Станислав ЛОМАКИН
Озарения тюменских просветителей

Сборник статей



СОЛОВЕЙ ПУШКИНСКОЙ ЭПОХИ
«Петь Алябьева — значит понять его великую душу».
А. Ведерников.

В издательстве «Университетская книга» (второе издание), Москва, 2017 г., вышла книга «Браво, Алябьев!», посвященная 230-летию со дня рождения выдающегося русского композитора и музыканта. Будущий композитор (1787–1851) родился в Тобольске, его родители происходили из старинного дворянского рода, он получил прекрасное домашнее образование, учился в пансионате при Московском университете. Когда слушаешь романсы, фортепианные произведения Алябьева, чувствуешь и осознаешь, что задача вокальной и инструментальной музыки сведена у композитора к музыкальному изображению, музыкальной передаче человеческой речи, составляющей содержание текста, смысла. Музыка является своеобразным средством общения и самовыражения слушающих ее людей. И еще почему-то мысль переносится к духовной столице Сибири — Тобольску, начинаешь вспоминать великих мыслителей, деятелей русской культуры, родившихся в Тобольске, — П. Ершов, Дм. Менделеев, А. Алябьев, С. Ремезов, В. Перов, Ю. Осипов, Н. Дмитриев и др. Эта плеяда великих людей Тобольска, России вызывает духовную гордость, свет — идущий из Сибири. Все научные, антропологические и этические учения перечисленных деятелей культуры не упускают духовную глубину человека, свято памятуя, что «дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Светоносная музыка Алябьева, мне представляется, окормляет гуманистическую суть деятелей науки и искусства, проникая в психологию и экзистенциальную основу человеческих переживаний. По-всякому складывалась жизнь композитора и музыканта, отважного гусара, проявившего себя на полях сражения в Отечественной войне 1812 года. Он прошел путь от корнета до подполковника, удостоился множества боевых наград, был и узником под полицейским надзором и церковной опекой. Несмотря на опалу со стороны царских греховных преследователей на протяжении четверти века, Алябьев создавал музыку, вошедшую в летопись великой русской музыкальной культуры. Одно из первых крупных произведений композитора (комическая опера «Лунная ночь, или Домовые») была поставлена на сцене императорского театра в Петербурге и получила благожелательные отзывы. Затем водевиль «Путешествующая танцовщица», две оперы на сюжеты французских водевилей «Хлопотун, или Дело мастера боится», «Приключение калифа», 1824-26 гг.
Так начиналась успешная деятельность сибирского соловья, но злой рок вмешался в жизнь творца, когда в состоянии аффекта, не преднамеренно, он совершает поступок, за который расплачивается всю последующую жизнь, находясь в лоне христианской морали перед лицом совершенного и всемогущего Бога. В заточении он сочинял балеты, водевили, оперы, романсы, в этот период был написан знаменитый «Соловей» на стихи А. Дельвига. Соловьи не поют в клетках, птица является символом воли, свободного полета, так в русском фольклоре аттестуют соловья. Вина Алябьева в смерти помещика, отставного полковника Т. Времева, не была доказана, и тем не менее композитора лишили дворянства, всех гражданских прав, чинов, боевых наград, его предали церковному покаянию на семь лет. Композитор в прошении на имя генерал-губернатора Западной Сибири писал: «Во время суда, произведенного надо мною по делу о скоропостижной смерти коллежского советника Времева и продолжавшего около трех лет, я содержался под арестом в полицейском доме в самой сырой комнате, что много способствовало к разрушению здоровья, в особенности глаз моих, уже от природы весьма слабых». В период лишения, страданий Алябьева поддерживали выдающиеся друзья: А. Грибоедов, князь В. Одоевский, композиторы А. Верстовский, П. Булахов, М. Глинка, писатели, декабристы. Особенное родство на духовной, мировоззренческой основе сказывалось во взаимоотношениях Алябьева с А. Грибоедовым. На стихи своего друга композитор написал романс:
Ах, точно ль — никогда ей в персях безмятежных
Желанье тайное не волновало кровь,
Еще не сведала тоски, томлений нежных,
Еще не знает про любовь?

Алябьев, получив предписание жить в сибирских городах, выбрал свою малую родину — Тобольск. Он вновь погружается в творческую стихию, много сочиняет, дирижирует, организует духовой оркестр, участвует в любительских концертах. В Тобольске им написаны прекрасные романсы: «Зимняя дорога», «Два ворона», «Иртыш» и др.
Огромное количество песен, романсов, опер, водевилей сочинил композитор на стихи известных поэтов: А. Пушкина, А. Дельвига, А. Майкова, Н. Языкова, П. Вяземского, И. Козлова, Д. Давыдова и др., издан 21 диск с музыкальными сочинениями. Такие деяния Алябьева есть выражение витальной силы, свидетельствует о его таланте, мощи его воли, желаний, характера, темперамента. Когда слушаешь музыку композитора, ее звучание ассоциируется с лирикой, суровым, мужественным, но жизнеутверждающим временем, несущим, излучающим в себе свет, радость бытия. В заключение своего восприятия от прочитанной книги «Браво, Алябьев!» особо хочется поблагодарить Лидию Ивановну Шмаль, редактора-составителя, и ее сына Шмаля Максима Геннадьевича за спонсорскую помощь в создании этой прекрасной, удивительной по содержанию книги. Низкий Вам поклон!