Ирина Андреева
Клин-баба
Повесть и рассказы



Дорогой читатель!
Во времена засилья модных гламурных романов и детективных бестселлеров взыскательному читателю нечасто удаётся снять с библиотечного стеллажа хорошую книгу о своём современнике, честном труженике, стараниями которого сохраняются и приумножаются традиционные российские ценности: порядочность, добросердечие, трудолюбие, смекалка, упорство. Если вы цените в окружающих именно эти качества, дорожите памятью наших великих предков, заложивших основу величия нашей Родины, храните их в своей душе, то вам понравится новая книга Ирины Андреевой, которую я вам для прочтения рекомендую.
Наблюдательная и внимательная, Ирина Андреева черпала сюжеты и характеры своих книжных героев непосредственно из окружающей жизни, в самой гуще которой смолоду довелось оказаться ей самой.
Ирина Андреева уверенно пришла в тюменскую литературу, как она сама признаёт, из деревянной сельской школы с искусно выложенным солнцем на фронтоне главного фасада. Не из такой ли школы явился миру и замечательный русский поэт Николай Рубцов? Ирина любит цитировать его стихи: «Школа моя деревянная!.. // Время придёт уезжать — // Речка за мною туманная // Будет бежать и бежать».
Именно со школьной скамьи зародились её страсть к литературе и желание доверить свои мысли бумаге. Любовь к книге вынесла она и из семьи. Из этого же источника берёт начало её любовь к создаваемым ею образам литературных героев, в которых нетрудно узнать её вчерашних сотрудников, земляков, соседей.
Одна из первых повестей И. Андреевой «Деревенское солнце» о горе-злосчастии незадачливого деревенского мужичка Кольчи Амосова, волей перемен в стране брошенного на произвол судьбы. Оторванного от своих исконных крестьянских занятий — жить на земле, любить и возделывать её, пустить свои корни, растить детей в тех же традициях.
Не это ли солнце со школьного фронтона легло в название и основу произведения? Так или иначе, на семинаре молодых писателей было принято решение рекомендовать Ирину Андрееву в Союз писателей России.
За плечами у Ирины строительное училище и машиностроительный техникум г. Тюмени, работа на стройке в качестве мастера по строительству. Секретарь в НИИ сельского хозяйства. А потому тема строительства, профессии строитель нашла отражение в творчестве автора. В повести «Клин-баба» интересно описано забытое ныне строительство домов для целинников в годы восстановления народного хозяйства после войны и возведение объектов хозяйственного назначения наёмной бригадой чеченцев в доперестроечный период конца восьмидесятых. Ненавязчиво, как бы даже и мимоходом, Ирина показывает отношение местного населения к наёмным рабочим. Страна развивалась единым союзным государством, и не было им названия «гастарбайтеры», как в настоящее время. Русские и азербайджанцы, чеченцы и украинцы, армяне и белорусы — все были охвачены единым порывом: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Знакомились, дружили, работали бок о бок, шли к единой цели — строительству процветающего коммунизма. И пусть позже потомки скажут, что эта идея была утопическая, но так было.
Бережно и уважительно описан образ чеченца Махмуда — честного, скромного человека, радеющего за честь семьи, своего рода. В противоположность ему младший брат Борибай — циничный парень, охмуривший русскую девушку и пытающийся уйти от ответственности за её судьбу. Автор настаивает: нет плохих национальностей, есть плохие люди.
И. Андреева родилась многим позже после войны и не испытала лишений этих грозных лет, но она знает о чём пишет. В её памяти живут рассказы бабушек-дедушек, родителей о трудном военном тыле, самоотверженном труде женщин, стариков и детей.
С большой любовью описан образ бабушки Дарины, мудрой крестьянки, не смотря на сразившее её горе — гибель единственного сына, нашедшей силы продолжать жить, чтобы помочь поднять невестке осиротевших детей.
Образ женщины-матери, которая прежде думает о своих детях. Это Мария Котова, ради единственного чада пустившаяся в неведомый путь в Сибирь от произвола властей, поставивших ей с дочерью клеймо «семья врага народа». Это бездетная, забитая Ксения, принявшая чужого ребёнка, обучившая осиротевшую Лизу крестьянским работам, что позволило ей в дальнейшем выстоять, пройти достойно свой жизненный путь. Это, наконец, сама Лизавета, ради дочери, дабы защитить её репутацию, отважившаяся на сомнительного характера поступок — окрутить молодых фиктивным браком.
Основательно и серьёзно описан председатель колхоза — фронтовик, которому доверяют сельчане.
Ярок и убедителен отрицательный герой — Евсей Скоробогатов, человек, принёсший много зла окружающим. Но это зло бумерангом возвращается к нему, превращая его в жалкую, безвольную руину.
Повесть «Клин-баба» по своей многоплановости и масштабу охваченных событий тянет на полноценный роман, будь она доработана в деталях, имей большую художественность и описательность, анализ общественных взаимоотношений, характеристики и размышления героев, подвигающих их на те или иные поступки и т. д., но наш современник легче прочтёт стремительную повесть, чем медленный роман, потому автор, возможно, и прав, оставив свою «Клин-бабу» повестью.
Герои произведений Андреевой — люди простого созидательного труда, они живут по законам совести, ищут гармонию с окружающим миром, не лишены тяги к творчеству. Всмотритесь в Прохора Кулёмкина из рассказа «Принципиальный»: «Руки его соскучились по настоящей работе, а грудь распирала радость жизни. Он подхватывал кудрявую стружку, подносил её к лицу, нюхал. За работой Прохор любил рассуждать, философствовать о многом. Вот, например, липа. Ли-па. Само прозвание-то какое ласковое, податливое».
Или Антип Чумашкин из «Звонких планочек». Антип — потомственный кузнец, его руки на селе на вес золота. «Динь-дон, динь-ди-линь-дон», — словно Антип забавлялся, а не был занят тяжким трудом». Но мастеру мало этой музыки труда, он грезит о гармони с малиновыми мехами: «Глубокие вздохи кожаных мехов, ослепительно золотой горн с разлетающимися мелкими угольками-искрами бодрили кузнеца. Чудилась ему яркая ярмарка… С тех вот самых пор и запала мальцу охота выучиться играть на тальянке с малиновыми мехами, со звонким задорным голосом».
Боль за простого человека, желание встать на его защиту, внутреннее сочувствие и сострадание не изобразишь никакими литературными приёмами, если они идут не из души пишущего. Читая рассказы Андреевой, ощущаешь это авторское отношение, заинтересованность в судьбах героев.
Сердцем написаны рассказы «Тельцы», «Материнские руки», «Деревенская», «Заповедь», с юмором и назидательностью — «Военнообязанный кот» и «Телячья радость».
Завершают книгу рассказы о детстве «Гусиная любовь» и «Старый альбом», этюды «Всё возвращается на круги своя» (времена года) и ностальгические зарисовки «На родимой сторонушке», написанные трепетным сердцем автора.
Казалось бы, сложно уложить под одну обложку столь разноплановые вещи, но Ирине это удаётся, поскольку заложена общая идея: в них живут доброта и сострадание, вера и надежда, искренность и неприятие зла, любовь к родине, простому народу.
Остаётся добавить: Ирина является автором иллюстраций своих произведений. Она не профессиональный художник, но в авторском видении есть свой особый и неповторимый шарм, что делает её произведения ещё душевнее.
Прочитав эту книгу, и вы, возможно, по-иному взглянете на окружающую нас действительность, станете добрее, спокойнее. А значит, цель, поставленная автором, достигнута.
Член Союза писателей России А.П. Захаров (Иван Разбойников)