НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ КОНЯЕВ
БЕРЕГ БЕЛЫЙ БЕРЕГ КРАСНЫЙ


роман-реконструкция






ПРЕДИСЛОВИЕ

Дорогой читатель! Вы держите в руках последний роман большого русского писателя Николая Ивановича Коняева «Берег Белый — Берег Красный», который сам автор назвал романом-реконструкцией. Это историческое повествование, охватывающее начало XX века в Тобольской губернии. Тонкое, ироничное, с характерным для Николая Коняева собственным, скрупулезно выверенным стилем, увлекательным сюжетом, в основе которого лежат документы, исследования автора, а главное — знание земли и людей и особенностей сибирского быта. О судьбе человека с непростой фамилией Коровьи-Ножки, помогавшего Л.Д. Троцкому бежать из Сибири, Николай Коняев уже писал в небольшой повести «Возмездие, или версия жизни и смерти гражданина из города Березова Коровьи-Ножки». По этой повести тюменский журналист Артур Михайлов снял документально-художественный фильм. И вот перед вами роман, в котором предстают самые разнообразные, точно прописанные персонажи — от простого крестьянина до тобольского губернатора — огромное полотно и одновременно мозаика человеческих судеб.
Задумка Николая Ивановича была значительнее. Над романом он работал в течение последних нескольких лет, и, хотя одна глава не дописана, роман не кажется незавершенным. Скоропостижная смерть оборвала планы автора, который не собирался ограничиваться одним томом своей реконструкции. Благодаря депутатам Тюменской областной Думы — В.А. Столярову, Е.М. Макаренко, Т.Н. Казанцевой, Н.А. Токарчуку, И.В. Лосевой, А.В. Крупину, С.М. Медведеву, В.Я. Майеру, С.В. Дубровину, А.А. Аносову, поэту Дмитрию Мизгулину, издательству «Русская неделя», этот роман пришел к читателю.
Коняев Николай Иванович родился 1 января 1954 года в поселке Нялино Ханты-Мансийского района Тюменской области. Из семьи ссыльных. Окончил Омский филиал Всесоюзного финансово-экономического института (1982) и Литературный институт им. А. М. Горького (1993). С апреля 1996 года — главный редактор литературно-художественного альманаха писателей Югры «Эринтур (Поющее озеро)». Под его руководством альманах стал одним из лучших региональных литературных изданий в стране. Сегодня альманаха нет, потому как затраты на такие издания многие чиновники считают неоправданными. С ноября 1997-го по декабрь 2011 года — ответственный секретарь, председатель правления Ханты-Мансийской окружной организации Союза писателей России.
Автор сборников повестей и рассказов «Сборщик дани», «Звенела птица в поднебесье» (1992), «Перековка» (1993), «Чужая музыка» (1994), «Околоток Перековка» (1996), «Отголоски-отзвуки» (2000), «До поры до времени» (2005), «Бывает!» (2013), художественно-документального и историко-публицистического повествования «Моя нечаянная Родина» (2008), сборника статей и выступлений «Право на профессию» (Шадринск, 2011).
Член Союза писателей России с 1994 года. Дважды лауреат премии губернатора Ханты-Мансийского автономного округа в области литературы (2001; 2009), Всероссийской премии им. Д.Н. Мамина-Сибиряка (2005), региональной — «Урал промышленный — Урал Полярный» (2007), премии Уральского федерального округа в области литературы (2012), Тюменской областной Думы «Человек слова» (2013). Заслуженный деятель культуры Югры (2005).
Последние годы жил и работал в Тюмени. Был редактором-составителем двухтомной «Хрестоматии тюменских писателей» и редактором многих других изданий, активно помогал молодым литераторам. Его труд по развитию литературного процесса большой Тюменской области еще предстоит оценить. Когда меня попросили дать краткую характеристику творчества писателя для телеинтервью, я ответил просто: высокое, до мелочей щепетильное отношение к Слову и художественному тексту.
Николай Иванович Коняев не успел дописать еще два тома задуманной им трилогии, но в этом романе показал авторскую мировоззренческую оценку событиям 1917 года, важную и, по сути, определяющую духовный статус. Несмотря на условную незавершенность, читателю будут понятны и точка зрения автора, и общий итог событий, и судьбы героев, которые стали судьбой всего народа. Наталья Коняева, супруга писателя, просила меня попробовать дописать главу-конспект последующих книг, но, прочитав ее даже в незавершенном, неотредактированном виде, я понял, что в этом нет особой необходимости. А главное — я просто не посмел вторгаться во внутреннее литературное пространство моего друга писателя Николая Коняева. Я помню, как он трепетно к нему относился, как оттачивал каждое предложение, выверял каждое слово.
Я не знаю, планировал ли Николай Иванович завершить свой роман к столетию революционных событий, знаю другое, в эту тему он погружался много лет. Собирал материалы, документы, свидетельства, часто обращался ко мне как к историку, но на поверку получалось, что он теперь знает уже больше, чем многие профессиональные историки.
Случайностей в этом мире не бывает. Поэтому в чем-то закономерно, что последний в этой жизни труд Николая Коняева издает «Русская неделя», стараниями которой читателю стали известны труды свт. Филофея (Лещинского) и «Феатрон» св. Иоанна Тобольского, который, по сути, является обращением к сильным мира сего. Если бы они его читали и слышали!..
Я и издатели, и редакторы этой книги уверены: эта книга найдет своих читателей, она интересна и уникальна, а многим историкам и краеведам просто необходима. На каком берегу мы сегодня — на Белом или Красном? Мы — на огромном евразийском континенте, мы на 1\7 части мировой суши, мы в России, которую нельзя делить на берега, разрывать идеями и учениями, которую надо сберечь, а народ приумножить. Именно об этом болело сердце Николая Ивановича Коняева, именно эта боль разорвала его сердце 28 сентября 2017 года…
Отдельный поклон от писателей и читателей супруге Николая Ивановича — Наталье Коняевой за верность, память и возможность внести этот вклад писателя в огромную русскую литературу.

Сергей Козлов, писатель, друг