Сергей Шумский
НА УТРЕННЕЙ ЗАРЕ


ТАЛАНТЫ

Размышления о семинарах молодых литераторов в Тюменской областной писательской организации

Принято считать, будто талантом обладает каждый человек. Не всякий им может распорядиться, завладеть, одному он дается, хоть и в муках и исканиях, другому — увы…
Так ли это? Наверное, так. И не совсем так. Просто в природе человека заложено неистребимое желание закреплять за собой иллюзорные способности, которыми он чаще всего обделен. Одно дело способность создавать или воссоздавать что-то из мира прекрасного, на что тоже нужны несомненные данные ума и сердца, истинная же сущность творца — от Бога.
Недаром у русского народа отшлифовались в веках мудрые слова и изречения о внутреннем душевном состоянии человека. По В. Далю талант — “природный дар, дарования человека и способность к чему-то.” Любопытно, что слово талант обозначало — вес и монета у древних греков и римлян.
В народе же говорят: таланта нет — человека нет. И еще: если человек талантлив, то он талантлив во всем. И даже родилось такое присловье, которое мы употребляем в урезанном наполовину виде: дай Бог тебе (вам) здоровья… коль не дал ума. Иронично и емко сказано по значению и смыслу, ибо на самом деле ум, дух, талант определяют духовный и физический настрой человека, даже если он, человек, немощен.
Вот уже тридцать пять лет Тюменская областная писательская организация проводит ежегодные семинары молодых литераторов. В Тюмень со всей нашей необъятной области съезжаются на несколько дней профессиональные писатели и начинающие поэты и прозаики. Резонанс от этих мероприятий большой: проходят обсуждения и разбор произведений молодых по секциям, проводятся литературные вечера в больших залах города, выступления и встречи в коллективах.
Сегодня можно говорить о традициях в проведении этих семинаров. В чем они? Прежде всего в том, как, что и кто определяет степень таланта, какими критериями обосновать его наличие или его отсутствие, о чем я говорил в начале своих размышлений. Ведь секрет писательского творчества во многом сокрыт не только в том, кто воспроизводит слово, но и кто его воспринимает. “Иногда самые возвышенные и прекрасные слова принимают как самую последнюю пошлость,” — сказал Вольтер. Не буду приводить примеры из истории русской и мировой литературы — их очень много. Достаточно вспомнить “Анну Каренину” Л. Толстого.
Во всяком случае, каким бы ни был талант, большим или маленьким, его надо уважать — это тоже узаконено народным опытом. Здесь все определяет творческая атмосфера, потому что плоды произрастают там, где за ними ухаживают, берегут и удабривают почву.
В нашей организации, можно сказать, сложилась своя школа в проведении семинаров и отношений к молодым дарованиям — ее закладывал основатель организации, известный наш прозаик Константин Лагунов. Для многих из нас, кто прошел эту школу в 70-80-ых годах, памятны, на всю жизнь запомнились взыскательные и доброжелательные суждения ушедших из жизни мастеров слова И. Ермакова, В. Николаева, Г. Сазонова. Они умели создавать атмосферу теплоты и внимания к молодым и умели замечать и привечать тех, в ком теплилась искра Божья.
И еще один урок этой школы — он также всегда присутствовал и присутствует теперь при обсуждениях творчества молодых. Он заключается в том, что опытные профессионалы, руководители семинаров терпеливо, целенаправленно подводят начинающего литератора к мысли, что свои творения он должен, просто обязан научиться оценивать прежде всего сам. И постоянства внутренней меры объективности здесь не может быть, так как она складывается из результатов творческих усилий, несуетных, часто мучительных и сладостных — такова природа писательского труда. Но тем не менее нередко можно слышать от начинающих да и от маститых: вот, мол, опубликовал роман (рассказ, стихи), друзья читали, просто в восторге (понимать надо: видите, какой я талантливый!), а начнешь читать, обнаруживается рутинная кропальщина, ничего не имеющая общего с творчеством. За многие годы в организации не раз наблюдал, как молодой литератор от разнополярных мнений на семинарах страшно терялся, горячился, возражал, даже ронял слезу обиды, а позже приходил и благодарил за горький урок и добрый опыт. Таких в нашей писательской среде всегда ценили и не отказывали в помощи.
Традицией можно считать и плодотворное начало, которое зародилось у нас всего три года назад — обсуждать не только рукописи, но и книги. Сразу хочется оговориться, что их, книг, выходит нынче немало и немало, к сожалению, откровенно слабых, часто без выходных данных, плохо оформленных и без редактирования.
Недавним распоряжением губернатора области учреждена новая издательская структура — “Тюменский издательский дом”. Хочется верить, что этот издательский центр объединит частные и предпринимательские инициативы, упорядочит издательское дело в области, вернет утраченный институт редактора.
Главное внимание на семинарах при обсуждении книг уделяется уровню их содержания, художественно это или находится за пределами литературного творчества — вот основное требование. И тот рукописный и книжный поток, который был пропущен через сито семинаров, проходил с нашей помощью и участием отбор, набирал в итоге качество в содержании и форме.
Например, в Надыме в результате наших взаимных усилий разросся целый приполярный литературный оазис, где на сегодня при ДК “Прометей” действует литературное объединение, насчитывающее более тридцати человек пишущих. Выросли здесь за последние четыре-пять лет интересные поэты и прозаики, — шесть профессионалов, членов Союза писателей России — Людмила Ефремова, руководитель литобъединения, Алевтина Сержантова, Валерий Мартынов, Махмут Абдулин, Юрий Басков и Анатолий Молоканов, утвержденный в Москве в конце прошедшего года.
В Тобольске семинар также дал добрые плоды: приняты в Союз талантливые писатели — прозаик Вячеслав Софронов и драматург Виктор Синицын.
В Тюмени плодотворно трудятся и издают книги интересные поэты Виктор Захарченко и Михаил Федосеенков.
Таким образом, благодаря семинару областная писательская организация за эти годы количественно удвоилась и сейчас в ней состоит на учете тридцать два профессиональных писателя.
Объективности ради надо отметить, что нам не всегда удается проводить зональные семинары и совещания в основном из-за нехватки средств и по нашей нерасторопности, а литобъединения в области действуют практически только в Надыме, Тобольске, Белоярске и Ишиме, хотелось бы, чтобы они были в каждом городе, чтобы “Зеленая лампа” радовала поэтический слух, как эти пушкинские строки:
Здорово, рыцари лихие,
Любви, свободы и вина!
Для нас, союзники младые,
Надежды лампа зажжена.
Времена нынче действительно трудные для литературы, поскольку у большинства россиян еле держится дух в теле. Хотя, если вдуматься поглубже и с оглядкой на историю, при чем тут время? Назови его хоть как, — потерянное, смутное, жестокое, мрачное — что из того? Временем в сущности способны владеть и распоряжаться те, кто на него работает, не теряет его реальных нитей и возможностей, то есть творчески мыслящие люди. И такие в области есть, они живут рядом, они наши современники.
В последние два года, несмотря на безденежье, количество участников семинаров не уменьшилось, а, наоборот, возросло. На прошедший в ноябре из Тобольска приехало одиннадцать человек, из Белоярска восемь — всего собралось более пятидесяти участников, еле уместил второй этаж особняка Дома писателей. В зале городской администрации был проведен большой литературный вечер, посвященный 35-летию писательской организации, которая ни на один год не прерывала эти литературные праздники.
А итог самого семинара — собрание писателей области благословило на прием в Союз писателей России поэтов Татьяну Теневу из Белоярска, Веру Худякову из Исетска и прозаиков Юрия Переплеткина и Виктора Строгальщикова из Тюмени за их содержательные, талантливые книги.
И это интересное и нужное всем мероприятие проведено с помощью и при поддержке областной администрации, а также администраций Ханты-Мансийского автономного округа, Надыма, Белоярска, Тобольска, Ишима, различных предприятий и деловых структур Сургута, Нижневартовска и других городов и весей нашего необъятного края.
Да, Тюменская область сказочно богата, богата прежде всего своими просторами с их кладовыми нефти, газа, леса, рыбы, пушнины, целебными водами и травами.
И второе богатство нашей земли — ее люди, талантливые, умные и пытливые, беречь их дарования, самобытность, творческий потенциал — наш долг, наша святая обязанность.
БОЛЬ ДУШИ
Писатель и жизнь. Предназначение писателя. Писатель и время.
Какой ролью только не наделяли писателя: и инженер, и помощник, и подручный, и…
А вспомним пушкинские строки: “…чувства добрые я лирой пробуждал…” Или некрасовские: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”.
Чувства добрые… Все тут кажется понятно, близко и бесспорно: писатель, если он настоящий, никогда не был и не будет разрушителем. Он всегда — созидатель, творец, врачеватель душ.
Но души людей сегодня в великом смятении, растерянности и отчаянности: на наших глазах разрушается — преднамеренно и коварно! — мощь Отчизны, натравливаются друг на друга народы и нации, льется кровь невинных людей. В сознание внедряются через “ящик дураков”, демпрессу и книги писателей-растлителей душ самые низменные инстинкты и интересы. Обидно и больно смотреть на юных и незрелых, как они вместе с ядовитыми пузырями жвачки впитывают и глотают эти “общечеловеческие ценности”. Псевдодемократы и продавшиеся за повышенный пансион писаки объясняют это бесовским понятием о свободе и правах человека. Ложь, социальный авантюризм и алчность, принесенные в Великую Россию международном шпаной в 1917 году, отчаянно пытаются внедрить и ныне. Свобода убивать, грабить и развращать молодежь — это не свобода, а разгул, надругательство над традициями русского народа, как и всех других народов, и пренебрежение к святым таинствам православия — таинству рождения, жизни и смерти человека.
Именно так и расценивают истинные интеллигенты и патриоты своей Родины нынешнюю ситуацию.
Проник этот угар озлобленности и неприятия друг друга и в писательские Союзы, в том числе и в наш Тюменский. Одних на это толкает полная социальная незащищенность, тщетные попытки найти издателей и финансовых благодетелей, другие, пользуясь полным развалом и бесконтрольностью, подгребают, что называется, под себя, безоглядно пытаются захватить сферы влияния… Обидно и горько, что писатели — совесть народа — дошли до такого состояния, вернее, туда нас усиленно толкают.
Потрясли недавние два дня, когда мы, шесть человек из писательской братии, выгребали из погреба скользкие, заплесневелые, напитанные до предела влагой связки книг — их оказалась не одна тонна. А те, кто издал их и бросил на такое хранение, не пришли выгребать, у них просто другие цели. По словам Артура Чернышова, издателя и редактора, знатока книжного дела, из этой бумаги можно было бы издать 40 книг тиражом в тысячу экземпляров наших тюменских авторов.
И невольно задумываешься: что же получается? Спонсоры выделили средства, затрачен труд, бумага. И это страшно дорогая бумага и то, что написано на ней выстраданным пером, отправлены на свалку. Как совместить этот скорбный для нашей профессии факт с нравственным началом нашего тяжкого труда?
И все же… И все же хочется верить, что в нашем писательском братстве будут преобладать доброта, творческий дух и интеллигентность.
Так оно, в сущности, и есть.
К голосу писателей люди области прислушиваются. Накануне 30-летия организации руководство области идет навстречу, оказывает помощь.
Выходят и книги, хоть и с великим трудом, маститых и известных далеко за пределами области писателей К. Лагунова, 3. Тоболкина, Ю. Надточия, П. Суханова, М. Анисимковой, А. Рахвалова, В. Волковца. По одному и по два сборника, конечно, за счет благотворителей, выпустили молодые поэты и прозаики Л. Ефремова, Ю. Басков, Н. Коняев, М. Федосеенков, Б. Зуйков, Ю. Ленцов.
Великое стремление творить словом остановить невозможно, хоть и живем мы в тяжком, драматическом времени.
Болит душа.