Сочинения в трех томах: Т. 2. О сибирском духовенстве
А. И. Сулоцкий





А.И. СУЛОЦКИЙ. СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ. Т. 2.

О СИБИРСКОМ ДУХОВЕНСТВЕ


«Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною?

Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям.

Вы – свет мира. (...) Так да светит свет ваш людям, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»

    (Мф. 5, 13-16)

Эти слова Нагорной проповеди сказаны Христом своим ученикам, апостолам, но они в равной степени обращены и к каждому представителю христианского духовенства – носителю апостольской благодати и духовному наследнику апостолов.

Сочинений замечательного сибирского историка XIX века

А.И. Сулоцкого о сибирском духовенстве так много, что они физически не могут поместиться в один том, поэтому редколлегия пришла к решению второй том издания выпустить в двух книгах. Во второй части тома помимо статей о духовенстве, не вошедших в первую книгу, будут опубликованы биографии светских исторических личностей, чья судьба так или иначе была связана с Сибирью, а также избранные проповеди, поучения, речи А.И. Сулоцкого.

Данная книга составлена из статей о ярких представителях сибирского духовенства XVIII–XIX вв.

Некоторым из тобольских преосвященных Александр Иванович посвятил по нескольку статей и опубликовал их в разное время в различных изданиях. Из них составители выбрали наиболее подробные биографии, дополненные и исправленные автором (об Иоанне Максимовиче, Филофее Лещинском, Афанасии Протопопове и др.)

В том не вошли работы, содержание которых полностью повторяется в других, более крупных исследованиях (например: «Прекращение в Иркутске викариатства тобольской митрополии», «Заметка о трудности содержания сибирских архиереев в старые годы» и др.).

В книге «О сибирском духовенстве», вместившей в себя в основном работы о сибирских церковных иерархах, к сожалению, не нашлось места статьям о тобольских архиепископах Варлааме (Петрове) и Евлампии (Пятницком), поскольку статьи А. Сулоцкого о них были обнаружены, когда пленки первой книги были готовы к печати. Упомянутые публикации покойного историка церкви читатель сможет отыскать в завершающей части второго тома собрания сочинений.

В книгу не вошла большая часть статей А. Сулоцкого о духовенстве Иркутской, Томской, Камчатской епархий, о миссионерах на Алтае и в Енисейской епархии, поскольку многих из этих работ найти пока не удалось. Будущим исследователям еще предстоят разыскания по составлению библиографии Александра Ивановича, поскольку составленная им самим и опубликованная в «Тобольских епархиальных ведомостях» грешит неточностями. Так, на поверку упомянутые им статьи «Заметка о пенсии митрополиту Филофею» и «Клевета на Филофея и митрополита Антония Стаховского от иркутского архимандрита Антония Платковского», как оказалось, имеют совсем другие имена.

В книге представлены не только крупные, глубокие, «повествовательные» исследования, но и статьи, которые можно отнести к жанру «полемической публицистики». Например, статья о Г.П. Павском и митрополите Филарете; или публикация о том, где было больше церковных иерархов: в Иркутске или в Тобольске.

Принципы, которыми руководствовался редакционный коллектив при приведении текстов статей А.И. Сулоцкого к современным орфографическим нормам, изложены в примечании к первому тому собрания.

По мере возможности коллектив, работавший над томом, старался исправить фактические ошибки. В отдельных случаях они сохранены. Так, в прижизненной публикации статьи об архиепископе Евгении (Казанцеве) имеется опечатка: _«36_февраля»._ Она воспроизведена без исправлений на С. 303 настоящего тома, т.к. установить истинную дату не удалось.



notes


Комментарии





Святый Дмитрий Ростовский как архипастырь сибирский


Публикуется по тексту: Сулоцкий А.И. Святый Димитрий Ростовский, как архипастырь сибирский // Странник. 1866. Т. 4. Ноябрь. С. 51–66.




1


Четьи – означает «предназначенные для чтения»; Четьи-Минеи – книги для чтения на каждый день месяца. В России первым составил Четьи-Минеи Московский митрополит Макарий. Кроме житий святых, в них были включены все книги Писания, поучения и статьи духовного содержания. Минеи-Четьи Дмитрия Ростовского составлены на основе книг митрополита Макария. Это одно из крупнейших сочинений по отеческой литературе, несколько раз переиздавалось Св. Синодом.




2


Спуд – хлебная мера, сосуд (пудовка); под спудом – в скрытом месте, а также вообще без употребления.




3


Канзий – Канси (1654–1722), китайский император из династии Цин, царствовал с 1662 по 1722 гг.




4


Большинство авторов, писавших о расколе в Сибири, называют такое же количество самосожженных старообрядцев на речке Березовке, между слободами Ялуторовской и Суерской – 1700 человек (Сырцов И. Самосожигательство сибирских старообрядцев в XVII и XVIII столетии //Тобольские епархиальные ведомости. 1887. № 13–14. С. 292; На сибирские темы /Под ред. М.И. Соболева. СПб.: Товарищество «Общая польза», 1905), однако встречаются и другие данные: «до 2000» (Полное собрание русских летописей. М., 1987. С. 214.) и даже «2700 человек» (Аыдриевич В.К. История Сибири. СПб., 1889. Ч. 2. С. 335; Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. М., 1838. Ч.1С. 206.).




5


«Розыск о раскольнической брынской вере, о учении их, о делах их и изъявление, яко вера их неправа, учение их душевредно и дело их не благоугодно» – наиболее крупное противораскольническое произведение в России XVIII в. (1709 г.). Название «брынская вера» происходит от наименования одного из главных центров раскола – брынских (брянских) лесов.




Жизнь святителя Филофея, митрополита Сибирского и Тобольского, просветителя сибирских инородцев


 Публикуется по тексту: Сулоцкий А.И. Жизнь святителя Филофея, митрополита Сибирского и Тобольского, просветителя сибирских инородцев. Шамордино: Типография Казанской Амвросиевской женской пустыни, 1915. 71 с.




6


Филофей родился во время освободительной войны украинского народа против власти Польши (война началась в 1648 г.). Воссоединение Украины с Россией состоялось в 1656 г.




7


В 1708 г. строительство в Тюменском мужском монастыре только началось. В 1708–1715 гг. построен Троицкий собор, ок. 1717 г. закончено строительство церкви Сорока мучеников, в 1726– 1755 гг. сооружена церквь Петра и Павла.




8


К монгольскому Кутухте – чжэбцзун-дамба-хутухту – титул ламаистского иерарха в Монголии.




9


Идеологи раскола Аввакум, Лазарь, Фёдор и Епифаний были сожжены в апреле 12 г. Священник Никита Добрынин (Пустосвят) был казнён 5 июля 12 г., после неудавшегося «мятежа» сторонников «старой веры».




10


Пустынь – небольшой монастырь в труднодоступной местности, удалённой от мирской суеты.




11


Заказное – от «заказ» (благочиние).




12


Шиггеамуни – Шакья-Муни – «отшельник из шакьев», одно из имён Будды, принца Сиддхартхи Гаутамы (623–544 до н.э.), основателя буддизма.




13


Черемисы и вотяки – так до 1918 г. назывались марийцы и удмурты.




14


С берегов Лямина сора; Лямин – правый приток Оби, впадающий в неё ниже Сургута. В устье реки у деревни Лямина есть небольшой пойменный залив Ляминский сор; сор – затопленное половодьем травянистое пространство, где промышляют рыбу.




15


Кафолическая (греч.) – вселенская, всемирная. После разделения христианской церкви (1054 г.) на западную (римско-католическую) и восточную (греко-кафолическую, или православную) обе церкви сохранили за собой наименование «вселенской». Разница – лишь в произношении греческого слова («католикос»), Название «кафолическая» по отношению к русской церкви менее употребимо, чем «православная», но существует до сих пор.




16


Урман – сплошной обширный лес, тайга.




17


Отребление – от слова «требы» – крещение, венчание, отпевание и т.п.




Челобитная митрополита Филофея Лещинского Петру Великому и ответ сего Государя на ееё


 Впервые работа была опубликована в: Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских / Московский университет. 1863. Кн. 4. С. 1–40. Публикуется по тексту отдельно изданной брошюры, обнаруженной составителем в Российской Государственной библиотеке, выходные данные издания отсутствуют.




17а


 Эти примечания в авторском тексте отсутствуют.




18


Плевелы (греч.) – название растения (Lolium trmulentum, или опьяняющий куколь), похожего на пшеницу, но с ядовитыми семенами. В евангельских текстах и в богословской литературе используется в переносном смысле.




19


Ружник – священно-церковнослужитель, получавший жалованье (ругу) от государства или прихода.




20


Антиминс – «вместопрестолие», прямоугольный плат с зашитыми в него частицами мощей, в память того, что первые христиане совершали богослужение на гробах мучеников. Освящается епископом. Возлагается на престол храма. На антиминсе совершается пресуществление вина в кровь Господню и хлеба в тело Господне.




21


См.; Абрамов Н.А. О введении христианства у березовских остяков; Проповедь евангелия сибирским вогулам // Абрамов Н.А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень: СофтДизайн, 1998. С.333-359. – (Сер. «Невидимые времена»: Т. 8).




22


В тексте автора – опечатка. Вместо фамилии Стефановский следует читать Стаховский.




23


См.: Абрамов Н.А. Блаженный мученик Василий Мангазейский // Абрамов Н.А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень: СофтДизайн, 1998. С. 517–522. (Сер. «Невидимые времена»: Т. 8).




24


Бобыль – одинокий крестьянин-бедняк, обычно безземельный (словарь В.И. Даля).




Жизнь Иоанна Максимовича, митрополита Тобольского и всея Сибири


 Публикуется по тексту: Сулоцкий А.И. Жизнь Иоанна Максимовича, митрополита Тобольский и всея Сибири // Странник. – 1864. Т. 1. Январь. С. 5-37.




25


Лазарь Баранович (ок. 1620–1693) – украинский церковно-политический деятель, писатель, сторонник воссоединения Украины с Россией, вместе с тем отстаивал независимость малороссийского духовенства от московского патриарха. С 1657 г. – Черниговский архиепископ; основал типографию.




26


Осьми блаженств евангельских – см. Нагорную проповедь (Мф. 5, 3-10).




27


Синаксарь, синаксарий (греч.) – собрание; собрание в воспоминание Тайной вечери; собрание исторических сведений о празднике или святом. Собрание таких синаксариев составляет книгу под названием «Пролог».




28


Солнечник - подсолнечник.




29


Абрамов Н.А. Иоанн Максимович, митрополит Тобольский и Сибирский // Абрамов Н.А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень: СофтДизайн, 1998. С. 186–197. ( Сер. «Невидимые времена»: Т. 8).




30


Ошибочное мнение сам А.И. Сулоцкий опровергает в «Дополнении...». См.: С. 129 настоящего тома.




31


См.: Сулоцкий А.И. Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии // Собрание сочинений в трех томах. Т. 1: О церковных древностях Сибири. Тюмень: Издательство Ю.Мандрики, 2000. С. 85–261.




32


Иоанн Максимович был канонизирован Русской православной церковью летом 1916 г.




Дополнение к библиографии митрополита Иоанна Максимовича


 Публикуется по тексту: Сулоцкий А.И. Дополнение к биографии митрополита Иоанна Максимовича // Странник. 1870. Т. 2. С. 325–348.




33


А. Сулоцким были также написаны: Жизнь Иоанна Максимовича, митрополита Тобольскаго и всея Сибири. М.: Типография Александра Семёна, на Софийской улице, 1849. 16 с.; Жизнь Иоанна Максимовича, митрополита Тобольскаго и всея Сибири // Странник. 1864. Т. 1, январь.

Из работ других авторов об И. Максимовиче:

Карпинский А.М. Иоанн Максимович, митрополит Тобольский и всея Сибири. Тюмень: Типография А.А. Крылова, 1899. 53 с.; Протоиерей Григорий Тутолмин. Житие Святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского и всея Сибири. Тобольск: Типография Епархиального братства Димитрия Солунского, 1916. 33 с.

Житие святителя Иоанна, митрополита Тобольского //Жития русских святых. Кн. 2. Коломна, 1993. С. 363–366.




Мнимая могила Арсения Мацеевича в Верхнеудинске


Публикуется по тексту: Протоиерей Александр Сулоцкий. Мнимая могила Арсения Мацеевича в Верхнеудинске // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских / Московский университет. 1864. Кн.4. С. 11 –24. 




34


valrnt in utramqe partem: fides penes narrators sit (лат.) – смысл этой фразы можно перевести так: «пусть будут на совести рассказчиков».




Одна из ошибок, какие встречаются в сочинениях и статьях касающихся судьбы Арсения Мацеевича


Публикуется по тексту: Протоиерей Александр Сулоцкий. Одна из ошибок, какие встречаются в сочинениях и статьях, касающихся судьбы Арсения Мацеевича // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских / Московский университет. 1864. Кн. 4. С. 25–28.




К жизнеописанию Арсения Мацеевича: Промемории Арсения Мацеевича


 Публикуется по тексту: А. Сулоцкий. К жизнеописанию Арсения Мацеевича: Промемории Арсения Мацеевича // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских / Московский университет. 1864. Кн. 4. С. 29–45.




35


Турбавать (от лат., польск.) – _тревожить,_беспокоить._




36


 Изневажить – неволить, принуждать.




37


Инстиговать – натравлять, травить, подстрекать




38


(С. 165) Изневага – неволя, насилие, принуждение.




38


(С. 171) Референдарий – личный секретарь и докладчик.




39


Екдик – полномочный представитель интересов общества, общины, организации.




40


Нотарий – стенограф, скорописец, писец.




Антоний (Знаменский), архиепископ Тобольский


 Публикуется по тексту: Протоиерей Александр Сулоцкий. Антоний (Знаменский), архиепископ Тобольский // Странник. 18, октябрь. С. 5–53.




41


А. Сулоцким об Антонии III (Знаменском) написана ещё одна статья: Антоний как епископ Вологодский и регент его хора Фелицын (впоследствии тоб. кафедр, протоиерей) // Вологод. еп. вед. 1873. №9; 1879. №20.




42


См.: Абрамов Н.А. Замечательный случай из жизни Ярославского архиепископа Антония Знаменского // Абрамов Н.А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень: СофтДизайн, 1998. С. 267–269. (Сер. «Невидимые времена»: Т. 8).




43


«De officiis» – название знаменитого сочинения Цицерона «Об обязанностях».




44


Comendium Hermeneuticae sacrae Цицерона de officiis с русскими примечаниями и Eutropius (лат.) – Краткое изложение сочинения Цицерона «об обязанностях» с русскими примечаниями и Евтропий.

Евтропий – римский историк IV в. Русский перевод его сочинения «Сокращение римской истории до времён кесарей Валента и Валентиниана» («Краткий обзор римской истории») опубликован в 1759 г. В тексте А. Сулоцкого имеется в виду либо какой-то труд Евтропия, либо примечания Евтропия к сочинению Цицерона («...с русскими примечаниями и примечаниями Евтропия»), но в таком случае в тексте допущена ошибка: вместо именительного падежа «Eutropius» следует употребить родительный «Eutropius».




45


См.: Сулоцкий А.И. Встреча в Тобольске в старину вновь прибывших преосвященных // Собрание сочинений в трех томах. Т. 1: О церковных древностях Сибири. Тюмень: Издательство Ю.Мандрики, 2000. С. 329–337




46


Не елей, а оцет – елей (греч.) – молодая маслина, деревянное масло. В древней церкви елей состоял из пяти веществ: 1) смирны самоточной, т.е. душистой смолы миррового дерева; 2) корицы; 3) благовонного тростника; 4) кассии – коры лаврового дерева; 5) оливкового масла; оцет – винный уксус. Здесь – в переносном смысле.




47


Молитва Господня – «Отче наш...» (Мф. 6, 9-13).




48


Благовест – вид колокольного звона, созывающий верующих в храм на богослужение, производится размеренными ударами в один колокол.




49


Отпуст – молитва, завершающая богослужение.




50


Преждеосвящённая литургия, или литургия преждеосвяшённых даров – литургия, на которой не совершается проскомидии, то есть священнодействий с просфорой – телом Христовым, а используются святые дары, «прежде освящённые» на другой литургии. Литургия преждеосвящённых даров составлена св. Григорием Двоесловом, папой римским.




51


Трезвон – разновидность колокольного звона во все колокола, производится к началу службы, после благовеста и во время службы – на всенощном бдении и т.д.




52


Перебор, или перезвон – поочерёдный звон во все колокола, начиная с самого большого, производится к водоосвящению, в храмовый праздник, к выносу креста, плащаницы и т.д.




53


В 1984 г. по ходатайству епископа Омского и Тюменского Максима и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) было установлено празднование в честь Собора Сибирских святых. Празднование совершается 10 (23) июня, в день памяти Иоанна Тобольского (Максимовича). На иконе «Собор Сибирских святых», написанной иконописцами Московской патриархии, изображены святые и подвижники благочестия:

митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий, ум. 1857 г.);

архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского (ум. 1787 г.);

святитель Софроний, епископ Иркутский (ум. 1771 г.);

святитель Димитрий, митрополит Ростовский (ум. 1709);

святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец (ум. 1715 г.);

святитель Иннокентий, митрополит Московский (ум. 1879 г.);

святитель Павел (Конюшкевич), митрополит Тобольский (ум. 1770);

святитель Иннокентий, епископ Иркутский (ум. 1731 г.);

святитель Филофей (Лещинский, в схиме Феодор, ум. 1727 г.);

митрополит Смоленский Симеон (ум. 11 г.), архиепископ Нектарий (ум. 1636 г.);

архимандрит Верхотурский Арефа (ум. 1910 г.);

праведный Симеон Верхотурский (ум. 1642 г.);

святитель Мелетий, архиепископ Харьковский (ум. 1837 г.);

преподобный Герман Аляскинский (ум. 1837 г.);

святой мученик Василий Мангазейский (ум. 1600);

архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам (Петров, ум. 1802 г.);

митрополит Тобольский и Сибирский Антоний (Стаховский, ум. 1740 г.);

блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый (ум. 1706 г.);

преподобный Андрей, игумен Рафайловский Тобольский (ум. 1820 г.);

епископ Герасим Архангельский (ум. 1880 г.);

епископ Рязанский Мелетий (ум. 1900 г.);

архимандрит Макарий, миссионер Алтайской миссии (ум. 1847 г.);

праведный Стефан Омский (ум. 1876 г.);

преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря (ум. 1797);

блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый (ум. 1701 г.);

блаженная Домна старица Томская (ум. 1872 г.);

преподобный Даниил Ачинский (ум. 1843 г.);

праведный отрок Пётр Томский (ум. 1820 г.);

праведный Феодор Кузьмич Томский (ум. 1864 г.);

преподобный Варлаам, пустынник Чикойский (ум. 1846 г.).




54


Коливо (греч.) – кутья, сочиво; пшеница или рис, сваренные и приправленные мёдом, иногда смешанные с яблоками, черносливом, изюмом и т.п. Коливо, приготовленное из зёрен, символизирует веру живых в воскресение умерших для лучшей (сладкой, как сочиво) жизни, подобно тому, как зерно, брошенное в землю, истлевает, но возрождается для новой жизни.




55


Блаженный Августин (354–430 гг.) – христианский писатель, богослов.




56


Посвящение в стихарь – рукоположение в сан дьякона; стихарь – богослужебное облачение дьякона.




57


Штатный, заштатный – понятия, введённые после секуляризационной реформы Екатерины II (1764 г.). После огосударствления церковных имушесгв монастырям и церквам были положены «штаты», в которых регламентировалось количество свяшенно-церковнослужителей, размер их жалованья от казны и т.п. Заштатный монастырь – монастырь, не получавший государственного содержания. Заштатный священник – вышедший «за штат», в отставку.




58


Аmbо – оба, и тот и другой; dic – скажи.




59


Уния (Брестская 1596 г., Ужгородская 1649 г. и др.) – объединение православной и католической церквей, в результате которого была создана греко-католическая (униатская) церковь, сохранившая православную обрядность, но признавшая католические догматы (чистилище, филиокве и т.д.) и подчинённая папе римскому.




60


Штуф – кусок руды или каменной породы.




Архиепископ Евгений (Казанцев) как архипастырь Тобольский


 Публикуется но тексту: Сулоцкий А.И. Архиепископ Евгений (Казанцев) как архипастырь Тобольский // Странник. 1872. Т. 2. Апрель. С. 3–34; Май. С. 97–152; Июнь. С. 181–221.




61


Ставропигиалъный (с греч. – крестовоздвиженский) – монастырь, находящийся в прямом подчинении Синода или патриарха.




62


Приложения с проповедями архиепископа Евгения в настоящем издании не публикуются.




63


Нанка – бумажная ткань, первоначально – китайская, другое название – китайка.




64


Гратулянт, грагулятор (лат.) – поздравитель.




65


Гратуляции (лат.) – изъявление радости, поздравление.




66


См.: Сулоцкий А.И. Описание церквей, существовавших в Тобольске, и Тобольского Софийского собора // Собрание сочинений в трех томах. Т. 1: О церковных древностях Сибири. Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 2000. С. 15–69.




Жизнеописание Афанасия, архиепископа Тобольского и Сибирского


Публикуется по тексту: Протоиерей Александр Сулоцкий. Жизнеописание Афанасия, архиепископа Тобольского и Сибирского // Странник. 1867. Т. 1. январь-февраль. С. 5-94.




67


Визитатор – инспектор, ревизор.




68


πρώτος или πρώτίςος (греч.) – (во втором слове пропущена буква т), в переводе означает: «первый» или «первейший», «лучший» или «самый лучший».




69


Митрополит Павел Конюшкевич канонизирован. В 1984 г. установлено празднование в честь всех сибирских святых и подвижников благочестия. На иконе «Собор Сибирских святых» в первом ряду изображён и святитель Павел.

См.: Абрамов Н.А. Павел II Конюшкевич, митрополит Тобольский и Сибирский // Абрамов Н.А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень: СофтДизайн, 1998. С. 236–252. (Сер. «Невидимые времена»: Т. 8).




70


В тексте-источнике нет астериска (*), поэтому неизвестно, к какому именно месту текста относится сноска, ориентировочно от слов: «Заметив это, он немного смутился...» до слов: «...(Бога Слова)».




71


Имеется в виду «война» между митрополитом Павлом Конюшкевичем (1758–1768) и губернатором Денисом Ивановичем Чичериным, в результате которой в Ильинской церкви Тобольска появилась стенная роспись с изображением «Страшного суда», одним из персонажей которой был «тяжкий грешник» Чичерин.




72


В 1837 г. цесаревич Александр Николаевич (Александр II в возрасте 19 лет первым из представителей царской фамилии побывал в Сибири (Кургане, Тюмени, Тобольске, Ялуторовске).




73


Единоверие – течение в старообрядчестве, возникшее в 1800 г. в результате соглашения части старообрядцев-поповцев с официальной православной церковью. Единоверческая церковь организационно подчинилась Синоду, но сохранила свою обрядность (двуперстие, земные поклоны, крестный ход посолонь, то есть по солнцу, сугубая аллилуйя и т.д.).




74


Молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».




75


Русский Бог Николай – святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, наиболее почитаемый в России святой, которого сибирские аборигены считали «русским Богом».




76


Адъюнкт академии – помощник академика или профессора; учёное звание под академиком или профессором.

См.: Кастрен М.А. Соч.: В 2-х т. Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 1999; Т. 1: Лапландия. Карелия. Россия. 256 с.; Т.2: Путешествие в Сибирь (1845–1849). 352 с.




77


Рясофорный – монастырский послушник, получивший от настоятеля благословение носить рясу с клобуком, без мантии.

Ряса (от греч. rason – вытертая, поношенная одежда) повседневная верхняя одежда духовенства и монашества, длиннополое одеяние тёмного цвета с широкими длинными рукавами.




78


Байка (англ.) – мягкая толстая ворсистая ткань.




79


Подробное описание библиотеки архиепископа Афанасия в первом томе настоящего собрания сочинений. См.: Сулоцкий А.И. Библиотеки... // Собрание сочинений в трех томах. Т. 1: О церковных древностях Сибири. Тюмень: Издательство Ю.Мандрики, 2000. С. 349–407.




Черта из жизни высокопреосвященнейшего митрополита Филарета


 Публикуется но тексту: Сулоцкий А.И. Черта из жизни высокопреосвященнейшего митрополита Филарета // Странник. 18. Т. 3. Август. С. 94–96.




Г. П. Павский и митрополит Филарет


 Публикуется но тексту: Протоиерей Александр Сулоцкий. Г. П. Павский и митрополит Филарет // Русская Старина. 1881. №7. С. 478-486.




80


Имеется в виду император Александр II, бывший в то время наследником престола. Статья датирована 11 марта 1881 г., а император был убит 1 марта 1881 г. («незадолго пред сим...»).




81


Возможно, здесь опечатка: «Потерпев сам... за то, что приводил». Может быть, следует читать: «переводил»?




Преосвященный Владимир, епископ Тобольский и Сибирский


 Публикуется по тексту: Сулоцкий А.И. Преосвященный Владимир, епископ Тобольский и Сибирский // Странник. 1861. Т. 4. Ноябрь. С. 1–20.




82


Тридцатилетнего – в тексте ошибка, которую исправил сам автор, см.: «Дополнение к биографии преосвященного Владимира»; настоящий том, с. 420.




83


В Тобольске – в тексте ошибка, которую исправил сам автор. Сулоцкий А.И. Дополнение к биографии преосвященного Владимира» // Собрание сочинений в трех томах. Т. 2: О сибирском духовенстве. Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 2000. С. 421.




Дополнение к биографии преосвященного Владимира, епископа Тобольского и Сибирского


 Публикуется по тексту: Сулоцкий А.И. Дополнение к биографии преосвященного Владимира, епископа Тобольского и Сибирского // Странник. – 1863. – Т. 1. – С. 20–34.




Справедливо ли, что Иркутск видел среди себя иерархов более чем Тобольск?


 Публикуется по тексту: Сулоцкий А.И. Справедливо ли, что Иркутск видел среди себя иерархов более чем Тобольск? // Прибавление к Иркутским епархиальным ведомостям. 1867. № 8. 85-92.




Нечто о миссиях в тобольской епархии


 ПУБЛИКУЕТСЯ ПО ТЕКСТУ: Сулоцкий А.И. Нечто о миссиях в тобольской епархии // Прибавление к Иркутским епархиальным ведомостям. 1870. № 2. С. 24-25; № 3. С. 29-37.




Архиереи из сибирских урожденцев, между прочим Иоанникий Павлуцкий, епископ Воронежский


 Публикуется по тексту: Сулоцкий А.И. Архиереи из сибирских урожденцев, между прочим Иоанникий Павлуцкий, епископ Воронежский // Тобольские губернские ведомости. 1858. №40. С. 618-625.

Кроме указанной, имеется также публикация: Странник. 18. Т. 4. Сентябрь.




84


См.: Абрамов Н.А. Материалы для истории христианского просвещения Сибири ... // Абрамов Н.А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. – Тюмень: СофтДизайн, 1998. С. 63– 96. (Сер. «Невидимые времена»: Т. 8).




85


Юрий, родом серб – Юрий Крижанич (1617–1683 гг.), хорватский историк, общественный деятель, идеолог панславизма. В 1661 г. приехал в Россию, был сослан царём Алексеем Михайловичем в Тобольск. В 1681 г. на латинском языке вышло в свет его «Повествование о Сибири...». Из ссылки вернулся в 1667 г., после смерти Алексея Михайловича.




86


Нейштадский - современная норма: Ништадский.




Воспоминание о недавно скончавшемся преосвященном Платоне Троепольском, епископе Томском и Семипалатинском


 Публикуется по тексту: Сулоцкий А.И. Воспоминание о недавно скончавшемся преосвященном Платоне Троепольском, епископе Томском и Семипалатинском // Странник. 1877. Т. 2. Апрель. С. 133–145.




Григорий Иванович Мансветов на службе в Тобольске (к биографии обер-священника Мансветова)


 Публикуется по тексту: Сулоцкий А.И. Григорий Иванович Мансветов на службе в Тобольске (к биографии обер-священника Мансветова) // Странник. 1863. Т. 4. Ноябрь. С. 52–64.




Протоиерей Стефан Яковлевич Знаменский


  Публикуется по тексту: Сулоцкий А.И. Протоиерей Стефан Яковлевич Знаменский. СПб., 1877. 16 с.