Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


ОБЩЕНИЕ ― СОЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ
ПРИНЦИП В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

«Не делайте из ребенка кумира;
когда он вырастет, то потребует жертв».
П. Бауст

Общение во всех его формах, проявляемых в жизни, коренится в особого рода деятельности, возникающей из самой природы человека. Это особый род деятельности, начиная с младенчества, открывающий человеку примат духовного начала в смысле ступеней его раскрытия в эмпирической жизни. В процессе общения ребенка с миром соотношение духовного и эмпирии так тесно наличествует, что нельзя метафизически разрывать эти две сферы. Каждый родившийся ребенок проходит период социализации, т. е. общение с родителями, воспитателями, разными людьми, имеющими социальный, эмоционально-нравственный опыт, который усваивается в процессе общения. Появившийся на свет ребенок застает определенный уровень развития культуры. Взрослея, он через вещи, созданные предшествующими поколениями, опосредованно общается с ними, формируя свои поведенческие структуры. Это духовное взаимодействие и общение людей разных эпох детерминировано, т. е. подчинено строгому закону, в силу которого между психическим миром одного человека и другого стоит неизбежное звено, скрепленное общением и воспитанием. Еще не способный воздействовать на людей, предметный мир, ребенок ищет эмоциональный контакт с ними, научается воздействовать на человека, чувствует инстинктивно потребность в общении. «Крики страдания или удовольствия, ― писал К. Ушинский, ― гнева или страха несут первые производные движения жизни человека». Плач ребенка можно рассматривать как начало общения, начало его эмоциональной жизни, и если в первый год общение носит с ним элементарный характер, связанный с пищей и уходом, то со временем общение начинает приобретать определенную взаимосвязь с нормами социального поведения. Не грех еще раз напомнить, все выдающиеся педагоги мира, такие как И. Песталоцци, Я. Коменский, А. Дистервег, К. Ушинский, А. Макаренко, В. Сухомлинский в своих исследованиях говорили о важнейшем периоде в становлении личности, первых годах в жизни ребенка. В этот период закладываются основы, поведенческие структуры и интеллекта, общение приобретает наиважнейший фактор в становлении личности. Дети, оказавшиеся вне общения, даже в наше время, становятся «Маугли», хотя они не воспитывались волчицами в волчьем логове. Будущее России закладывается в дошкольных и младших классах средней школы. Человеческая психика созревает и достигает своей отличительной особенности ― абстрактного мышления ― только благодаря воспитанию и общению, благодаря символам речи и языка. Однако, признавая великую силу воспитания, общения как важнейших факторов социализации, нужно в то же время считаться с наследственными признаками. Они, в свою очередь, ставят задачи по разработке мер и программ нестандартного воспитания и образования детей.

Швейцарский ученый Жан Пиаже, основатель экспериментальной психологии, утверждал, что в процессе социализации душа ребенка бьется «на пороге двойного бытия». Интересную историческую параллель, почти полное совпадение с двойным бытием, до Ж. Пиаже, я обнаруживаю у Ф. Тютчева:

О, вещая душа моя, о, сердце, полное тревоги!
О, как ты бьешься на пороге, как бы двойного бытия!

Воспринимаю это так: первое бытие ― собственный мир ребенка, заданный в его генах, второе ― реальный мир, поставляющий ему учителей с их разным жизненным опытом, культурными доминантами, знаниями прошлой жизни, социализированными стереотипами способов поведения себе подобных. Очень часто люди задаются вопросом: почему в процессе обучения, воспитания и общения у одних и тех же учителей, родителей (начиная со старта, с поступления в школу и до ее окончания) выходят разные ученики в интеллектуальном и моральном плане. Некоторые психологи, педагоги утверждают, что ребенок, на которого воздействуют учителя, не обучается, а самообучается, он усваивает наставления извне, общаясь со сверстниками, с людьми разного возраста с их духовным миром, смыслами, почерпнутыми практикой жизни. Какова бы ни была позитивная основа общения школы и улицы, подросток переваривает все наставления на свой лад сообразно эгоцентрическому «я», которое допускает социальную коррекцию, но лишь в пределах, заданных генами. Из этого следует, влияние социальной коррекции жизненно необходимо. Психика одного человека может оказать воздействие на психику другого лишь с помощью органов чувств, в форме общения, слов, поощрений или наказаний, поступков. Лучшим доказательством общения между людьми в наше время может служить тот факт, что нет такого знания, открытия, которое было бы недоступно людям. То, что сегодня открыто и стало знанием одного, не без участия электронных носителей, посредством общения, может завтра сделаться знанием многих или всех людей. Конечно, мудрые педагоги, воспитатели, родители в наше время должны, просто обязаны дозировать поступающую информацию детям из всех средств массовой информации.

Некоторые продвинутые психологи утверждают, что сегодняшний интернет, будущая цифровизация России, социума опасней наркомании, она предполагает «смену парадигм», «освобождение от старых запретов, культурную мутацию». Как бы нам за цифровизацией не потерять душу… Хочу обратить внимание на то, что интенсификация научно-технического прогресса рационизирует общество. У меня складывается впечатление, что исчезновение девственных природных ландшафтов влияет на психику человека. Люди, живущие в крупных мегаполисах с их особым тревожным ритмом жизни, в условиях неблагоприятной экосистемы становятся раздражительными и даже агрессивными. Впору уже задуматься министерству образования над тем, какими средствами, методиками пользоваться в процессе общения и воспитания, как гуманизировать, очеловечивать подрастающее поколение. Мысль, чувства, фантазии, зародившиеся в головах выдающихся ученых, писателей, композиторов делаются мгновенно достоянием миллионов. Но не все эти идеи разумны, некоторые носят стратегическую направленность, инновационную образовательную политику. Эта политика часто берет свое начало у западных либералов-демократов (до сих пор имеет место вестернизация России) для внедрения фактора модернизации в российском образовании, не учитывая нашу ментальность, исторический опыт в системе образования. В Москве имеется многофункциональная площадка, где собираются профессионалы деловой, образовательной среды: ректоры, преподаватели ВУЗов, их наставляют, в частности, прогнозируют, что преподаватели больше не являются источником знаний для студентов и что их новая функция ― это быть модератором, поддерживающим обучение. Общение преподавателей со студентами не приветствуется, это, по их мнению, анахронизм. Все специалисты, обучающие наших специалистов, из США, Англии. Из психофизиологии известно, что визуальные, осязательные впечатления могут возбуждать соответственные зрительные представления, переходящие в фантазию, проливающую свет на природу развития интеллекта и усвоение моральных ценностей при непосредственном общении обучаемых с преподавателями. В России существуют разные проекты и программы: национальные, демографические, образовательные, семейные. Все они озабочены непреходящими базовыми ценностями, связанными с воспитанием детей, которым предстоит жить в сложнейших условиях современной действительности. Усваивать ее стандарты как под воздействием спонтанных факторов социализации, так и через мировоззренческую направленность воспитательного, образовательного процесса, просто необходимо. Огромную роль в образовании и воспитании детей, в формировании жизненно необходимых нравственных ориентиров должна сыграть, на мой взгляд, Русская Православная Церковь, другие религиозные конфессии. Они имеют многовековой опыт, который в сфере воспитания способствует появлению у детей мировоззренческой, жизненной позиции, моральных убеждений, шкалы ценностей.