Станислав Ломакин
Созвездие душевных откровений

РАССКАЗЫ


ДОМОФОН

Это изобретение двадцатого столетия стало естественным атрибутом городов современной России. Домофон — не мода для элитных домов с их богатыми жильцами, он является суровой необходимостью криминогенного государства, каковым и является, к сожалению, наша страна. Во многих городах, проезжая по улицам, можно обратить внимание на железные решетки на окнах, достигающие иногда четвертого этажа. Люди живут как заложники, отгородившись от преступного мира железными дверьми и хитроумными замками. Но преступники не дремлют, на хитрые замки и железные двери у них появляется новый инструментарий, а жизнь современного человека становится все тягостнее. Настоящее печалит нас, и мы тщимся продлить его с помощью будущего, полагая, что оно станет лучше сегодняшнего. Пытаемся распорядиться тем, что не в нашей власти, хотя, быть может, некоторые и не дотянут до прекрасного умозрительного будущего. Когда-то в деревнях запором служили прутик или палочка вместо замка и пришедший человек в гости не входил в дом, т. к. знал — хозяева отсутствуют. Не получится ли так, что мы лишь располагаем в идеале жить без страха, как жили люди в сельской местности в 60–70 годы, и, уповая на то время, так никогда его не обретем.
В огромном 12-ти этажном доме, в одном из подъездов появилось объявление о собрании жильцов. Цель собрания: нужно поставить железные входные двери и домофон. Аргументы: две квартиры из 48 ограблены, наркоманы, пьяницы беспрепятственно проникают на все этажи, о чем свидетельствуют шприцы — орудия смерти молодых людей. Немного истории: дом был построен в советское время до пресловутой перестройки, распада СССР, либерально-демократических реформ, до вхождения России в семью европейских цивилизованных народов со всеми последствиями этого вхождения. Квартиры дома заселила интеллигенция города — учителя, врачи. Тогда жилье было бесплатным, а квартплата была символической. Сегодня от тех, кто въезжал тогда, осталось две трети. Одни умерли, другие уехали, сменив прописку, да мало ли обстоятельств. Новые жильцы имели другие профессии: бизнесмены, бухгалтеры, работники торговли, менеджеры, юристы — словом, не бедная прослойка людей на фоне тех более половины населения, оказавшихся за чертой бедности. Появилась инициативная группа из коммерсантов, она и посещала каждую квартиру, агитировала, собирала деньги на домофон, объясняла его необходимость. Не бедные инициаторы этого мероприятия встречали единодушное понимание у всех жильцов подъезда. Однако не все были единодушны, когда дело коснулось денег. В основном это оказались ветераны войны и труда, проработавшие на производстве тридцать и более лет.
Человечество с его многотысячелетней историей оставило, на мой взгляд, нам в наследство поучительных два урока. Первый: если бросить ретроспективный взгляд на жизнь людей в разные периоды развития общества, то можно обнаружить, что вся история человечества связана с двумя фундаментальными ценностями — свободой и собственностью. Они являются родовыми сущностями и неотвратимо присутствуют в жизни каждого человека и общества в целом. Все другие ценности — производные от них. Люди стремятся к их обладанию, и все попытки изменить отношения к свободе и собственности приводили к противоречиям, конфликтам, революциям, войнам. Второй: просвещение, духовность, не одаривали людей материальными благами и, соответственно, благополучием в жизни. Они одаривают людей нравственным отношением к жизни и духом. А дух — это Бог, призывающий жить по совести. И, надо сказать, счастливы бывают люди умные, много знающие, несмотря на все их страдания и невзгоды, со средним материальным достатком, которым не грозят две напасти: богатство и бедность.
Итак, вернемся к диалогу между ветеранами труда и теми, кто инициировал мероприятие, связанное с домофоном. Излагаю предельно кратко ответы жильцов на вопросы двух коммерсантов. Коммерсанты: «На домофон мы собираем с каждой квартиры 700 рублей». Нина Федоровна (заслуженная учительница РФ, пенсия — 983 рубля, ранним утром до рассвета собирает бутылки, конкурент бомжей, которые с опозданием копаются в мусорных баках): «Милые люди, откуда мне взять такие деньги, я отказываю себе во всем, помогаю дочке-инвалиду, за квартиру не могу заплатить — долг два месяца». Сергей Павлович — 31 год, геолог, безработный. Его ответ: «Пять месяцев не работаю, заболел, не могу купить лекарства, нет денег». Раиса Олеговна, врач, отличник здравоохранения, пенсия — 1879 рублей. Заплакала, не стала разговаривать, закрыла дверь. Василий Петрович, доктор технических наук, профессор, пенсия — 1968 рублей, у жены (в прошлом — медсестра) пенсия — 1950 рублей. Ответ профессора: «Мы, конечно, заплатим запрашиваемую вами сумму, хотя, признаться, мы не очень боимся воров, так как у нас, кроме книг, ничего в квартире нет, а современные воры книг не читают. Но в данном случае мы поступим как конформисты». Коммерсант: «А что означает это слово?» Профессор: «Строго говоря — это некритическое отношение к миру, а в данной ситуации, на уровне обыденного сознания, это чувство стадности, как все, так и мы». Виктор Андреевич, двадцать три года проработал шофером на Севере, пенсия — 1600 рублей. «Шоковая терапия» Гайдара (либерализация цен), по его мнению, сделала его семью нищей, он потерял 23 тысячи рублей, на которые хотел приобрести дачу, гараж, машину. Длинный монолог его сводился к теме о либералах-демократах, которые сделали миллионы людей ограбленными, униженными, обманутыми. Такого отношения, считает он, нет к людям ни в одной стране мира. Рабочий, пенсионер ненавидит тех немногих богатых людей, перераспределивших государственную собственность между собой, созданную не одним поколением людей. Ольга Сидоровна, врач-терапевт — 29 лет, зарплата — 1998 рублей, дверь коммерсантам не открыла. Из 48 семей согласились дать деньги на устройство домофона — 19.
В этой истории с домофоном, как в миниатюре, видны социально-экономические срезы людей разного материального уровня и отношения к политическим, нравственным, социальным проблемам, которые можно экстраполировать на все население России. Великое множество книг написано о богатых людях, президентах, премьерах, об их интересах и потребностях, но все меньше и меньше говорят СМИ о простых людях, а их потребности и интересы нужно изучать и исследовать, ибо они являются создателями материальных и духовных ценностей. В подтверждение сказанного сошлюсь на один известный всем факт. Десять лет назад, 17 марта 1991 года, был проведен всесоюзный референдум о сохранении СССР. Почти 77 % населения высказалось за его сохранение. Но Ельцин, Кравчук и Шушкевич — руководители трех республик не посчитались с мнением и интересами народа. Союз распался, а беды и страдания простых людей с каждым годом увеличиваются.