Еловских Василий Иванович
НА ПОИСКИ ВАЛИ ЛОСЕВОЙ


МИША

Когда смотришь на Салву с берега, то кажется, что это небольшая, спокойная река. А вот сейчас она казалась Мише Березовскому большой и капризной.
Мимо медленно проплывали высокие лесистые берега. Вдали, между деревьев, мелькнула грузовая автомашина и исчезла, оставив после себя длинное пыльное облако. В небе неподвижно парил коршун, высматривая добычу.
Солнце все ниже и ниже опускалось к земле. Вот оно приблизилось к горизонту и стало красным. Поверхность реки, которая до этого была покрыта рябью, заблестела как зеркало. Потянуло холодом. Мальчики и девочки стали зябко пожимать плечами.
Только Мише было жарко.

Ворот рубашки у него оставался расстёгнутым. По лицу стекали капельки пота. Он грёб изо всех сил, чтобы не отстать от передней лодки.
До этого Мише только один раз в жизни пришлось грести — в начале лета, когда он вместе с отцом катался на пруду городского парка. Но там не нужно было торопиться. Миша как придётся опускал вёсла в воду, разлетались брызги, отец и сын смеялись.
А здесь не то. Все ребята гребут хорошо, а Миша плохо. Почему же он должен грести хуже всех? Надо постараться, чтобы и у него получалось, как у других.
Вначале вёсла громко ударялись о воду. На ребят, сидящих в лодке, падали брызги. Валя Лосева, очень беспокойная, любопытная и говорливая девочка, ворчала:
— Ну, не брызгайся! Чего ты?! Всё платье мокрое. И почему у тебя так получается?
Володя Козлов, лучший спортсмен класса, мрачным голосом советовал:
— Спокойней опускай вёсла, спокойней. Не доску в воду бросаешь.
А когда Миша ещё раз обрызгал Козлова, тот угрожающе помахал ему кулаком и прошептал тихо, чтобы не слышал учитель:
— Ну, знаешь, я тебе это припомню. Ты это нарочно делаешь.
Нарочно!.. Миша изо всех сил старается грести хорошо, а не получается. Как бы он был рад, если бы это у него получалось «нарочно».
Вот, наконец, с левым веслом дело наладилось. Оно погружается в воду уже спокойно, и брызги не появляются. А с правым веслом по-прежнему плохо. Оно перекосилось, скрипит и с силой ударяется о воду. Миша попробовал сосредоточить всё своё внимание на правом весле. Ага, вроде бы лучше! Но зато стало хуже с левым — от него опять разносятся брызги. Правда, сейчас они падают только на Мишу. Но всё равно неприятно и как-то тяжело на душе.
Лодка, на которой грёб Миша, далеко отстала от передней лодки. До Миши доносились насмешливые возгласы:
— Может, на буксир вас взять?
— Чемпиону по гребле пионерский привет!
Миша подумал: «Почему я такой невезучий?» и с тоской посмотрел на берег, на котором не надо грести. Повернувшись снова к вёслам, он заметил, что оба они стали плавно уходить в воду. Один взмах руками, второй, третий… Лодка идёт хорошо…
Неожиданно слышится голос учителя Бориса Кузьмича:
— Миша, передай вёсла Володе. Володя, смени Мишу.
Миша, недовольно глядя на учителя, который так не
вовремя подал команду, пересаживается к корме, на Володино место. У него дрожат руки и болят плечи. А Володя уже легко взмахивает вёслами, бесшумно и без брызг погружает их в воду, с силой тянет ручки вёсел на себя, и лодка стремительно движется вперёд. Вскоре она догоняет переднюю лодку, и Володя кричит:
— А ну-ка, поднажмите, ленивчики! Ночью отоспитесь.
Он слегка ударяет веслом, и сплошной поток воды обрушивается на голову Наташи Яковенко, маленькой задиристой девчонки. Поднимается шум. Наташа плачет и ругается, ребята кричат. Борис Кузьмич сердито отчитывает Козлова, и тот, присмирев, начинает грести спокойно.
Если смотреть на Володю со стороны, то кажется, что гребля — занятие совсем лёгкое, и Володе оно как отдых. Но Козлов говорит:
— Ох и вёсла, я вам скажу!.. Никуда не годятся.
Значит, вёсла плохие. Если бы они были хорошими, то
Мише не пришлось бы так мучиться. Нет, что ни говори, а грести Миша всё же не умеет. Кажется, простая штука, а не получается.
Как сильно разносятся звуки над водой, даже лёгкие всплески вёсел! Собственный голос кажется сейчас Мише звонким и сильным. А как бы здорово зазвучала песня! Об этом, наверно, подумали и Наташа Яковенко со звеньевым Колей Тулукиным. Они запели:
Берёзы подмосковные
Шумели вдалеке.
Плыла — качалась лодочка
По Яузе-реке.

Наташе и Коле стали подпевать другие ребята.
Мы плыли по течению
Сторонкою родной,
И вместе тесно не было
Нам в лодочке одной.

Миша опёрся спиной о борт лодки и задумался.
…Об этом походе ребята мечтали ещё весной, когда сдавали экзамены. О нём говорили на совете пионерского отряда, который собрался сразу же после последнего экзамена. Первым тогда выступил Володя Козлов.
— Плыть по Салве — тоже придумали, — говорил он, сильно размахивая руками. — Поехали бы куда-нибудь далеко. На Кавказ, например. Горы-то там какие, о-о! Горы такие, ребята, — на одну будешь забираться — в два дня не заберёшься. Или в Уссурийскую тайгу бы… Это на Дальнем Востоке. Вот где зверей-то много. Всякие есть, и медведи, и тигры даже. А деревья! И сосны, и ели, и суп… супро…
Володя нахмурил брови, припоминая.
— Субтропические растения, — мрачно подсказал Коля Тулукин.
— Вот, вот, — обрадовался Володя, — точно. Субтропические растения. Листья, говорят, у них огромные, чуть не в меня длиной. Ох, и интересно, наверно, там!
От восхищения Володя звонко причмокнул и снова заговорил:
— В каникулы многие школьники по городам ездят.
Стёпа Добриков, широко улыбаясь, сказал:
— На Кавказ, конечно, хорошо бы… — И тут же добавил: — Уж когда большие будем, тогда и съездим. А сейчас пока…
— Пока мы и свои места не знаем! — перебил Стёпу Коля Тулукин. — Что делается в пятидесяти километрах от города, не знаем. Скажи, знаем? Ну, скажи!
— Ты, Вовка, думаешь, ребята на Кавказе на вершины гор забираются, а в Уссурийской тайге тигров ловят? — вступила в разговор Валя Лосева. — Это тяжело и для взрослых. Ты сам не знаешь, что хочешь.
— Ну, ты не очень, не очень… — рассердился Володя.
После этого ребята заспорили о том, когда начать поход.
Володя Козлов говорил, что если выезжать, так выезжать немедленно. Позже ребят не соберёшь, да и от ожидания умереть можно. Коля Тулукин предложил поехать в августе, когда будут ягоды и грибы. Колю поддержали Миша Березовский, Валя Лосева, Наташа Яковенко. В общем, за предложение Володи никто, кроме него, не голосовал.
Был составлен план похода. Пионеры решили два дня плыть на лодках по реке Салве, потом пройти больше ста километров по тайге, до лесопункта Первомайского, и домой возвратиться на автобусе. Против этого маршрута Володя не возражал, но по его плотно сжатым губам и мрачному взгляду можно было понять, что он недоволен. Однако Козлов поехал вместе со всеми и делал в походе то же, что делали и все.
Летние дни в городе проходили скучно. Весь июль шли дожди и было холодно. А потом установилась тёплая, ясная погода.
И вот отряд плывёт по реке. По правде говоря, Миша немного разочаровался. Ему казалось, что эта поездка будет очень лёгкой и увлекательной. Но прошло уже много часов, а ничего интересного он пока не увидел. Да ещё опозорился с греблей.
Миша вздрогнул, услышав громкий голос Бориса Кузьмича:
— Причаливай к берегу!
Володя быстро повернул лодку и направил её поперёк реки.
Через полчаса на берегу горел большой костёр. Борис Кузьмич выбрал удачное место для ночлега: небольшая красивая поляна была расположена на возвышенности, её укрывали от ветров сплошной кустарник, густые берёзы и высокие сосны.
Миша вместе с ребятами таскал хворост. Костёр должен гореть до утра. На ночь выделили дежурных. Им тоже захочется погреться. Так что дров потребуется много.
Пробираясь через мелкий сосняк, Миша почувствовал на своей руке что-то очень липкое. «Смола», — сообразил он. Миша сильно испачкал руки смолой и, как ни старался, не смог полностью оттереть её. Потом он долго искал сухие сучья. Когда Миша пришёл, все ребята уже сидели у костра. Не было только Володи Козлова. Он вновь пошёл за хворостом. Вернулся Володя через несколько минут. В руках у него была зелёная сосёнка.
— Ты чего сырые дрова носишь? — строго спросил у него Миша.
Миша подумал, что Володя где-то пробегал и, чтобы не прийти с пустыми руками, сломил по пути сосёнку. А зачем она нужна?
— Эти сырые не хуже сухих, — сказал Володя. — На сосёнке много смолы.
— Ну и что?
— А вот смотри.
Володя положил сосёнку на костёр, она затрещала и вскоре загорелась.
— Если смолы много, что хошь сгорит, — добавил Володя. — Ведь зелёные ветки, облитые керосином, тоже загорятся. Да ещё как будут гореть!
— А здорово у тебя получается! — восхищённо произнёс Миша. — Ты, наверно, часто костры разжигал.
— Часто — не часто, а приходилось.
— Внимание, ребята! — крикнул Борис Кузьмич. — Нам надо для ночлега построить два шалаша.
— Шалаши, шалаши! — радостно закричала Валя Лосева и запрыгала.
Обрадовались и другие мальчики и девочки. «А как же строят шалаши?» — подумал Миша. О том, как устанавливают палатки, он читал много раз, а вот о шалашах читать не приходилось. И в школе не говорили об этом.
— Кто когда-нибудь строил шалаши? — спросил Борис Кузьмич.
Ребята молчали. Миша приподнял голову. Не он один не умеет строить. Все не умеют.
— Попробуем построить самые простые шалаши, — сказал Борис Кузьмич. — Нам нужно заготовить четыре кода с развилками. Развилка — это разветвление, вроде как у рогатки. Колья мы вобьём в землю, на развилки положим очищенные от ветвей тонкие берёзы. А потом что делать? Ну-ка, кто из вас скажет?
— На эти берёзы надо сосёнок или ёлочек положить, — сказала Валя Лосева. Валя и в школе всегда старалась первой ответить на вопросы учителей, хотя часто отвечала неправильно.
— Нет, это что-то не то, — мрачно пробасил Володя Козлов.
— К этим берёзкам нужно прислонить ещё несколько жердей, — догадался Миша, — и на них наложить густых веток.
— Но ведь жерди будут скользить, — сказал Володя.
— Надо их упереть в землю, а сверху… Сверху привязать чем-нибудь к берёзкам.
На Мишу сразу обрушилось несколько неодобрительных голосов. Больше всех возражал Саша Попов.
Но учитель сказал:
— Миша говорит правильно. Мы привяжем жерди к берёзкам шпагатом. Он у меня с собой. А дальше что?
Все молчали.
— Ну, уж на эти-то жерди можно будет и веток наложить, — сказал Коля Тулукин.
— Нет, к этим жердям надо привязать ещё несколько жёрдочек горизонтально. Вот тогда можно и ветки класть.
Устройство шалаша Миша освоил быстро. Он работал с такой уверенностью, будто лет десять строил шалаши.
Вечером, после ужина, ребята играли в разные игры. А потом долго смотрели на реку.
По-особенному красива бывает вечерами Салва. Когда утихает ветер, она становится необыкновенно спокойной. В свете яркой луны замирают склонённые над водой волшебные головки камыша.
В эти минуты становится легко на душе и хочется о чём-нибудь мечтать. И загораешься желанием сделать много хорошего для людей.
— А здесь интересно! — сказал необычным для него взволнованным голосом Володя Козлов. И тут же добавил: — Где-то здесь Северные озёра есть. Вот там, говорят, красота. Щуки с парту длиной, а уток столько, что воды не видно.

* * *

По Салве плыли ещё полтора дня. Здесь были уже совсем глухие места. Часто встречались дикие утки, в лесу во время отдыха ребята видели зайцев. Мише много раз приходилось грести, и под конец он научился. Ему стало нравиться управлять лодкой. Когда умеешь грести, то лодка кажется послушной, легко скользит по воде. Если быстро гребёшь, то, конечно, немного устанешь. Но какое всё же удовольствие держаться за вёсла! Так и хочется крикнуть: «Ну, что, река? Потягаемся в силе!»
На пути попадались большие сёла и деревни. В одном из сёл ребята оставили лодки, за которыми придёт из города моторка, и рано утром с рюкзаками за плечами пошли по извилистой просёлочной дороге в глубь тайги.
— По тракту не пойдём, — сказал Борис Кузьмич, поправляя большой рюкзак за спиной. — Неинтересно. Пыльно и ничего нового не увидим. — И он, улыбаясь, добавил: — Ну, тайга-матушка, принимай гостей!
Миша заметил, что учитель был весёлый, бодрый, как будто и ему надоело плыть в лодке и захотелось размять ноги в лесу. Борис Кузьмич ещё молодой. У него серые глаза, иссиня-чёрные волосы. Он энергичный и простой человек. И ребята его любят.
Отряд шёл по тайге не спеша. Кругом виднелись кустарники, высоченные сосны, ели, берёзы, попадались луга, холмы, овраги.
У Бориса Кузьмича была с собой географическая карга. Необычная, интересная карта: на ней обозначены все деревни, просёлочные дороги и речки этого края. Даже одиночные домики и сараи указаны. Почти все ребята прихватили с собой компасы. Километров десять шли по компасу прямо на север.
Миша чувствовал бы себя совсем хорошо, если бы не болела левая нога. На ней образовалась небольшая мозоль. «У меня всегда что-нибудь да неладно», — думал с огорчением Миша. Он много читал о том, как надо обуваться перед походом, чтобы не набить мозоли. Всю теорию изучил, а мозоль всё-таки набил. Пока идёшь — вроде бы ничего, а как посидишь немного — больно. Сказать или не сказать об этом ребятам? Ещё будут смеяться…
На привале Миша всё-таки показал мозоль Стёпе Добрикову. Тот позвал Володю Козлова, Володя — учителя. Все сочувствовали Мише, и никто не смеялся. А Борис Кузьмич дал ему новые носки, которые вынул из своего рюкзака. У Миши левый носок был плохо заштопан. От этого и появилась мозоль.
Днём отряд подошёл к маленькой шумливой речке. Издали вода в ней кажется тёмной, а вблизи прозрачная. Ласковая вроде водичка, но попробуй руку окунуть — мурашки по тебе забегают, — холоднющая. Речка так узка, что её можно переехать на велосипеде и не замочить всей шины. В прозрачной воде камешки блестят, искрятся.
— Hу-ка, ребята, идите сюда, — позвал Борис Кузьмич. — Вот вам карта… Посмотрите и скажите, что это за речка.
— У этой речки нет названия, — сказала Валя Лосева.
— Назовём её Безымянной! — крикнул Володя Козлов. — Вот здорово — мы открыли речку!
— Что её открывать, — пробормотал учитель, — когда она давно уже открыта.
Мише никак не удавалось посмотреть карту — ребята обступили её со всех сторон. Но вот он, наконец, смог просунуть голову между плечами Вали и Володи. Мише тоже хотелось дать правильный ответ. Валя, наверное, ошиблась. Надо сориентироваться. Где на карте север? Где Салва? Так. Масштаб карты? Понятно. Учитель говорил, что прошли километров десять. Так. Вот она, эта речка: вьётся змейкой с юго-запада на северо-восток.
— Бриллиантовая — прочитал Миша название речки.
— Брось шутить, — попытался оборвать Мишу Володя Козлов.
Но Борис Кузьмич подтвердил:
— Правильно, Миша. Эту речку называют Бриллиантовой.
Ребята посмотрели на Мишу с одобрением. Послышались голоса:
— Вот Миша, так Миша!
— Он как Миклухо-Маклай!
— А с тобой не пропадёшь! — ударив по плечу Мишу, сказал Володя. — Ты в лес с картой ходишь?
— Я никогда не пользовался картой.
— Рассказывай!
— Бриллиантовая, — сказала задумчиво Валя Лосева. — Может, тут, ребята, драгоценные камни есть?
И она попыталась что-то вытащить из воды.
Миша знал, что многие простые камни в чистой воде блестят. Но, вероятно, блестят и драгоценные камни.
Володя Козлов посмотрел в воду и пренебрежительно махнул рукой:
— Самые обыкновенные гальки.
Как завидовал Миша в эти минуты Володе. Козлов учился в школе средне, часто получал тройки, а Миша был отличником. И вот на тебе: в походе надо учиться у Володи.
Возле речки росло много цветов. Ещё в школе ребята договорились набрать цветов для гербария. До этого их попадалось мало, а здесь собирай, сколько хочешь. Сложили рюкзаки в одну кучу и стали собирать цветы. Больше всех собрала Наташа.
— Борис Кузьмич, а сколько в наших краях растёт разных цветов? — спросил Миша.
— На этот вопрос тебе едва ли кто ответит. А вот про растения могу сказать. Всего в наших местах насчитывается до тысячи видов растений.
— Ой, как много! — воскликнула Наташа.
— А насекомых здесь несколько сот видов.
— Вот уже чего много, так это насекомых, — сказал молчавший всю дорогу Стёпа Добриков. — Кусаются только…
— Не все же они кусаются, ты что… — возразил Володя, посмеиваясь.
Миша набрал цветов меньше всех. Да и к тому же у него только жёлтенькие невзрачные цветочки, а у других ребят яркие, большие. Ну, и ладно! Мише всё равно не очень-то хотелось их собирать. Это скорее девчачье занятие…
Миша отошёл в сторону от ребят, к большому холму. Это был какой-то необычный холм. Одна его сторона обрывистая, тёмная. Другая покатая и отливает синевой. Не от цветов ли появляется эта синева?
Оказывается, не от цветов. Вблизи никакой синевы нет, а видна обычная зелёная трава. На неё падает тень от деревьев, и поэтому холм издали кажется синим. А вот на другой стороне холма, на обрыве, растут беленькие цветочки.
Забираясь на обрыв, Миша неожиданно увидел в чернозёме тёмную пластинку. Он подрыл землю и вытащил небольшой кусок грубо отлитого заржавевшего металла, который с одного конца был полукруглый, а с другого плоский. Попадись этот кусок где-нибудь на дороге — никто и не поднимет его. Но здесь, в земле!..
— Ребята, ребята, идите-ка скорее сюда! — громко крикнул Миша.
К нему подбежали Саша Попов, Наташа Яковенко и Валя Лосева. Увидав Мишину находку, Валя сбегала за маленькой сапёрной лопаткой, которую отряд захватил с собой. Ребята стали рыть землю. Вскоре они отрыли четыре глиняных черепка какой-то необычной формы — узких, длинных, вогнутых.
— Вот интересно! — воскликнула Валя. — Может, тут, ребята, стоянка первобытного человека была.
Саша неодобрительно посмотрел на неё.
— Сказала тоже — «первобытного»… А металл?
— Может, здесь когда-то город был или что-нибудь ещё больше, — не унималась Валя.
— А что больше-то бывает? — возразил Саша. — Ничего тут не было, и нечего про города сказки выдумывать.
— А посёлок здесь всё же был, — задумчиво произнёс Миша. — Вон из земли выглядывают сгнившие брёвна, вон кирпичи.
— Ну и что же, что выглядывают, — не унимался Саша. — Какие-нибудь люди здесь ночлег устраивали. Дерево потребовалось — срубили, тарелку сломали — черепки бросили.
— А кирпичи для печки с собой по всей тайге носили… Так что ли?
Саша замолчал, обдумывая ответ.
Из-за кустов послышался голос учителя:
— Мы их ищем, а они какое-то совещание на холме устроили. Чем вы тут заняты?
Вместе с учителем поднимались на холм ребята. Володя Козлов протиснулся вперёд, бесцеремонно взял из Валиной руки черепки и сказал:
— Дрянь какую-то выкопали. Посмотрите, Борис Кузьмич. Думают, что тут Хоремс.
— Хорезм, — поправил учитель. — А ну-ка, дай сюда!
Борис Кузьмич стал внимательно рассматривать кусок
металла и черепки. Все замолкли. Только слышно было тяжёлое дыхание мальчиков и девочек, которые пришли с учителем.
— Вот что, ребята, — начал неуверенно Борис Кузьмич. — Здесь, по-видимому, были когда-то юрты. Но почему они исчезли и куда исчезли — непонятно.
Ребята стали делать разные предположения.
— Разрешите, Борис Кузьмич, мне сказать, — попросил Миша. — Я нашёл у дяди одну старую книжку. В ней написано о древних селениях в Сибири. Там сказано, что когда-то в долинах возле Салвы были татарские княжества. Но эти долины много лет подряд заливало, и жители селений переехали на юг. Может, как раз здесь и было такое селение?
— Может, и так, — сказал Борис Кузьмич. — Это вполне возможно. Как приедем в город, покажи мне книжку. Во всяком случае, эти глиняные изделия имеют определённую ценность. Они древние, это совершенно ясно. Их можно сдать в областной музей. На них есть интересные рисунки. Видите? Они только землёй замазаны. Я думаю, что наши краеведы организуют здесь раскопки.
Ребята стали рассматривать черепки. На них и в самом деле были оригинальные рисунки — ёлочки, а вокруг множество полумесяцев.
— А давайте организуем у себя в школе музей, — неожиданно предложил Миша. — Только в него ещё что-то бы надо, кроме черепков.
— В этом походе мы можем собрать экспонаты не только об истории нашего края, но и о его животном и растительном мире, о полезных ископаемых, — сказал Борис Кузьмич. — Мне кажется, предложение Миши можно принять. Как вы, ребята, на это смотрите?
— Мы согласны, — ответили ребята и заулыбались.
— Надо бы чучела медведей и волков сделать, — вставил Володя.
— И кожу крокодила из Африки привезти, — съязвила Валя Лосева.
— Молчи, воронёнок! — Володя поднял руку, чтобы дёрнуть Валю за косы, но, увидев недовольный взгляд Бориса Кузьмича, опустил её.
Глиняные черепки завернули в платки и пошли дальше.
Из травы внезапно выползла змея-гадюка и так же внезапно исчезла. Ребята искали её, но не нашли.
Валя, испугавшись змеи, ухватилась за Наташу. Наташа вздрогнула и ойкнула.
— Да что ты?
Володя Козлов усмехнулся и стал внимательным, ищущим взглядом посматривать по сторонам.
— Ты что-то придумал, — сказал Миша Володе, — и придумал нехорошее.
— Это тебе показалось.
— Нет, что-то придумал. Признайся!
— Я бруснику ищу. В таких местах брусника бывает.
И Володя пошёл своей обычной размашистой походкой. А потом сделал вот что. У него в кармане была леска с крючком — на всякий случай, может, рыбачить придётся. За леску Володя привязал толстую чёрную палку. Уловив момент, когда Валя о чём-то задумалась, он незаметно стал подтягивать к ней эту палку по траве. Валя увидала её и закричала, приняв палку за змею. Поднялся шум. Володьке пришлось выслушать много неприятных слов, особенно от девочек.
Возле холма был устроен привал. Ребятам это место понравилось: кругом поляны с высокой мягкой травой, дальше густой сосновый лес, а ещё дальше — высокие синие горы, еле различимые в дымке. Дует лёгкий ветер. Тепло. Так и хочется побегать, попрыгать.
Миша был очень доволен всем и не предполагал, что, кроме радости, ему придётся сегодня столкнуться и с неприятностями. А неприятности начались с простого дела.
Ребята пошли собирать ягоды и грибы. Из ягод чаще всего попадалась черника. Миша набрал полную кружку черники. С грибами у него получалось хуже. Он не мог найти ни одного груздя. Миша ходил вместе с Володей. Тот копнёт палкой кучу земли, а под ней — грузди. Миша копнёт — и, кроме земли да сосновых игл, ничего нет.
— Привыкнешь, — утешал Володя и усмехался. — Груздь каждому не даётся. Он хитрый. Хитрый-митрий.
Груздей Миша не нашёл, зато сыроежек — синих, красных и белых — он набрал полную фуражку. В это время к мальчикам подошла Валя Лосева. У неё в платке тоже было много сыроежек, поверх которых она положила два больших рыжика.
Валя поглядела в Мишину фуражку и быстро, сердито заговорила:
— А почему ты срываешь грибы вместе с корнями? Разве ты не знаешь, что корень надо оставлять в земле, иначе новый гриб на этом месте не вырастет? Какой ты несознательный!
Миша вспомнил, что когда-то он читал: гриб надо срезать, а не выдёргивать. Но разве всё упомнишь? Выручил Мишу Володя Козлов.
— Кому они здесь нужны, твои грибы? — сказал он. — Волкам что ли?
Прибежала взлохмаченная Наташа Яковенко и затараторила:
— Ой, ребята, вон там у воды малины сколько! Ужас сколько малины!
Пока шли до малинника, Миша поймал двух бабочек с разноцветными крылышками и несколько чёрных-пречёрных жуков. Положил их в спичечную коробочку — пригодятся для школьного музея. По пути ребятам попались две жабы с огромными глазами. Жаб решили не трогать, так как они приносят пользу.
Мише никогда не приходилось видеть кусты малины. Он не знал, как её надо собирать, и ему не хотелось, чтобы ребята поняли это. С грибами неудачно получилось, да если еще с малиной… Поэтому Миша незаметно отстал от ребят и свернул в кусты тальника. Ограждая лицо руками, он медленно пошёл в сторону. Голоса ребят постепенно затихли, и стали отчетливей слышны лесные звуки. Из травы доносится стрекотанье кузнечиков. Кричат птицы. Жужжат мухи. Слышится ещё много других, пока непонятных мальчику, лесных звуков. Лес живёт своей жизнью.
Миша подошёл к длинному и узкому озеру, сорвал тонкую берёзовую веточку и бросил в воду. Веточка быстро поплыла, и Миша решил, что это не озеро, а река. Он пошёл по берегу. Кустарник, перемешанный с высокими деревьями, стал гуще. И речка здесь чувствовала себя свободней, была шире, шумливее, а деревья и кусты, видимо, не хотели уступать дорогу воде и вплотную придвинулись к ней.
Среди огромного количества зелёных листьев, закрывающих подходы к реке, Миша увидел красные ягоды. Они виднелись у земли, в середине и на самом верху кустов. Рядом с красными росли белые ягоды. «Недоспелые!» — догадался Миша. И как много малины! Вот здорово!
Он сорвал одну за другой три малининки, съел их и пошёл дальше. Почему-то всегда кажется, что чем дальше, тем больше должно быть ягод.
Вот пошли сплошные заросли малинника. Чтобы не оцарапать лицо, Миша осторожно отстранял колючие ветки. Потом он снова сорвал несколько ягод, шагнул вперёд… и страшный холод прошёл у него по груди. Совсем рядом он увидел медведя. Подняв кверху морду, зверь выбирал ягоды.

Миша закричал диким голосом и повалился на землю. Ему казалось, что от медведя уже не уйти, что зверь сейчас набросится на него и загрызёт. Но ничего этого не произошло.
Медведь рявкнул и вдруг во весь мах бросился от Миши в глубь тайги. Некоторое время слышался громкий хруст веток, потом какой-то шум в отдалении, и всё стихло. Снова застрекотали кузнечики. Миша вскочил на ноги.
Из кустов вынырнул Володя Козлов.
— Вот он! Что с тобой? Что ты кричишь?
Подбежали Борис Кузьмич с ружьём на изготовку, а затем Валя Лосева и, как всегда молчаливый, угрюмый Стёпа Добриков.
Мишу сильно ругали за то, что он ушёл от ребят. Учитель сказал:
— Я удивляюсь. Ведь в школе ты такой дисциплинированный.
Миша намекнул, что он лучше собирает малину, когда один. Но его никто не понял, а Валя Лосева даже обвинила в эгоизме:
— Ты хочешь, чтобы тебе больше ягод досталось, да? Ишь ты какой!
Раньше Миша думал, что медведь — злой, храбрый зверь. Мальчику столько раз приходилось слышать страшные рассказы взрослых о медведях. И вдруг — медведь убежал. Почему? Может, это пугливый детёныш? Но он вроде был не такой уж маленький.
Ребята расспрашивали Мишу, и он подробно рассказывал о встрече с медведем. Не рассказал только о том, как упал на землю от испуга. Но всё равно ребята стали посмеиваться. Володя Козлов, делая фальшиво-серьёзное лицо, говорил:
— Я что-то не пойму, кто кого испугался: Мишка медведя или медведь Мишки. Наверно, медведь испугался Мишки: посмотрите, какой у него страшный вид. Кого хочешь в дрожь вгонит. А может, они оба друг друга испугались? Встретились два трусливых Мишки…
Наташа Яковенко хныкала:
— Медведь придёт сюда, опять придёт…

— Он не придёт, — сказал уверенным голосом Борис Кузьмич. — Медведь был увлечён ягодами, и сильный, неожиданный шум напугал его до смерти.
Наташа успокоилась. Но Миша заметил, что учитель всё время держит при себе ружьё, заряжённое пулями, и не разрешает мальчикам и девочкам уходить далеко.
Через полчаса возле той же речки, где он встретил медведя, Миша снова пережил несколько неприятных минут. Только неприятности эти были уже иного порядка.
Отряду надо было перейти реку. Попробовали вброд. Глубоко. Миша Березовский, Саша Кукушкин и Наташа Яковенко плавать не умели. Как тут быть?
Борис Кузьмич сказал:
— Придётся переправу делать. Давайте сложим вещи и поищем валежник. Может, где-нибудь поваленное дерево найдётся. Перекинем его через речку — вот и мост. Тогда бери палку и переправляйся. Девочки остаются здесь. Разведите на всякий случай костёр — звери огня боятся. Все ребята пойдут со мной, кроме Коли Тулукина и Миши Березовского. Коля и Миша возьмут топор и срубят несколько берёз подлинней, чтобы с этого берега на тот перекинуть.
Топорик был маленький, как игрушечный, с тонкой рукояткой. Он лежал на траве, и Миша не знал, что с ним делать. Если взять его, надо подрубать берёзку. А из этого наверняка ничего не выйдет: Миша никогда не держал в руках топора. Ребята засмеют его. Если же совсем не брать топор, Коля может подумать, что Миша — лентяй, не хочет работать и помогать товарищу.
— Бери топор, — сказал Коля, — а я уж потом порублю.
Было ясно, что Коле нравится работать с топором, но он откладывает своё удовольствие ради товарища. Миша решил схитрить:
— Нет, нет, бери ты. А уж потом я.
Но Коля заупрямился:
— Нет, не возьму. Давай сначала ты.
Мише пришлось взять топор. Они подошли к длинной тонкой берёзе.
— Руби! — скомандовал Коля.
Миша ударил топором по берёзе и чуть не поранил ногу. Ударил ещё. Хоть бы зарубка осталась! Так, пожалуй, неделю будешь рубить и одну берёзку не срубишь. Сейчас Коля засмеётся… Но Коля проговорил обычным голосом:
— Не приходилось с топором работать? Тут сноровка нужна, опыт. Дай-ка топор. Вот так бери его в руки, покрепче. Ударяй сверху вниз. Потом по горизонтали. Вот так.
С шести ударов Коля почти наполовину срубил ствол берёзки. Вскоре дерево повалилось.
Миша снова взял топор, и опять у него ничего не вышло.
— Ты неправильно стоишь, Миша, — заговорила Валя Лосева. — У тебя удар не сильный. Попробуй, как Коля.
Машинально выполняя приказания ребят, Миша вспоминал… Однажды на занятиях по труду преподаватель подробно рассказывал, как надо пользоваться топором. А Миша в это время обдумывал шахматные ходы, смотрел в сторону и зевал. Дома мать говорила: «Топор да лопата — дело нехитрое, знаний не требует. Читай книги — учёным будешь». Со стороны посмотришь — Миша вроде лодыря. А ведь он никогда не сидел без дела: много читал, выполнял все домашние задания, решал кроссворды, ребусы. Видно, что-то не то ему мать говорила, и сам он что-то делал не так.
— О чём это ты задумался? — затормошил его Коля.
К ним подходили ребята. Они тащили большую сухую берёзу. Её вполне хватит, чтобы сделать переправу через реку.
— Идите помогать нам, — крикнул Володя Козлов.
Миша побежал первый. Ему стало отчего-то так радостно, как не было за всё время похода.