Станислав ЛОМАКИН
Озарения тюменских просветителей

Сборник статей



ВСЕУСЕРДНЫЙ СТИХОТВОРЕЦ
«Ничто так не освобождает человека, как знание».
И. Тургенев.

Недавно разбирая книги, в поисках нужного мне автора наткнулся на детскую книжку «Стихи» Григория Кайгородова. Мои редкие встречи с писателем, бывшим по специальности врачом, носили тихое ощущение приятности, удовлетворенности от краткого общения во время писательских собраний. Конечно, я читал его детские книжки, переизданные неоднократно, и особенно «Аленький цветочек» по сказке С. Т. Аксакова, в поэтическом изложении, который прошелестел своими смыслами на моем письменном столе. Книга «Азбука шахмат» стала любимой книгой моего внука Тимоши, и я солидаризируюсь с оценкой, данной ей и другим книгам Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, народной артисткой СССР Дорониной Татьяной, чемпионом мира по шахматам Анатолием Карповым. Наблюдая за внуком, видя его повышенное внимание к шахматам, прихожу к выводу, что шахматы могут влиять не только на мысли и поступки, но и на все его физические и душевные функции. Постоянное стремление играть Тимофея со мной в шахматы изменяет его характер, перестраиваются поведенческие структуры, мысли с рассмотрением шахматных этюдов, непонимание их замыслов, приводит к сдерживанию чувств, когда он проигрывает партии. Трудно определить границы различных периодов социализации ребенка, сфера разума непрерывно растет, глубины познания возрастают, когда он погружается в содержание стиха, контрастирующего с обыденной речью. Например, в стихотворении «Зоопарк» Кайгородов повествует:
Я в зоопарке был и два часа смотрел, бродил…
Я видел разноцветных рыб, похожих на осколки глыб
Цветного чешского стекла, рубины, яшмы, янтаря.

Сколько в этих строчках неизвестного, загадочного для ребенка. Фрагментарное употребление смыслов связано со второй доминантой. Альтернативное слово попадает в поле зрения, однако значение его намеренно минимизируется. Когда мой внук читает стихи о кроликах, ежах, варанах, лягушках, тритонах, черепахах поэта Кайгородова, он заучивает их с одного прочтения, у него возникает потребность узнать о них больше. На столе внука появляются энциклопедии, словари. Меня это радует.
Тритонов видел и рачков, лягушек, мелких грызунов,
Варана, спящего в песке, а черепаху — на доске,
Колючий ежик все пыхтел — себя он трогать не хотел.

Серьезные знания о тритоне и варане я узнаю из уст внука Тимофея. Время структурирует смысловую и образную ткань стихотворения, образность и эмоциональность становятся эстетической детерминацией текста. Все стихотворения рецензируемой книги «Стихи» (для детей) носят познавательный характер, являются синонимом любви, чистоты и мудрости; синонимом души. Современная цивилизация сделала одно из любопытнейших открытий последнего времени, чуткие «уши» уловили новые, порождаемые негативные последствия от использования электронных носителей, регистрирующие радиоизлучения, возникшие в конвульсиях радиоволн. В Японии, Германии, Франции учащимся школ не рекомендуется пользоваться мобильниками до определенного возраста. В стихотворении «Мобильник» поэт предупреждает:
Мобильник — это не игрушка,
В себе опасность он таит:
Микроволнами портит ушко,
Здоровью нашему вредит.

Прочитав эти строчки, внук задумался, попросил дать разъяснения и почти перестал (только в крайней необходимости) пользоваться мобильником, поверил поэту. В безграничном океане поэзии, с ее разнообразием стихотворных жанров, воспевающих радости жизни, поэтические детские книги тюменского поэта занимают достойное место в сибирской литературе. Книга «Стихи» для детей Кайгородова Григория Константиновича, как и десятки других, манифестируют талантливую личность автора, который очищает и озаряет детские души, дарует блаженство от узнавания нового, неизвестного, дарует любовь ко всему живому на Земле.