Станислав ЛОМАКИН
Озарения тюменских просветителей

Сборник статей



ПОДВЕДЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ИТОГОВ

Литературно-художественному студенческо-преподавательскому альманаху «Арион» Тюменского государственного нефтегазового университета 12 лет. И хотя это не круглая юбилейная дата, мне как редактору хочется поразмышлять над смыслами и переживаниями авторов последних четырех сборников «Ариона». Авторы «Ариона», а это студенты, аспиранты, профессора, члены Союза писателей России, в глубоких раздумьях, напряженных размышлениях стремятся отразить судьбу Отечества, заглянуть в его прошлое и связать с настоящим. Дух авторов мечется от надежды к отчаянию, от глубокой подавленности и пессимизма к безудержному жизнелюбию, от мрачной действительности к обожествлению человека — центра мироздания, венца всего сущего. Проникновенные строки о любви к Родине, ее природе, о радостях и страданиях преданного сердца к своему народу, всегда воспринимались как общественно значимые на Руси.
Вот как написала об этом Надежда Исаченко, доцент кафедры философии, в стихотворении «Люблю тебя, Россия!»
Я русская душой и мыслью.
Я русская. И тем горжусь.
Я без России жизнь не мыслю
И в том признаться не стыжусь.
Люблю я, Русь, твои просторы,
Бескрайние пшеничные поля,
Душистые луга и долы,
И синие бездонные моря…

В каждом стихотворении, рассказе, статье прослеживается глубоко личная нота. Судьба России связана с судьбой родного языка, изысканной, мелодичной речью, которая вся дышит сознанием своей значимости, а следовательно, и всей духовной жизнью общества, во многом воспроизводит логику их языкового мышления. У каждого автора свой жизненный опыт, мировоззрение, привычки, свой нрав, своя биография, свое живое свечение, выраженное в слове. Включение в жанровую плоть литературы жизненных пластов позволяет авторам расширение и углубление средств лексики, желание приблизиться к осознанию своей эстетической платформы. Эстетическая платформа авторов связана с мировоззрением. Трагическое мироощущение от происходящих сегодняшних событий не могло не сказаться на творчестве, так как реальная жизнь — это инструмент для определения соответствия между действительностью и объективным положением в России.
Пассивность и равнодушие глубоко чужды авторам, они чутко прислушиваются к голосам, в которых слышатся мучительные тревоги. Рассказы, стихи полны мрачных апокалиптических намеков, это чувствуется в их диалектальной фрагментарности социума. Олигархический, чиновничий режим высасывает из России минеральные ресурсы для своего обогащения. Нефть, газ, металлы, лес, капиталы, интеллект, рыба уплывают за рубеж, а в это время страна вымирает по миллиону в год (в основном русских). Деревня вымирает, спасти ее — значит спасти Россию.
Либералы-демократы прозападной ориентации, антироссийски настроенные, пытаются навязать такую идеологию, которая обесценивает все, на что Отечество тратило силы в течение многих столетий. В прессе часто цитируется афоризм: «Угарное упоение потреблением», ведущее к тотальной коррупции в стране. Председатель Конституционного суда В. Зорькин вынужден констатировать: «…Слишком глубоко — и это нужно признать — зашла у нас в Отечестве оргпреступная болезнь».
Безнадежность, смятенное чувство бессилия, обуреваемого идеями оскудения мощи советского времени, избыточности минувшего, — отражено в текстах авторов «Ариона». С. Дюкалов в стихотворении «Наболевшее» написал:
Россия заросла бурьяном,
Лугов медовых не найдешь,
Деревня утонула в пьяни,
И измельчала молодежь.
Забыли люди запах мяты
И свежескошенной травы.
Теперь мы молимся на Запад,
Где косы — росы не нужны.
Пишу — и кажется невольно,
Что кровь струится из пера.
России нестерпимо больно —
Душа ее давно больна.

Однако многие авторы, под безжалостным давлением невзгод и неприятностей, сохраняли свои честолюбивые мечты, личностные запросы, сохранили свою Душу. Душа является центром, властителем, управителем всей деятельности человека. Кроме того, частью души является разум, интеллектуально познающее начало, Душа — это и часть всеобщего космического разума. За 12 лет в сборнике «Арион» опубликовали свои произведения около ста авторов.
Годы бегут, и весна приходит снова и снова, новые поколения поэтов и прозаиков заставляют наш рассудок безумствовать, ибо необоримое неистовство клокочет вокруг нас, жажда снедает нас, читателей, в поисках новых имен в литературе, науке.
Новые стихи, рассказы, статьи авторов обрушиваются в несколько мгновений на чувства и разум читателей. Но за этими мгновениями угадываются бесчисленные часы, груз годов, поиск, опыт, усидчивость, тревога и осознание того, что ничто не дается даром. Осмысливая тексты авторов, приходишь к пониманию, что в мир развития идей неотвратимо властно вторгается нестерпимое чувство вечного возобновления, преображения мира, безудержное желание прервать предшествующий опыт, оторваться от него, зажечь в себе жажду познать и отразить художественными средствами бесконечное разнообразные события нашего времени.
Среди великого множества литературно-художественных журналов, сборников «Арион» — почти неведомая частица в море литературы. Он прекратил свое существование, за неимением средств, однако «Арион» имеет свою небольшую историю, вплетенную в литературный процесс Сибири.