увязли в паутине воображаемых рыночных отношений, но выбраться на свет божий без команды сверху не имеют права.
Вот уже десятилетие на различных литературных форумах, на встречах с читателями я говорю об одних и тех же наших проблемах. Цепочка «писатель — издатель — книгопродавец — библиотекарь — читатель», то есть путь книги от «нулевого цикла» (писательского замысла) до книги в руках читателя, по сути, и представляющая упрощённую схему литературного процесса, ныне разорвана, звенья этой неразрывной по определению цепочки, увы, давно существуют сами по себе.
Сегодня читатель не знает, что издаётся в Сургуте, Советском, Урае, Нижневартовске, Тюмени. Там не знают, что выходит в Ханты-Мансийске. В книжных магазинах некоммерческие книги не очень-то жалуют — они не приносят прибыли. На телевидении, а теперь уже и на радио вы не услышите ни одной регулярной писательской передачи. Газетная площадь учредителями выгодно сдаётся в аренду. Мы не всегда имеем возможность дать информацию об интересных книжных новинках. На нас смотрят как на «выпавших»: с какой стати мы, дескать, должны бесплатно рекламировать ваш товар? Они в наших книгах видят всего лишь товар. Это уже похоже на симптом нового вида психического расстройства — _синдром_рыночного_затмения_(СРЗ)._
Отмеченные этим опасным для общества синдромом новые русские чиновники уже совершенно не понимают, что цель художественной (некоммерческой) литературы лежит за пределами книгоиздательского, книготоргового и прочего бизнеса в товарно-денежном его выражении. Пока ещё не прибыль, но доход, по нашим наблюдениям, становится самоцелью иных публичных библиотек. О том, что библиотека — это Храм, в котором в ризу священника должен быть облачён не чиновник, а писатель, здесь да и в других учреждениях культуры Ханты-Мансийска крепко подзабыли. Орбиты издательской и писательской деятельности разошлись настолько, что почти не соприкасаются. Издание авторской книги прозы или поэзии русского писателя за счёт средств окружного бюджета становится делом немыслимым...
А ведь талантливые писатели у нас есть. Это не только хорошо известные финно-угроведам ханты Еремей Айпин и Мария Вагатова (Волдина), манси Андрей Тарханов и Юван Шесталов, ненец Юрий Вэлла. Но и поэты Владимир Волковец, Петр Суханов, Дмитрий Мизгулин, Дмитрий Сергеев, прозаики Маргарита Анисимкова, Сергей Козлов, Виктор Козлов, Сергей Луц- кий...
Взять, к примеру, Сергея Луцкого. На мой взгляд, этот писатель — один из лучших современных прозаиков России. Живёт в посёлке Большетархово Нижневартовского района. Печатается в окружном альманахе «Эринтур», в толстых литературных журналах «Юность», «Октябрь», «Наш современник», «Сибирские огни». Недавно состоялось представление его прозы в популярной «Роман-газете». Прочтите его повести «Затмение», «Снохач Бусыгин», «Варианты Надежды Вилоровны», «Страсти по Василию», «Портрет на фоне 90-х» и убедитесь, что это литература самой высокой пробы.
Прозаик из Горноправдинска Ханты-Мансийского района Сергей Козлов за два последние года выдал две талантливые повести «Мальчик без шпаги» и «Бекар», удостоенные международных литературных премий за произведения для детей и юношества им. А.Н. Толстого и В. Крапивина. Одной из повестей Козлова «Мальчик без шпаги» заинтересовался тюменский кинорежиссёр Константин Одегов, идёт подготовка к съёмкам художественного фильма. Однако же местные критики, литературоведы, журналисты и библиотекари, без активной работы которых также немыслим полнокровный литературный процесс, почти не обращают внимания на творчество своих земляков. Нет пророков в своем Отечестве?
Со всех концов необъятного округа в Дом писателей стекаются книжки и книжицы, изданные за счёт средств муниципальных — городских и районных бюджетов, при содействии предприятий и организаций-спонсоров. Из десятка наименований можно обнаружить одну-две неплохие, но 90% изданного — это макулатура. Во многом благодаря этой типографской стряпне обесценено писательское слово да и само звание писателя. Но по-прежнему по каким-то странным соображениям правительство автономного округа не желает принять предложение писателей о создании окружной межведомственной комиссии по планированию и регулированию издательской деятельности с непременным участием представителя писательской организации.
Речь не о коммерческой литературе, сочиняемой ради приработка. Речь о литературе как неотъемлемой части национальных культур населяющих Россию и наш автономный округ народов. О литературе, которая обеспечивает потребность пока ещё не поголовно заражённого коммерческим чтивом читателя в качественной, социально значимой беллетристике.
При словах «социально значимой» всегда примечаю на лицах своих оппонентов загадочные улыбки: «А что это такое — социально значимая художественная литература?» Отвечу выдержкой из программного заявления современного московского издательства «Пальмира»:
«Социально значимая книга — это, прежде всего, профессионально сделанная книга. Написанная достойным словом проза и поэзия. Слово — это инструмент интеллекта. От состояния инструмента зависит интеллектуальный, нравственный и духовный уровень общества. Социально значимая книга разрушает специфические патогенные мифы, сложившиеся в России. В числе этих мифов особо выделяются миф о «новых русских» как хозяевах жизни, миф о безнаказанности сильных мира сего, миф о деньгах как высшей ценности, отменившей все Десять заповедей, миф о победе зла над добром, миф о социальном аутсайдерстве писательской профессии... Социально значимая книга передаёт ценности, восстанавливающие у читателя уважение собственной личности и своей страны...
Утрата национальной литературой некогда присущих ей высоких нравственных позиций вызвана не столько переменами в духовной, материальной и социальной жизни общества, сколько поведением участников книжного рынка, навязывающих некачественное чтиво и создающих информационный вакуум вокруг талантливой современной литературы».
Литературный процесс в его классическом определении как упорядоченное развитие всего литературного хозяйства, книжно-журнального, издательского, переводческого дела в автономном округе, как и во всей России, находится в коматозном состоянии. Это чрезвычайно важное дело с лёгкостью необыкновенной по причине синдрома рыночного затмения было сброшено с государственных плеч. Мы пытаемся вернуть его к жизни с помощью аппарата искусственного дыхания. Кислород время от времени небольшими дозами нам поставляют спонсоры. Но одной врачебной бригады уже недостаточно. Именно поэтому в 2000 году окружная писательская организация влилась в Ассоциацию писателей Урала, которая в настоящее время объединяет свыше двенадцати областных и окружных писательских организаций Урала, Сибири и даже Поволжья. Кое-что совместными усилиями пытаемся делать. Провели несколько деловых конференций, Всероссийских и региональных семинаров молодых писателей, учредили Всероссийскую премию им. Д.Н. Мамина-Сибиряка, выпустили пять номеров регионального альманаха «Чаша круговая», наладили совместный выпуск общеуральской литературной газеты «Большая Медведица».
Мы готовы участвовать во всех созидательных акциях во благо Отчизны. В сфере наших интересов — самые животрепещущие вопросы жизни русского народа — проблемы русского языка, православной школы, духовного здоровья нации.
180 лет назад А.С. Пушкин утверждал:
_«Словесность_русская_больна,_
_Лежит_в_истерике_она...»_
Если и не истерика, то растерянность наблюдалась и в начале 90-х годов прошлого века. Наблюдается и сейчас, когда судьба Дома писателей и писательской организации зависит не от буквы крайне необходимого нам закона о творческих союзах, а от доброй или недоброй воли чиновника. Но никогда не было и нет кризиса в русской словесности. Есть затяжной кризис в отношении к ней современников и особенно власти. Ибо во все времена «на пламени труда» беспрерывно «кипит, бурлит воображенье» наших лучших поэтов и прозаиков. Это они изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год в меру своих сил и отмеренного Богом таланта без трескотни и шумихи вносят посильную лепту в духовно-нравственное оздоровление общества, о необходимости которого, слава Богу, заговорили в последнее время государственные мужи. Вот и Президент Путин в своём последнем послании Федеральному Собранию произнёс, наконец-то, хорошо забытое властью слово _«литература»._
«Пережитый страной длительный экономический кризис тяжело сказался на положении российской интеллигенции, на состоянии искусства и литературы, народного творчества. Прямо скажем, эти трудности едва не привели к исчезновению многих духовных, нравственных традиций России...»
Пока не привели.
Остаётся надеяться, что и чиновникам в конце концов будет позволено понять: литература в России — основная духовная составляющая любой национальной культуры, духовная среда обитания народа. Что общими усилиями мы обязаны прервать опасный эксперимент по отделению литературы от государства, вернуть русской словесности её изначально почётное место в российской культуре...
_(В_кн.:_О_времени,_о_литературе,_о_себе._Литературно-критический_сборник._ — _Екатеринбург:_ИД_«СОКРАТ»,_2007)._