Василий Еловских
Вместе с ребятами
Рассказы



ВМЕСТЕ С РЕБЯТАМИ


Алёшка Орлов — отличный рыбак, самый лучший в деревне. Удочки он делает такие, что заглядишься: удилища и леска тонкие, но прочные, любую рыбину выдержат, грузила хоть и маленькие, но тяжёлые. Поплавок из коры — чудо, а не поплавок: только рыба дотронется до насадки, он уже начинает подёргиваться.
Каждый день Алёшка ходит на речку Шумовку и приносит рыбы на уху. Удит он в тихой и глубокой заводи, где водятся жирные окуни. Устраивается на самом удобном месте с тремя поплавочными удочками и одной донной — без поплавка и с колокольчиком. На вопросы ребят отвечает пренебрежительно: «А я вам говорю — так!», «Понятно, что я сказал?», «Вас учить — только мучиться».
Дня четыре назад, вечером, когда все ребята выуживали одних маленьких чебачков, Алёшка вытащил большущего налима, с полметра длиной. С тех пор Алёшка и смотреть на ребят не хочет. Сидит важный, надутый и никого не замечает.
Ребята недолюбливают зазнаистого Алёшку.
Сегодня днём у реки произошёл такой разговор:
— Опять расселся, как барин, — сказал рыжий Митька, сердито посматривая на Алёшку.
— Всю заводь удочками занял, — добавил обычно молчаливый Петька.
А самый маленький рыбак — семилетний Андрюша — прокартавил:
— У меня нету лыбы, вся лыба к Алёшкиным челвякам плывёт.
Алёшка встал, молча смотал удочки и направился вниз по течению реки к дальнему перекату.
Ярко светило солнышко, дул легкий ветерок, приносивший с полей резкий запах цветов. На берегу Шумовки много осоки и другой травы, которая обычно растёт возле воды. Кое-где речка становится узкой, берега её теряются в зарослях камыша и кустарника, но потом Шумовка опять выскакивает на простор, широкая, весёлая, и журчит, журчит.
Шёл Алёшка и мечтал: поймать бы много-много рыбы, с ведро, чтобы ребята рты от удивления разинули.
Недалеко от переката — кустарник. Здесь Алёшка и остановился.
Рыбаков поблизости не было. Вода на перекате шумела, разбиваясь о камни. В кустарнике, не переставая, кричала тоненьким голоском какая-то птичка: «Пию, пию, пию…»
Сразу же стало хорошо клевать. Алёшка вытащил подряд четырёх окуньков, чебака и голавля. Теперь ему никто не мешал, да и он никому не мешал. Можно и сидеть и лежать, переставлять удочки туда и сюда. Алёшка наслаждался одиночеством и радовался хорошему клёву.
Однако вскоре Алёшка почувствовал, что ему чего-то не хватает. Конечно, хорошо, когда ловится много рыбы. Но ведь её никто, кроме него, не видит. А будь здесь ребята!.. Один бы ахал от удивления, другой пренебрежительно хмыкал, но в душе завидовал…
Алёшка стал тихонько посвистывать — от этого веселее. Когда не клевало, он вставал, разминался и осматривался. Вокруг далеко видно. На той стороне реки много молодых берёз. Они как на парад собрались: стоят чистенькие, стройные. Возле них на вспаханном поле важно расхаживают грачи. Ребята сейчас, наверно, закричали бы, засвистели, чтоб вспугнуть грачей…
С севера подул сильный ветер, и волны покатились против течения. Алёшке с берега показалось, что сидит он не у реки, а у длинного узкого озера с неподвижной водой. Поплавки стали колебаться, как будто на все удочки клюнуло. Алёшка знал, что поплавки колеблются от волн, но всё-таки подумал: «А вдруг клюёт…»
Он дёрнул одну из лесок и задел крючком какую-то корягу. Дёрнул еще и порвал леску. Бывает же так! Алёшка сморщился от досады и плюнул на пенистую поверхность воды. Где взять крючок? С собой крючков не оказалось. Их можно было достать только у ребят.
Время шло очень медленно. Когда разговариваешь, играешь — незаметно и день проходит. А тут ждёшь, ждёшь вечера — никак не дождёшься. Домой бы пойти, да не привык Алёшка уходить с рыбалки рано.
Но вот подошёл вечер.
Густой туман прикрыл противоположный берег, и река, спокойная, ровная, стала казаться очень широкой и даже таинственной.
Усилился клёв. Один из поплавков резко погрузился в воду.
«Ого, — подумал Алёшка, — большая рыбина клюнула».
Он схватил удилище и потащил. Леска шла туго, но на крючке оказался всего-навсего маленький ершишка: он раздвинул свои твёрдые плавники, и поэтому его тяжело было вытаскивать из воды.
Всё это было настолько неожиданным и забавным, что Алёшка рассмеялся. Но, услышав свой смех, замолк: со стороны он, наверно, похож на дурачка — сидит один и смеётся. А был бы с ребятами — смейся сколько хочешь!..
Интересно, что сейчас делают ребята? Может, купаются? На берегу прохладно, а вода тёплая-претёплая. Плавают, хохочут… Андрюшка бродит по берегу и хнычет: «Нехолошие какие! Сами плавают, а меня не учат!»
Искупаться бы! Но одному купаться — ни то, ни сё… Скучно…
Алёшка вздрогнул, услышав тоненькие звуки маленького колокольчика у донной удочки, и стал быстро вытягивать леску. Вдруг в воде кто-то сильно дёрнул её. У Алёшки от волнения похолодела спина, он стал выбрасывать леску ещё быстрее.
Вскоре мальчик увидел в воде тёмную голову щуки и быстро подсунул под рыбину сачок. Щука метнулась, сорвалась с крючка, но упала как раз в сачок. К удивлению Алёшки, на крючке оказалась еще одна рыбка — маленький чеба- чок. Видно, сперва клюнул на червя чебачок, а затем щука проглотила чебачка и тоже оказалась на крючке.
Алёшке еще никогда не приходилось видеть такое. Рассказать бы ребятам — вот ахнут!
Ему так захотелось поскорее поделиться с ребятами своим открытием, что он схватил удочки и вприпрыжку побежал к заводи, у которой всегда удил с товарищами.
Ещё издали он услышал, как рыжий Митька громко рассказывал:
— …В прошлом году здесь наводнение было. Помните наверно. Всё тогда позалило. А как вода спала, в Заячьем логу лужа осталась. Подошел я, смотрю: мноого щурят в луже плавает. «Вот бы, — думаю, — поймать!» А как поймать? Набегаешься за ними. Я взял да и взмутил воду в луже ногами. Мутная-мутная вода стала. А в сильно мутной воде рыба дышать не может. И стали щурята головы высовывать на воздух. Бери их руками. На две ухи, помню, тогда принёс домой Во как бывает!
Андрюшка недоверчиво проговорил:
— Влёт всё. Ох и влёт!..
Но Алёшка знал, что так, действительно, бывает.
Он встал за спиной Митьки. Ребята подвинулись и дали ему на берегу столько же места, сколько было у каждого рыбака.
Митька сказал:
— Садись, садись. Вместе веселее…
Алёшка сел и стал рассказывать, как он только что поймал щуку. Ребята слушали и говорили:
— Вот здорово!
— Да брешет он…
— Нет, не брешет.
— Это неплавда.
Они, кажется, забыли, что он ещё сегодня днём зазнавался, или уже простили ему это. И Алёшке захотелось сделать ребятам что-нибудь хорошее. Но, не зная, что бы такое сделать, он громко сказал:
— А хотите, я вам покажу, как я насаживаю на крючок червяка?