Станислав Ломакин
Созвездие душевных откровений


СТАТЬИ


ВЕЛИКИЙ ДЕДУШКА СИБИРИ
«Прежде всего человек обязан своей Родине».
Чаадаев П. Я.

В этом году исполняется 187 лет со дня рождения Потанина Григория Николаевича. Мое знакомство с его творчеством началось в студенческие годы, мы первокурсники Томского государственного университета часто из гуманитарного корпуса, направляясь в главный корпус, обращали внимание, по правую сторону от дорожки, от стен Научной библиотеки, за кедрачом в глубине университетской рощи, на установленный бюст мыслителя работы томского скульптора С.К. Данилина. На постаменте скромная, лаконичная надпись: «Потанин Григорий Николаевич 1835-1920. Выдающийся русский ученый и путешественник». Позднее я узнал, что Григорий Николаевич вначале был похоронен на Преображенском кладбище. Могила Потанина была забыта, заброшена, и только, в послевоенное время, она была обнаружена, по сохранившиеся фотографии с похорон учениками ученого. Но сколько стоило трудов ученым, писателям, общественным деятелям, даже вмешательство Академии Наук СССР, чтобы провести идентификацию останков и перенести прах Потанина в университетскую рощу в 1956 г, и открыть памятник через два года.
Григорий Николаевич Потанин родился в станице Ямышевская Семипалатинской области в семье потомственного офицера, сибирского казачьего войска. Учился в Сибирском кадетском корпусе, в котором подружился (жили в одной комнате) с одногодком Чоканом Валиханоым, который не знал ни одного слова по-русски, как впрочем Григорий по-казахски. Позднее Григорий Николаевич свободно будет говорить на казахском языке, и даже некоторое время станет переводчиком в главном управлении Западной Сибири. А выдающейся казахский ученый, художник Валиханов Чокан Чингисович, проживший всего тридцать лет, будет говорить и писать на восьми языках мира. Эта встреча определила их вектор будущей деятельности, они стали известными этнографами, фольклористами, историками, писателями, географами, биологами, геологами в ученом мире. О своем друге Потанин писал: «Если бы у Валиханова была казахская (киргизская) читающая публика, может быть в его лице киргизский народ имел бы писателя на родном языке в духе Лермонтова и Гете». Кстати одну из последних книг Потанин посвятил самым близким своим друзьям: Чокану Валиханову и Николаю Ядринцеву. Начинал свою службу Потанин в городе Семипалатинске, участвовал в основание города Верного (ныне Алма-Ата), затем переведен в город Омск. Где бы он не находился постоянно изучал местный край, описывал неведомые ему травы и постоянно учился для продолжения учебы он подал в отставку. Русский мыслитель — анархист М. Бакунин познакомившись с молодым исследователем Сибири, назвал Потанина «Сибирским Ломоносовым» он писал своим сестрам, прося их оказать посильную помощь юноше.
Характеризовал его так: «Главное у него есть ум и сердце, он одарен самостоятельным мышлением. В нем три качества, редкие между нами, упорное постоянство, любовь к труду и способность неутомимо работать и, наконец, полное равнодушие ко всему, что называется удобствами и наслаждениями материальной жизни». Бакунин дал сто рублей юноше, на первое время, для поступления вольнослушателем в Санкт-Петербургский университет на естественно-историческое отделение физико-математического факультета. В Петербурге он знакомится с Н. М. Ядринцевым, организовывает сибирское землячество, занимавшееся изучением Сибири. Он находит в библиотеках, музеях, архивах огромное количество документов, погружается в них, пишет статьи и готовится к будущим путешествиям, чтобы на практике убедиться в их подлинности. Потанин писал об этом времени: «Три года, проведенные мною с Ядринцевым в Петербурге, были быть может, самые важные в нашей жизни, это были годы нашего политического воспитания. В эти годы определилась наша индивидуальность, было указано особое место в общественной деятельности».
Каковы же главные идеи молодого исследователя Сибири? Он выступает за отмену уголовной ссылки в Сибирь, предоставление этому огромному краю экономической и политической автономии, открытие Сибирского университета для формирования местной интеллигенции. Ученый старается свои мысли и идеи донести для большего числа людей, выступает с докладами, публикует статьи, но не каждая газета и журнал солидаризуется с идеями мыслителя. Некоторые исследователи творчества Потанина считают, что он ратовал за отторжение Сибири от России, стремился сделать ее самостоятельным государством. Приведу небольшое одно высказывание мыслителя. В письме Н. С. Щукину 1862 год он пишет: «.Сибирь — одна из резко отмежевавшихся провинций (колония царской России). У ее населения имеются собственные интересы, под ними я разумею. автономию провинции. Мы хотим жить и развиваться самостоятельно, иметь свои права и законы, читать и писать, что нам хочется, воспитывать детей по своему желанию, по-своему собирать налоги и тратить только на себя. Пусть каждая область Сибири зажжет свое солнце, и вся Россия будет иллюминована». В одном из устных выступлений перед студентами историками ученый горько посетовал: «У нас вошло в обыкновение всех. разделяющих чувство сибирского патриотизма называть сибирскими сепаратистами, хотя бы они и в мыслях не имели отделения Сибири от России». С этим клеймом еще долгие годы жил Григорий Николаевич, его даже не пригласили на открытие Томского Университета 1888 года, за свои идеи мыслитель трижды попадал в тюрьму на различные сроки.
В Лондоне А. Герцен в своем «Колоколе» напечатал статью Потанина «К характеристике Сибири», которая была перепечатана несколькими европейскими изданиями, его «Заметки о Западной Сибири», прокламации «Сибирским патриотам» распространялись в рукописном и печатном виде по всей России. Надо сказать, что его литературно-публицистическая, общественно-политическая деятельность недостаточно изучена и ждут своих исследователей. Она особенно отражена в эпистолярном наследии мыслителя, оно огромно. В 1987-1992 гг. иркутскими исследователями изданы письма в пяти томах, большой том издан Томским университетом 2004 г. но это лишь небольшая часть, многое еще не выявлено. Свои идеи «областничества» Потанин проповедовал своим учащимся во время лекций в Томске в мужской и женской гимназии. Ученый писал, что во время преподавания увлекался «сверх меры» давая своим ученикам знания не только по истории и литературе, но и политике, экономике, ботанике, зоологии, географии. Учащиеся очень любили и восхищались своим наставником за его энциклопедические познания, любовью к Сибири, заряжая их сибирским патриотизмом. Весной 1865 года Г. Потанин, Н. Ядринцев, Е. Колосов были арестованы по обвинению в стремлении отделить Сибирь от России, «сибирском сепаратизме», «Общество независимости Сибири» одновременно в Омске, Иркутске были арестованы друзья и соратники Григория Николаевича.
Потанин взял вину на себя, его единомышленники отделались кратковременной ссылкою. В Омском остроге Потанин был подвергнут гражданской казни, затем был отправлен на каторгу в Свеаборг, затем ссылка в Вологодскую губернию и только через восемь лет — освобождение: помогло ходатайство выдающегося путешественника, председателя Российского Географического общества П. П. Семенова-Тян-Шанского. В Вологде Григорий Николаевич встретил Лавровскую Александру Викторовну, ставшую верной спутницей и соратницей во всех его начинаниях, невзгодах и бедах, другом и ангелом-хранителем. После отсидки и ссылки Потанин совершил многочисленные экспедиции: в Тибет, Китай, Монголию, Алтай. Тысячи километров исходил пешком по Западной и Восточной Сибири, при этом надо заметить, у него не было охраны, умел договариваться, убеждать людей. Он производил неизгладимое впечатление на людей в различных регионах мира, его знали как доброго и смелого человека, лекаря, приносившего исцеление, называли «хутухтой» — святой подвижник. Писатель В.Шишков дает такую характеристику ученому: «Потанин пользовался по всей Сибири громадной популярностью, почти такой же, как Лев Толстой в России».
Потанина влекли неизведанные земли, просторы на озере «Зайсан» его интересуют проблемы рыбоводства, в Китае — культура, быт, традиции. Скрупулезность в изучение быта и уклада народов мира, статистические сведения их развития, позволили ему соотнести, обнаружить исторические параллели культурологического характера, собрал богатейшие геологические, ботанические коллекции. В трудах «Восточные параллели некоторым русским сказкам» или «Русская девица Дарига в киргизкой сказке» затрагивает взаимовлияние казахской и русской литературы, культуры. Позднее были написаны две удивительные фольклорно-философские книги: «Сага о Соломоне» и «»Ерке. Культ сына Неба в Северной Азии» в них рассматривается единство мифологии Европы и Азии, связь христианско-библейской традиции с религиями Центральной Азии. Изданы глубокие научные книги: «Восточные основы русского былинного эпоса» и «Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе». В 1883 году ученый опубликовал огромный четырехтомный труд «Очерки Северо-Западной Монголии», который и сегодня не потерял своего значения для историков и этнографов, религоведов. Были изданы книги: «Урга всемирная иллюстрация», «Тунгуско-Тибетская окраина Китая, и центральная Монголия», «Областническая тенденция в Сибири». Во всех экспедициях Потанина участвовала его жена, она автор научных трудов, первая женщина, принятая в члены географического общества, удостоена Большой золотой медали, есть ледник в горах Монгольского Алтая в ее честь. Во время 4-й 1893 году, длительной экспедиции в Монголию Александра Викторовна серьезно заболела, ее организм не выдержал тяжелых нагрузок, пришлось прервать экспедицию. Похоронена Потанина в городе Кяхта в Бурятии, у границы с Монголией, горожане на свои средства поставили памятник прекрасной русской женщине ученому. В 75 лет Потанин женился во второй раз на сибирской поэтессе Васильевой Марии Георгиевне(1863-1943).
Брак с поэтессой просуществовал недолго, издательство Томского университета выпустило большой том писем, обращенный к Васильевой Григория Николаевича «Мне хочется служить Вам, одеть Вас своей любовью». Эти письма дают нам возможность увидеть частные моменты биографии ученого, общественного деятеля, энциклопедически образованного, бескорыстного человека, который в личной жизни оставался интеллектуалом, с моральной ответственностью за все происходящее в семье и обществе. Последние 18 лет, Потанин прожил в Томске, его неувядаемая энергия поражала всех, кто общался с ним, ученого называли «Великим дедушкой Сибири». Выходили его книги, брошюры, создал Томское литературно-драматическое общество, общество по изучению Сибири, выступает с лекциями, редактирует книги и журналы, четыре крупных сибирских города избрали почетным гражданином Потанина. После февральской революции уже больного просветителя заочно избирают главой Сибирской Областной думы. М. Горький 21 апреля 1917 года прислал телеграмму Потанину: «Сердечно поздравляю Вас мудрый рыцарь, желаю счастья Вашей любимой ныне свободной Сибири». На Октябрьскую революцию Потанин почти никак не прореагировал, в декабре 1919 года, за несколько месяцев до смерти советская власть назначила Георгию Николаевичу персональную пенсию как выдающемуся ученому и путешественнику. Вот его реакция: «Господи, что они делают! Зачем же столько беспокойства — ведь я же еще работоспособен». Таким работоспособным оставался Григорий Николаевич Потанин на протяжении всей своей долгой подвижнической жизни. Последними словами ученого, когда его посетили в университетской клинике молодые друзья — соратники были: «Вот я умираю. Жизнь кончена. А мне жаль. Хочется еще жить. Интересно очень. Хочется знать, что будет дальше с милой Россией».