Станислав ЛОМАКИН
Озарения тюменских просветителей

Сборник статей



«ГЛЯДИШЬ ЗАДУМЧИВО И ЯСНО»

Уже несколько десятков поэтических книг вышло в издательстве «Исеть» города Шадринска. Очередная книга мансийского поэта Андрея Тарханова «Поющие молнии» занимает значительное место в его зрелом творчестве. В пленительной прозрачности, достигнутой простотой и ясностью, отразились его размышления о природе, любви, России. Непринужденностью дышит неподражаемая поэтическая индивидуальность известного в России поэта — Андрея Тарханова.
Я — мученик радостный Бога.
По воле его на земле
Кремнистую выбрал дорогу,
В каменьях она и золе….
Душа моя — знак притяжения
Страданий и болей людских.
И в этом мое вдохновенье,
И обретает паренье
Обласканный муками стих.

Почти в каждом стихотворении чувствуются энергический, стремительный слог. И проистекает он в большей мере из того, что поэт поддерживает душу в состоянии непрерывного и живейшего волнения, заставляет ее быть деятельной, увлекая ее, и зачастую очень резко, от одной мысли к другой, от одного образа, идеи, предмета — к другим. Живость — главное достоинство поэзии Тарханова. Красота стиха связана с простотой и ясностью. Они являются самодовлеющими элементами его поэзии. И на этом хочу остановиться подробнее. В стихотворении «Моя деревня» автор ностальгирует о прошлом, но не прерывает полет души.
У деревьев голос древний,
И душничка на лугу.
Карагаево — деревня
На песчаном берегу.
…Но в период укрупнений
Неразумнейшим пером
Тысячи таких селений
Были списаны на слом.
Нет тебя, моя деревня,
Нет боров, река тиха.
Голос кедров мудрых, древних
Стал тревогою стиха.

Свет и утешение несет нам память поэта. В приведенных строчках нет ни малейшей небрежности или попытки выразить боль изящно и завуалированно. Простота и ясность — производные красоты. Почему красота прекрасна? Да только потому, что она естественна, не нарочита, не подделана искусственно. Главнейшая черта и отличительный признак хорошего вкуса в различных жанрах искусства — простота. Вид прекрасной природы пробуждает восторг у поэта, он испытывает душевное волнение и с наслаждением вызывает минувшие чувства. Воображение и простота в отображении природы вызывает инстинктивное чувство красоты у поэта. Нельзя описать природу только посредством разума. Поэт достигает должного впечатления у читателя посредством воображения и чувства. Вот как он живописует ночь в стихотворении «Увертюра ночи»:
Соком фиолетовой черники
Август залил розовый закат.
Сразу стихли птиц шумливых крики,
Бор сосновый передышке рад.
Песня в горле иволги уснула,
Затаились звуки в дуплах крон,
Тихо, без веселого разгула,
Укатился гром за окоем.

Очарование природой обуславливается целым рядом явлений, деталей, без которых нельзя обойтись, и они привносят какие-то ассоциативные воспоминания у человека, читающего данное стихотворение. Прекрасное остается в пределах недосказанности, ибо ночь, рисуемая поэтом, становится зыбкой и волшебной, словно мечта.
Слышу голос ушедших полей.
Я седею от счастья и муки,
Что Природа вернула мне звуки,
Звуки детства для песни моей.

Природа вдохновляет поэта, а то, что происходит сегодня в России, душевно травмирует его.
И, глядя на пустые пашни,
Былому говоришь: прощай.
Но это злое запустенье
Полей — повсюду. Боже мой!
Какого ждать столпотворенья?
Грядет ли вновь переселенье?
Скажи, Россия, что с тобой?

Беспокойство Тарханова о судьбе России тревожит и читателя, так как его суждения относительно разора страны достигли таких масштабов и, соответственно, такой степени его убежденности, что иной раз при чтении стихов и статей поэта невольно встает вопрос: когда же кончатся эти антинародные реформы. Когда Отечество обретет стабильность и силу, когда произойдут нравственное очищение души, возрождение и воскресение России?
Закончу статью словами прекрасного тюменского поэта Андрея Тарханова из рецензируемой книги «Поющие молнии»:
Мы явились, Земля, ненадолго —
Воссиять, как звезда, и уйти,
Не оставив ни памяти горькой,
И ни зла на коротком пути.