Станислав ЛОМАКИН
Озарения тюменских просветителей

Сборник статей



МИХАИЛ ПРИШВИН И ЕГО НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ
«Некоторым без кривизн — дорого дается жизнь».
Марина Цветаева

Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954) прошагал свой жизненный путь, зачарованный вечно изменяющимся миром природы и социума и, чтобы заглушить персоналистические упования, связанные с постоянными сомнениями, жившими в нем, нашел выход в «родственном внимании к миру», единению людей между собой и с природой. Природа — неотъемлемая часть человеческой истории, если сузить это понятие русской цивилизации. Эта бинарность, двуплановость, дихотомичность истории — внутреннее содержание, выраженное в событиях, — в рефлекторном сознании приобретает вид диалектики, бессознательное ощущение бесконечности, бездонности увлекает каждого человека на безбрежный простор неясного и темного, но сильного, сладостного, что трепещет в глубине души на экзистенциальном уровне. Главной темой в судьбе Михаила Пришвина стала «Человек и природа». «Пишу о природе, сам же о людях думаю. Я нашел себе любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой». Воображение — непомерное чувство в душе, оно пытается одухотворить реальность, этот процесс начинается с созерцания всего и вся, устремленности человека к бескрайне широкому единению между собой и природой. Пришвин в миниатюре «Зеркало человека» писал: «Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу». В этом высказывании автор стоит на позиции христианской антропологии, и дальше он продолжает: «И если себя посвятить этому изучению, то откроется, как в зеркале, жизнь человека, и что вся природа есть зеркальный свидетель жизни всего человека — Бога». Пришвин не был пассивным созерцателем, его наблюдения за явлениями природы приводили писателя к предельно широким философским обобщениям. И здесь нужно сказать о влиянии двух мыслителей на мировоззрение, на философию жизни — взгляды Пришвина по утонченности духовной русской мысли созвучны идеям Д. Мережковского и В. Розанова. Их влияние проявилось в повести «У стен града невидимого», наполненной мистическими и фольклорными образами. Охота и фотография, которые сопровождали писателя на протяжении всей его творческой жизни, имеют несомненную научную ценность, он сумел запечатлеть жизнь животных и птиц в разных регионах России и описать их в своих произведениях.
Мои размышления о соотношении природы и человека переносят меня не только к 18-томному дневнику Пришвина (1907–1954), в котором наличествуют великое многообразие записей на разные темы, размышления о бытии человека и Вселенной. В их полноте и откровенности повествуется о событиях, не отрывающих писателя от первореальности, но и погружает меня, читателей в органическую связь с природой в таких художественных произведениях как: «Журавлиная родина», «Женьшень», «Кащеева цепь» и др. Писатель, фотограф, мыслитель в течение всей своей творческой жизни путешествовал, проехал вдоль и поперек свою страну, другие страны, странствуя по городам и весям, исследовал структуру социума, основные типы характеров, вел путевые записи, фотографировал девственно не тронутых уголки земли. Погружаясь в традиционный русский быт, Пришвин совершил поездку по старообрядческим поселениям Поволжья, результатом этого явились книги очерков. Исследуя социум, психику и природу русского человека, писатель наблюдал смену фантастических изменений в обществе, порою изменений не в лучшую сторону, нарушающих духовную целостность страны. В период экстремальных ситуаций русский человек, по мнению Пришвина, как духовная субстанция воспаряет над своим физическим воплощением, ощущает стремление к космосу, к тому, чтобы стать творцом и гарантом чаемой, высшей свободы. Процитирую мысли Пришвина о русском человеке, наиболее точно характеризующие его сущность: «Есть ли на свете другой народ, кроме нас, русских, кто так удивляется, радуется и просто любит жизнь другого, чужого народа, и при этом совершенно молчит о своем или даже бранит. Я теперь только вполне понимаю, отчего это так: русский, восхищаясь другой страной, так выражает смертельную любовь к своей Родине, сгорает тоской по России».
Изучение душевной жизни человека доставило Пришвину прочное и, можно сказать, опытное убеждение в бытии души и ее бессмертии. Писатель считал, что душа имеет место быть в неживой природе и земных тварях. Эти умозрительные сюжеты писателя совпадают с идеями Н. Федорова, который писал в «Общем деле» о трансцедентальном и имманентном воскрешении мертвых, о преодолении смерти волей будущего человечества, в победе над временем, в достижении личного бессмертия посредством высочайшего развития науки и техники, в воскрешении, восстановлении всех людей, когда-либо живших на земле. Размышляя об идеях Н. Федорова и его последователях — русских космистах, приходишь к идее победы над смертью, связанной с «Бессмертным полком». Эта идея, приобретшая мировое признание, зародилась в Тюмени-Томске, несущая благую весть Победы над злом, трагическое торжество воскрешения, мистерию неизбежной смены поколений. Воскрешение людей в Царстве Божием восстанавливает утрачиваемую при смерти живую цельность жизни. Пришвин писал: «Художник должен чувствовать вечность. Иду в полном, радостном согласии с теми, кто прошел раньше меня… и сам готовлю дрова идущим за мною». Судя, по опубликованным в дневнике отрывкам мыслей Пришвина, человек должен соучаствовать в развитии всего человечества, быть хозяином природы, всей Вселенной, так как космос нуждается в человеческом разуме. «Нужны ценности положительные, чувства небывалые, мысли — подчиненные великому целому». Речь идет о Вселенной, сохранении природы, а значит, человечества. Конечно, у Пришвина нет специальных философских работ, а тем более в строго академической истории философии для него не нашлось бы места. Но в истории русской религиозной мысли нельзя пройти мимо Пришвина.
После многолетних скитаний, включающих в себя переезды с одного места жительства на другое, так и дальние путешествия, Михаил Михайлович наконец-то нашел долгожданный приют в живописном уголке Подмосковья в деревне Дунино, под Звенигородом, где провел последние восемь лет в трудах и заботах. До конца дней мыслитель сохранил прекрасную память, живейший интерес ко всему, что его окружало, волновало, будоражило мысли и чувства. В доме, в котором жил писатель, сейчас находится музей.
Погружаясь в дневники Пришвина, обнаруживаешь родовые черты русских философов, их воззрения, размышляя о смыслах бытия, проблемах свободы, добра и зла в мире, поисках социального или религиозного идеала, писатель старается выработать для себя нравственные ориентиры, которые ведут к преодолению разрыва между религией и культурой, западным индивидуализмом, персонализмом и русской соборностью. Дневники Пришвина — явление уникальное по мыслям, идеям, смыслам, они стали культурным памятником XX столетия, как и все его творчество, даже небольшие этюды полны поучительности и выполнены с блеском, вызывающим гамму эмоций и чувств. Творчество Михаила Михайловича Пришвина, его жизненный путь еще долго будут являться предметом изучения для литераторов, философов, историков, художников, всех тех, кому не безразлична судьба России.