И. ДАВЫДОВ
СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ ВАЛЬС

ТЮМЕНСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО 1958

Рассказы


ЯСНОЕ ДЕЛО
Все готово. На столе лежат большие листы бумаги и остро очиненные карандаши — ими можно писать быстрее, чем ручкой. В доме тихо. Под рукой — стопка исчерканных брошюр о токарях-передовиках. Словом — все условия и никаких результатов.
Виктор вновь и вновь листает блокнот с торопливыми записями, которые он делал возле станка токаря Белокурова. Он уже, кажется, выучил их наизусть, но толку от этого не было. Из фактов, дат биографии, цифр выработки и перечисления производственных операций не складывается образ человека — молодого рабочего, который стал зачинателем «белокуровского движения» в области. А для очерка нужно именно это, и газете нужен именно очерк, а не статья, которую Виктор мог бы написать безо всяких мучений.
Очерк был нужен вчера, нужен сегодня и уж самое крайнее — завтра. Редактор освободил Виктора ото всей остальной работы, отпустил домой — только пиши! И вот время уходит, а кроме двух перечеркнутых первых строчек ничего нет.
Будильник неумолимо тикает, и стрелки его строят Виктору насмешливую гримасу. Неужели он подведет газету? Неужели редактор вызовет завтра другого работника и попросит его срочно написать очерк о Белокурове? Как после этого смотреть людям в глаза?
Виктор еще раз берет в руки черный блокнот с вытисненными золотом буквами: «Нижне-Туринская правда» и уже машинально, не глядя, листает его. Чего-то в этих записях нет, чего-то важного, может быть, даже самого главного.
То ли он не сумел узнать у токаря этого важного потому, что недавно работает в газете и еще не писал очерков, то ли просто токарь что-то скрыл от него, чего-то не досказал — Виктор еще не знает. Но очерк не выходит — это совершенно ясно.
Виктор представляет себе редактора — невысокого, полного, очень близорукого человека, который читает полосы, поднося их близко к толстым стеклам очков. Сейчас редактор сидит в кабинете и ждет из типографии сверку. И, возможно, думает, что завтра утром Виктор положит ему на стол очерк о Белокурове. И верит Виктору и надеется на него, как надеется и на других молодых специалистов газеты, для которых у него всегда находится и теплое слово и дружеская поддержка.
А Виктор подведет редактора…
Нет! Тянуть больше нельзя! Надо пойти и честно сказать, что очерк не получается. Может быть, тогда еще сегодня редактор успеет заказать его кому-нибудь другому. Может, это позволит редакции сэкономить день и дать очерк хотя бы через номер.
Виктор торопливо одевается и выходит из дома.
На улице уже горят фонари. В их тусклом свете на землю медленно сеются снежинки.
Виктор идет быстро, не глядя по сторонам, и старается думать о Белокурове. Но о нем почему-то не думается. Мысли появляются совсем, как говорится, из другой оперы…
Зина, наверно, его все-таки не любит. Сегодня опять позвонила и сказала, чтобы он не брал ей на воскресенье билет в театр. Она будет занята. В который уже раз это таинственное «занята» — и никаких объяснений!.. Впрочем, оно и понятно — у него еще нет права требовать объяснения…
Мимо торопливо проходит укутанная платком девушка с туго набитым портфелем. Наверно, из какого-нибудь техникума. Спешит домой обедать. И ни для кого она сегодня не «занята». И всякой компании была бы рада… Вот бы и Зине так же. А впрочем, откуда он знает, что сегодня у этой девушки?
Женщина в черной шубе с капюшоном ведет маленькую девочку в красном бархатном пальтишке. На волосах и бровях женщины блестят растаявшие снежинки, и она кажется как бы осыпанной бриллиантами.
Возле здания редакции Виктора обгоняет высокий парень с поднятым воротником. Уже у самого подъезда он, поскользнувшись, падает, поднимается и оказывается лицом к лицу с Виктором.
Виктор с удивлением узнает в высоком парне Белокурова. Лицо у него хмурое, сердитое.
— Товарищ Чернышов! — восклицает Белокуров. — Вот здорово! А я к вам в редакцию иду. Прямо черт знает что творится!..
— А что случилось?
— Да я вам сейчас расскажу. Вы не торопитесь?
— Нет-нет.
— Ну и здорово! Идемте прогуляемся.
Они поворачиваются и идут по улице. Навстречу им почему-то снова попадается женщина с водяными бриллиантами в волосах.
— Простите, как вас зовут? — спрашивает Белокуров.
— Виктор.
— А по отчеству?
— Давайте без отчества.
— Хорошо… Так вот, Виктор… Даже не знаю, с чего начать. — Белокуров улыбается, и от этой доброй, смущенной улыбки сразу исчезает вся его хмурость. — Понимаете, мешают мне! И не со зла, а по дурости.
Тут в чем дело? Детали у нас идут серийные — для основного производства — и штучные — для особых заказов. Со штучными возни больше — надо часто перестраивать станок, приспосабливаться… От этого выработка, ясное дело, снижается. А с серийными просто — раз приспособился и шпарь. Тут, если четко работать да лясы не точить, любые проценты нагнать можно.
Всегда у нас штучные детали делили между бригадами поровну. Никаких обид не было. Ну, а как мы взяли свое обязательство — пятилетку в два с половиной года, — так нам только серийную работу суют. Чтоб легче было, понимаете? Авось, мол, они свою пятилетку еще раньше выполнят — пока нормы не пересмотрены. В общем, боятся за нас, в силы наши не верят.
Мы, значит, по обязательствам должны двести процентов давать, а за последнюю декаду четыреста дали. Хорошо вроде, так ведь? Ан нет!
Всю штучную работу другим бригадам перевалили. У них сразу выработка и съехала. Ну, в цехе шум: «На нашем горбу славу зарабатываете!» И другое всякое говорят, еще почище. Но это ерунда — мы на болтовню внимания не обращаем. Тут главное что? — Чтоб все бригады развернулись, чтоб весь завод дал пятилетку в два с половиной. Тогда толк будет! А одной бригадой, ясное дело, коммунизм не построишь. Мы б по две нормы и так давали, без шуму.
Да и перед ребятами из других бригад, знаете, как стыдно? Что ж они, хуже, что ли?
Пошел я, значит, к начальнику цеха.
— Делите, говорю, Николай Степаныч, штучные детали поровну, как раньше. А то непорядок получается.
А он смеется.
— Делай, — говорит, — что дают. Не устраивай забастовок.
Ну, я ж, ясное дело, не могу от задания отказаться, станок остановить. Дисциплина, знаете…
Говорю ему опять:
— Нельзя же так, Николай Степанович. Перед людьми стыдно. Липа получается.
Ну, а он опять смеется.
— Не философствуй, — говорит, — Анатолий. Это указание самого директора.
Сказал он мне это дня четыре назад. Я вам-то не говорил ничего. Думал — дойду до директора, сами разберемся. Зачем, мол, тут газете жаловаться?
Ну, а сейчас я у директора был. Он вначале тоже смеялся:
— Тебе же, — говорит, — помогаем. А то оскандалишься…
Это наша-то бригада оскандалится? Понимаете, что он думает? Выходит, мы, когда обязательство брали, на доброго дядю рассчитывали, а не на себя.
Так я ему и сказал. Видно, не понравилось это, потемнел весь. Опять стал меня убеждать.
— О тебе же, — говорит, — заботимся. Неужели своей пользы не понимаешь? Или завод тебе не дорог? Прославить его не хочешь?
Видите, куда бьет? В самое больное место! Дед у меня на этом заводе работал. Отец с него на фронт ушел и не вернулся. Я тут же… Как же мне завод не дорог?
Сижу это я, думаю, а он меня папиросами угощает — «Северной пальмирой»…
От «Пальмиры» я отказался и говорю:
— И завод мне дорог, и прославить его, конечно, охота, и пользу я свою, ясное дело, понимаю. Только, Нил Иваныч, давайте все-таки распределять штучные детали поровну. А не отмените свое распоряжение, я в газету пойду. Там поймут.
Он — опять смеяться. Прямо заливается. Только вижу — не смешно ему вовсе. Для вида это он.
— Иди, — говорит. — Ради бога, иди. — И руками на меня машет. — Черта лысого там поймут. Им твои проценты больше, чем мне нужны. А то писать не о чем будет…
Это газете-то, значит, понимаете?
Ну, иду я сейчас и думаю. Появится в газете очерк, как вы говорили. Белокуров, значит, такой-рассякой, разэтакий, со своей бригадой все насквозь выполнил и перевыполнил. И будет это нечестно, потому что проценты мои у ребят отняты. И, если напечатаете вы такой очерк, — мне хоть на край света от стыда беги. Свои же комсомольцы в других бригадах. Вместе в ремесленном учились, вместе работать стали, а тут такая петрушка.
Вот если бы вместо очерка статейку про нашего директора написали — было бы здорово. Как вы думаете, а?
— Да, что-нибудь про это надо написать, — задумчиво отвечает Виктор. — Закуривайте!..
Виктор достает из кармана пачку папирос и предлагает Белокурову.
— Спасибо, Виктор. Сейчас не курю. Не нравится это одному человеку. Говорит, противно пахнет…
Закуривая, Виктор подумал, что Зине тоже не нравится, когда он курит, но ему ни разу не пришло в голову бросить.
— Так, значит, договорились? — поворачивается к Виктору Белокуров. — Не придется краснеть перед ребятами?
— Ясное дело — улыбается Виктор. — Не придется!
…Теперь писать легко. Виктор так и начинает — с хмурого лица токаря, который идет в редакцию жаловаться на своего директора. И как-то сразу все в очерке встает на свое место — и замечательный почин Белокурова, и его опыт, и его добрая, застенчивая улыбка, и даже его нежелание курить, потому что это не нравится одному человеку…
1954