Станислав Ломакин
Созвездие душевных откровений


СТАТЬИ


МИСТИК, ПРОВИДЕЦ, ГЕНИЙ
… высшая степень мастерства писателя в том, чтобы выразить мысль в образе.
О. Бальзак.

Прошла череда юбилеев, посвященных 200-летию великих поэтов — мыслителей: Пушкина, Тютчева, Гоголя. Настала очередь юбилея одного из гениальнейших, загадочных, мистических поэтов России — Михаила Юрьевича Лермонтова. Лермонтов не встречался с Пушкиным, но знал, что тот высоко отозвался о его поэме «Хаджи Абрек», опубликованной в журнале «Библиотека для чтения» в 1833 году. С Гоголем поэт лишь один раз встречался перед отбытием на Кавказ. Они не могли наговориться, диалог их продолжался несколько часов. Творческая жизнь Лермонтова продолжалась всего 13 лет из 26 отпущенному ему Всевышним. Лев Толстой заметил, что если бы Лермонтову довелось сполна прожить свой жизненный срок, то «ему и Достоевскому в литературе нечего было бы делать». Его творчество не предавалось забвению ни при жизни, ни после трагической смерти. Своими поэтическими и прозаическими произведениями Лермонтов вызывал такое состояние у читателей, какое испытывал сам во время во время их написания. Это высшее достижение литературы.
Дм. Мережковский, писал, что когда-нибудь исследователям удастся полностью раскрыть тайну жизни и смерти Лермонтова «поэта сверхчеловечества». Может после этого раскрытия мистические силы космоса оставят Россию в покое и тогда голосом поэта заговорит истина. Пророческие стихи поэта, их смысловая неразгаданность до сих пор не дают покоя исследователям-лермонтоведам. В стихотворении «Сон» поэт предсказал свою смерть:
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим Я,
По капле кровь сочилася моя.
… Кровавая меня могила ждет,
Могила без молитв и без креста.

В самой смерти поэта много загадочного, секундант Лермонтова Васильчиков свидетельствует: «Мы подбежали к упавшему. В правом боку его дымилась рана, в левом сочилась кровь». Получается, что поэт получил сразу два смертельных ранения. Эксперты утверждали, что пистолетный выстрел Мартынова не мог поразить сразу и сердце, и легкие. Есть версия, что под прикрытием поединка (дуэли) Лермонтов стал жертвой злодейского заговора, а разразившаяся гроза с оглушительными раскатами грома и проливным дождем замели следы преступников.
Многие исследователи творчества Лермонтова заметили мистическую загадку поэта, в его 100-летнюю годовщину со дня рождения 1914 года над Невой показался световой столб, превратившийся в крест, началась первая мировая война. Через 100 лет после кончины Михаила Юрьевича началась в 1941 году Великая Отечественная война, 125 лет со дня рожденья поэта началась вторая мировая война, 150-летие, распад СССР, в это же время корабль, названный его именем, затонул в самой глубокой впадине Тихого океана. Боюсь даже прогнозировать, что может случиться в год 200-летия Михаила Лермонтова, который уже перевалил на вторую половину. Мистические цифры 14 и 41 пугают, тревожат и не добавляют оптимизма в связи с происходящими событиями в мире.
Вся недолгая жизнь поэта окрашена мистическими явлениями, которые оборачивались источником противоречий, потерь близких ему людей, драм и трагедий. Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя под конец.
В слезах угасла мать моя:
От них остался только я,
Ненужный член в миру людском,
Младая ветвь на пне сухом…

А все началось в далеком детстве. Бабушка, Елизавета Алексеева Арсеньева, женщина деспотического, непреклонного характера, любившая внука до самозабвения. Перевезла Мишу, которому не было и года, из Москвы в Тарханы, ныне село Лермонтово Белинского района Пензенской области. Там и прошло детство Лермонтова — 13 лет половина его жизни. Елизавета Алексеевна дала внуку прекрасное домашнее образование, пригласив для этого хороших учителей. Михаил в раннем возрасте свободно говорил по-французски и по-немецки, позже овладел английским и латынью. Его день был расписан по минутам, Миша хорошо играл на скрипке, рояле. Несколько лет назад я побывал в Тарханах и меня поразили живописные работы Михаила Юрьевича, это одно из самых больших впечатлений, которое я вынес из посещений музейного комплекса в Лермонтово. И еще удивительная природа. Все многочисленные постройки на территории комплекса утопают в зелени, рощи, пруды, круглый сад, фамильная часовня, домовая церковь Марии Египетской — были первыми впечатлениями будущего поэта.
… Любил сначала жизни я
Угрюмое уединение,
Где укрывался весь в себя,
Боялся, грусть не утая,
Будить людское сожаление…
Я вопрошал природу, и она
Меня в свои объятья приняла…

Стихи и поэмы Миша начал писать с семи лет, а в четырнадцать он уже публиковался в известных журналах России. Обучаясь в Московском университете и в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, Лермонтов одновременно пробует себя в прозе и поэзии, а его публикации в журналах привлекают внимание критиков и коллег по перу. Михаил Юрьевич дружил с идеологами славянофильства: Ю. Самариным, А. Хомяковым, П. Киреевским, но он расходился с ними относительно значения западной цивилизации. Он говорил издателю А. А. Краевскому: «Это стремление шагать в ногу с Европой задержало наше развитие Бог весть на сколько лет. Сколько можно тянуться за Европой? Я многому научился у азиатов, и мне хотелось бы проникнуть в тайны азиатского миросозерцания. Там, на Востоке тайник богатых откровений.»
Кстати, Ф. Достоевский в конце своей жизни призывал общество обратить свои взоры на Восток: «Россия не в одной только Европе, но и в Азии; потому что русский не только европеец, но и азиат». Два гения в разные периоды времени размышляли одинаково, о будущем развитии России. Лермонтов владел даром космических панорам. В мировой поэзии не было случая (до космонавтов), чтобы человек посмотрел на Землю из Космоса. Правда, Пушкин посмотрел на Кавказ с высоты самого Кавказа: «Кавказ подо мною, Один в вышине, Стою я у края стремнины.».
А вот как у Лермонтова: И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал;
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял,
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял…

Внимательный читатель, берущий книги поэта обращает внимание на образное мышление, на совершенство художественного самовыражения, на национальное, патриотическое, самобытное жизненное искание, самоопределение себя.
..В уме я создал мир иной
И образов иных существование.

Находясь на территории заповедника, восхищаясь его природой меня не покидала мысль, что слияние способного ребенка с такой красотой, развили в нем возвышенные чувства, духовные устремления, воздействовали на формирование образного мышления, выразившееся в прекрасных стихах и не менее прекрасных полотнах живописи. Вспомнил строчки юного поэта:
Когда садится алый день
За синий край земли,
Когда туман встает, и тень
Скрывает все вдали,

Тогда я мыслю в тишине
Про вечность и любовь,
И чей-то голос шепчет мне:
Не будешь счастлив вновь.

Размышляя о сегодняшней литературе, погружаясь в ее содержание, у меня складывается впечатление, что она рационализируется, исчезает образное мышление, скудеют чувства. Возможно, это связано с тем, что скукоживается природная данность, урбанизация охватила все континенты земного шара, а с ней растет агрессивность, угасание нравственности.
В русской литературе, в ее лучших проявлениях, на мой взгляд, всегда наличествовало два важнейших фактора — вера и чувство. Они выражали сущность русского народа. Наш первый митрополит Древней Руси Иларион Троицкий 11 век в своем произведении «Слово о Законе и Благодати» отразил чувства, сгусток мощной национальной духовной энергии наших предков. Самим названием книги он указал, что есть государства и народы, живущие по законам, а русские (впервые вводит понятие русский народ) живут по благодати, т. е. по нравственным, христианским установлениям. Религиозное искусство определяется чувствами, они меняют весь духовный облик человека, сообщает ему силу и глубину любви к родине. Чувства отражают глубокое понимание жизни, торжество русской самобытности мысли, бездонной глубины и скорби человека. Митрополит Иларион в своем «Слове» почувствовал красоту предвечного творческого замысла Духа, основанного на вере и чувствах.
Русские мыслители и писатели М. Ломоносов, Ф. Достоевский, Л. Толстой, Ф. Тютчев, Н. Лесков, продолжили традиции, заложенные Иларионом. Образ мирообъемлющего целостного мира воссиял в их произведениях, основа которых составляли — вера и чувства. Русские писатели и философы в основу своего творчества ставили философию сердца и веру. М. Ломоносов, Вл. Соловьев, И. Ильин, И. Сеченов считали, что рационализм (разум) не может достигнуть тех высот, которые доступны сердечному разуму (чувству), вере.
А. Пушкин писал:
… На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека
Залог величия его.
Животворящая святыня.
Земля была б без них мертва…

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, обязано своим успехом — вере и чувству, в их истоки его образного мышления и гениальности. Проиллюстрирую свое суждение одним стихотворением «Молитва», которое по праву можно отнести, как и все его произведения, к великим шедеврам русской и мировой литературы, и отвечает на вопросы, поставленные в данной статье автором.
В минуту жизни трудную
Теснится в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души, как бремя, скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется.
И так легко, легко.

Сменяющиеся друг друга поколения людей оценили великие творения Михаила Лермонтова, по праву отнеся их к гениальным шедеврам русской и мировой литературы. Благодаря его творчеству мы, читатели, постигаем новый смысл бытия, обнаруживаем другой духовный мир, неведомый нам, и заставляющий нас размышлять, радоваться, страдать, восхищаться.