Станислав ЛОМАКИН
Озарения тюменских просветителей

Сборник статей



О ДУХОВНОМ И МАТЕРИАЛЬНОМ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИИ

Проблема соотношения духовного и материального в экономической жизни российского общества на различных этапах его развития служила предметом активного обсуждения среди ученых-обществоведов. Философско-методический анализ этой проблемы занимает существенное место в монографии профессора кафедры философии Тюменского нефтегазового университета Вадима Авенировича Кондакова, вышедшей в издательстве вуза.
Его работа «Духовные основы экономической жизни общества в русской философии и современность» раскрывает своеобразие русской религиозной философии и ее представителей. Оно заключается в том, что ее творцы, определяющие судьбу России, были склонны, несмотря на свою гениальность, к самоуничижению, самоедству. Наверное, в этом кроется тайна нашего религиозного назначения, выраженного в долготерпении и милосердии русского народа. В книге делается анализ философских воззрений на проблему духовных основ экономической жизни общества нескольких выдающихся философов, таких как Н. Федоров, В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков и др.
Выскажу свое суждение только о Н. Федорове, уникальном явлении в духовной жизни России XIX века. В своем труде «Философия общего дела» он поставил 12 вопросов перед человечеством. В третьем вопросе автор пытается соотнести духовные и материальные начала. Его заботит жизнь людей, которые в процессе деятельности не задумываются о том, что хищническая эксплуатация природных ресурсов может привести к истощению многовековых запасов земли. Н. Федоров ставит, по существу, нравственный вопрос: каковы границы (и есть ли таковые) вмешательства людей в природные ресурсы земли?
Рассматривая концепцию Н. Федорова о воскрешении умерших поколений, В. Кондаков постоянно пытается соотнести пророчества мыслителя с современностью. Н. Федоров высказал предупреждение, что любая революционная перестройка жизни вне Христа, вне христианских истин ведет человечество к нравственной деградации и гибели. Православие — по Федорову, — есть печалование. Рай может быть создан не только Божьим Промыслом, но и самими людьми — всеми силами всех людей. Трактовка духовной и экономической жизни общества в разные периоды развития России у В. Кондакова глубока и основательна, она простирается от самого широкого понимания русских религиозных мыслителей до взглядов современных реформаторов, приведших страну на грань духовной и экономической катастрофы.
Автор показывает стремление России в разные периоды времени к самоидентификации, но часть общества сворачивала в сторону западной цивилизации, альянс с которой всегда был трагичным для нашего Отечества.
Отстаивая положение о духовной основе русского народа, В. Кондаков сетует на то, что часть сегодняшнего населения России отрывается от своих духовных, нравственных корней, от народной почвы. Автора волнуют те же вопросы, что и всех людей: какая судьбах ждет завтра и в отдаленном будущем? что ждет Россию, пребывающую в состоянии хаоса и развала духовной и экономической жизни? что будет с населением нашей Родины, гонимым ветром истории? где та нравственная, идеологическая основа, способная остановить развал страны? По мнению автора, национально-государственная идеология укрепляет иммунные силы народа России и таким образом сохраняет их самобытие. Но, к великому сожалению, такой идеологии у нас нет. Сверхзадача автора — поиск способа осмысления самобытности российского опыта в системе духовных координат во всех проявлениях нашей жизни.
К достоинству монографии стоит отнести то, что автор, используя большое количество литературных (отечественных и европейских) источников, указывает, комментирует понятия, слова, пытается определить их смысловую наполненность, значимость. Работа является воплощением философских воззрений ученого и, на мой взгляд, может быть полезна для студентов, аспирантов, для понимания исторических процессов, происходящих сегодня в России.