Дмитрий Сергеев
Куда улетают халеи…

ПЕРВАЯ КНИГА ПОЭТА


Не позволяй душе лениться…

Вот и приспело время — после геологов, строителей, нефтяников и энергетиков — заново осваивать Тюменский Север. На этот раз в культурном ревнительстве, художественном освоении нового социально-экономического лика древней земли в уважительном диалоге с теми, кто живет здесь издавна. Нет, речь не идет о большом числе писательских имен и произведений, посвященных нашим «севером», созданных во время или после творческих поездок сюда. Речь идет о местных культурных гнездах, об авторах, постоянно живущих и работающих в регионе. Такие художественные образования наиболее успешно развиваются в Нижневартовске, Надыме.
Мощный очаг духовно-культурной жизни создан и развивается в Сургуте. Свой университет, несколько вузов и филиалов известнейших в России учебных заведений. Здесь появились свои члены Союза писателей РФ, давно работает в литературе поэт Петр Суханов.
Постепенно набирало силу лирическое дарование Дмитрия Сергеева. В Сургуте он с 1984 г. В свои сорок лет выступает с первой книгой стихов, словно знаменуя рубеж, за которым новый этап творчества. Его лирическая перспектива несомненна, ибо наш поэт привержен прекрасной отечественной классической традиции. Это натурфилософская лирика с элементами эпического отношения к сюжету, когда метафоры и сравнения, художественные детали и приемы документально почти представляют (не описывают!) природный календарь Сургута, окружающую местность, будничную жизнь и заботы горожан, улицы и дома. Сужу по собственным впечатлениям, поскольку в силу личных обстоятельств с 1978 года целых пять лет был крепко связан с этим градом на Оби.
Русская натурфилософская лирика знаменита пейзажными мотивами, неспешной сосредоточенной работой ума и сердца, долгими и несуетными медитациями, размышлениями о вечных проблемах человеческой жизни — добре и зле, рождении и смерти, временах года, разлуках и встречах… И есть у такой поэзии одно примечательное свойство — она органично владеет психологическим параллелизмом. Естество природной жизни, ее бури и покой всегда соотносятся с настроениями и переживаниями автора. Вот Сергееву «рисует снежный вечер вдали знакомый силуэт», весенняя капель гулко отдается в сердце, и «мир вникает в каждый звук ее шагов», знакомый сургутянам долгий дождь напевает мелодию лесного скерцо.
В 70-е годы москвич Владимир Соколов вернулся к этой линии русского стиха, с вызовом заявив любителям модных парадоксов и техногенных метафор о прелестях творения «вдали от суетных Парнасов», когда с тобой в тишине беседует Афанасий Фет. В Ленинграде ему откликнулся Александр Кушнер — только сменив наш сельский пейзаж на петербургские урбанические мотивы, заповедные камеи северной столицы. Не подражая им, словно разговаривая с душой Сургута, его особой гармонией, ведет свою речь Сергеев. У него кинотеатр «Аврора» похож на судно, севшее на мель, ночь не хочет быть звездной и нередкий в этих широтах июньский снег тревожит и знобит.
Поэт бережно и деликатно впускает в свой внутренний мир лирическую героиню. По традиции, в его стихах она похожа и на любимую, и на Музу, и на мать, и на случайную, но памятную встречу.
Словно бросая вызов хищным вещам века, своим современникам, помешавшимся на потребительской барахолке, добыче злата и закупке модных гарнитуров, он воспевает прочное и простое добро извечной русской жизни — герань, поющую канарейку. А чтобы мы не подумали, что он анахорет, безнадежно отставший от суматохи текущей жизни, Сергеев поражает читателя своей музыкой ночей, японскими артефактами искусства, знакомит с кошкой Симоной.
Таков человечный и трогательный пафос первого раздела сборника, лейтмотив которого выражен в метафоре — «окно приотворю… как воздух свеж!». Вся книга, словно симфония из четырех частей, открывающих север, город, природу, любовь. Вся книга пронизана сердечным соучастием и благодарностью простым и очень важным основам бытия, ценностному измерению сургутской духовности. Есть очень хорошие стихи («Зимнее», «Утро», «Весна в Сургуте»…).
Второй раздел, где помещены исторические наблюдения поэта, несколько неровен. Да, сегодня многие стихотворцы терзают эсхатологические мотивы, темы смерти и тоски, напрасной суеты существования. Сергеев иронизирует, пытается кричать «о чем-нибудь», боится, что опять пальнет «Аврора», с болью пишет о том, что люди пропили Бога, проклинает политиков, «с Севера сгоняющих людей». Он пишет новогодние послания, надеясь, что наступающий очередной хоть в чем-то будет светел. Но и в этом разделе привлекают стихотворение «Ослик», рассказ о железных нефтяниках, зарезавших хрупкую северную землю. Есть просто потрясающая миниатюра о текущей экологической катастрофе с пронзительным образом: «Скажешь внуку: «Здесь росли березы». И поправишь свой противогаз».
В третьем разделе Сергеев путешествует — видения, водовороты, возвращения, жажда преодолеть барьер, победить скачущего на него черного всадника. Есть подлинные находки — Вселенная со зла родила свои черные дыры, а у поэта «в душе гнездится птица огненного света». Хороши стихи о Ван Гоге, о псе-бродяге, о желании преодолеть усталость и свинцовую мерзость буден.
Последний раздел сборника — приглашение в творческую лабораторию поэта. Сергееву удалось интересно рассказать в образах и метафорах про свое вдохновение, предметно-вещные реалии бытия, дорогие только ему и теперь подаренные нам: стихотворения «Живопись», «Висит гитара на стене»… И словно торжественное обещание — плыть в свою поэзию дальше — звучит «Предутреннее» — о чем? — о том, как иногда свободно пишутся стихи.
Итак, поэтическая сила Сергеева — в личном бережном и органичном усвоении коренной традиции русской лирики. Понятно мне его стремление поговорить с коллегами на новоязе, выказать богатства собственного культурного фона (японское искусство, «Жерминаль», фантасмагория Баха…). Ясно, что найдется достаточно вертухаев, заботящихся о преодолении якобы комплекса провинциальной замкнутости наших тюменских авторов. Вот и Сергееву захотелось показать всю палитру своей культурно-поэтической географии. Тут и Скандинавия, и «бонсай», и масса громких имен, градов и весей. Из статьи в статью я вынужден напоминать нашим литераторам — дорожите отчим домом, дорогими для вас людьми и отношениями. Через это слава ваша будет непреходящей, войдут в историю нашей культуры те места и события, где вы Жили-были. У вас свое прекрасное и незаменимое место под солнцем, которое светит всем.
Кто знал до Ван Гога про Арль и его виноградники, кто восторгался до Кафки затерянными среди подобных предместьями Праги? Почему не стекались толпы в Ясную Поляну до великого эпоса Льва Толстого? Чей взгляд замечал до Левитана скромный русский приволжский городок Плес? Лишь после того как к этим местам приникли сердцем и душой, творческим вдохновением мастера слова и кисти, мир оценил их гармоническую магию и прекрасную неповторимость.
Вот и после книги стихов Дмитрия Сергеева мы полюбим и по-новому откроем замечательный югорский город Сургут, его природный и человеческий календарь, так своеобразно воссозданный нашим поэтом.

В. Рогачев, кандидат филологических наук, доцент Тюменского государственного университета.