Станислав Ломакин
Созвездие душевных откровений


СТАТЬИ


ТРЕВОЖНЫЕ СПОЛОХИ В КНИГАХ ПОМОРСКОГО ПИСАТЕЛЯ

Среди великого множества литературных произведений на разных этапах развития русской словесности остаются в памяти лишь те, которые вызывают сердечный восторг, в глубине души, доставляющие чувственное удовольствие, способное растрогать читателя, при помощи некоего внутреннего импульса, можно сказать, не поддающемуся объяснению. Подобное волнение, радость, восторг, испытываю я, как читатель, при чтении книг поморского писателя, общественного деятеля Павла Григорьевича Кренева. Его стиль письма, выделяется своеобычностью и оригинальностью, образным, благородным, глубоким, простым языком, принадлежащим только ему, владеющему особым свойством, искусством воображения и фантазии. Держу в руках только-что вышедшую книгу Павла Григорьевича «Шелоник. Поморские истории». Архангельск. Издательство «Лоция» 2022,576 стр. Восемнадцать историй данной книги и свыше двух десятков книг Кренева, отражающие духовный климат, насыщенность антитезами благодатных для литературы тем социальной жизни, контрастными ситуациями психологического реализма, наиболее тесно переплелись воедино эмоциональные мотивы с эмпирической и рациональной сущностью своего времени.
Каждый человек, живущий в России в своей практической, духовной жизни, независимо от образования, на определенном этапе своего развития знакомится с историей своей страны через историю, литературу. Обращая свой взор на природный, растительный мир, бесконечное разнообразие форм у растений и животных. Человек начинает интуитивно соотносить себя с ними, понимая соответствие с благородными созданиями в природе, следуя которым видеть совершенства, или их отсутствие, всех, живущих на земле. Человек наделен сознанием ценности и высоких, духовных, нравственных качеств, своей природы. Это осознание приводит его к мысли, что он царь природы и порою варварски относится к ней, не думая о том, что, уничтожая природную данность, он посягает на самого себя, так как сам является частью природы. Чем больше мы уничтожаем природу, а этот процесс необратимый, дистанцируясь от нее, тем больше скудеют наши чувства, мы становимся искусственными (технический прогресс, цифровизация не делают людей нравственными), а скорее расчеловеченными. Нелегко, однако, объяснить некоторым представителям социума, как именно это понимание достигается, затрагивающего глубины человеческой природы.
Почти все повести и рассказы Павла Кренева повествуют об этом. Люди глубоко верующие выказывают свое смирение, перед природой относясь к ней столь же благородно, сколь и трогательно. В рассказе «Первый бал Пеструхи» писатель так повествует середину сентября: «В безоблачную погоду перед восходом солнца появляются первые утренники — легкие робкие и скоротечные заморозки. Поднимающийся солнечный шар быстро и властно прогоняет их прочь мощным теплом своих лучей. Стоящие на открытой северной стороне березы начинают одеваться в золотой наряд, и порывы сильного ветра сдувают уже с них первые желтые листья. Наступает осень. Выводки рябчиков слетаются к лесным речками ручьям, где в смешанных, разно породных деревьях буйно красуются алые пятна вызревшей рябины. Зайцы-беляки, предчувствуя скорую линьку, чешут бока о шершавость стволов». Перечитывая приведенную цитату из рассказа и другие описания природных ландшафтов, из других текстов я проверяю впечатление вновь и вновь, что наибольшее впечатление, удовольствие мне доставляет описание природы и люди, находящиеся рядом с ней, и не мыслящие себя вне ее.
В книге «Поморский полк», в повести, посвященной своему деду участнику двух войн «Огневой рубеж пулеметчика Батагова». Павел Григорьевич описывает короткое затишье и природную благодать перед тем, когда Батагов, оставшись один, похоронивший молодого последнего воина из взвода. Незадолго до своей гибели Колька поведал старому солдату о своей мечте, получить боевую медаль, Батагов спрашивает: «А зачем тебе Колька, медаль эта самая?» «А все девки мои будут в деревне, вот что, а особенно Танька Замотина». Как наивно, обыденно, трогательно произнесены эти слова Кольки второго номера пулеметчика, за час геройски погибшего подорвав фашистский танк. Ботагов оставшись один, с двумя гранатами бросается под вражеский головной танк. Вот как живописует природную идиллию писатель, восхищенно созерцающего, слушающего живописную природу солдата Батагова, перед своим уходом в небытие: «Но пока стояло затишье, солдат сидел на кокорине возле своего пулемета среди нагретой солнышком сырости и слушал Весну. В лесу стояла невозможная благодать и Божья красота. Была та самая желанная, родная ему с детства пора, когда Природа сбросила со своих плеч, уставших за долгие зимние месяцы, надоевший ей холод, уже начала впитывать в себя целебную, теплую энергию. Бегут, стремятся к таежным рекам ручьи с талой водой, но они теряют свою буйную силушку, уносят на себе остатки разрушенных теплом, еще недавно могучих сугробов. Распрямляют спины деревья, до сей поры согбенные под тучными снежными и ледяными шапками. Разбушевалась и пошла по веткам мягкой акварельной зеленью молодая мелкая листва. И вокруг — вокруг-вокруг звенит, поет, горланит, трещит и высвистывает на все лады чудные мелодии самый прекрасный из оркестров — оркестр птиц, вернувшихся в свой лес и радующихся этому возвращению».
Батагов простой солдат («без званий и наград») благодарит птиц за их песни, что спели ему «напоследок» и просит Господа и Матушку Богородицу простить его ради Христа за грехи в мирской жизни. Последние мгновенья жизни двух солдат их мысли и чувства отражает героизм всего советского народа во время Великой отечественной войны. Каждый рассказ, повесть Павла Кренева вызывают приятное изумление от описания бескрайних просторов, морей, лесов, совершенства природы, повадки зверей, птиц, иногда несообразность поступков людей доставляет такое же удовольствие воображению, какое разум, эмоции, красота или необычность в поведении людей получаем мы читатели от размышлений и переживаний о вечности всего сущего, его бесконечности. Природа нашего разума, суждения о красоте, связано с эмоциями, невозможно воспринять писателю прекрасное не представив сам объект, понять его источник — природу, структуру прекрасного. Воображение писателя Кренева наделяет его способностью перевоплощаться во все, о чем он пишет, будь то человек или волк, птица или медведь, позволяющим понимать язык всего сущего. Эти знания наличествуют у писателя. Кренев с детства находился в среде тех неравнодушных людей к природе, которые боготворили ее и жили в согласии с ней, передавая свой опыт общения с миром живого подрастающим поколениям. В разные периоды жизни мы получаем от природы укрепу, которая является целомудрием, источником сдержанности наших чувств и мыслей.
Книги Павла Григорьевича Кренева отражают жизнь во всех ее проявлениях: внешний мир и одновременно чувства, образность и мысли, содержание и воображение их равновесие своего создателя. Прочитанные мной книги поморского писателя вызвали у меня катарсис и совершенно справедливы те литературные критики, которые творчество Кренева Павла Григорьевича сравнивают с литературным творчеством выдающихся писателей таких как: М. Пришвин, К. Паустовский, Ю. Казаков, Вл. Солоухин.