Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


ПОПЫТКА ПОНЯТЬ МИРОЗДАНИЕ

«Совершенный человек все ищет в себе,
ничтожный в других».
Конфуций

Предметом данной статьи является творчество русского религиозного философа, историка, публициста Федотова Георгия Петровича (1886–1951 гг.). Этапы его взросления и образования: окончил 1-ю Воронежскую гимназию, учился в Технологическом институте, а затем на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета, выслан из России в Германию за революционную деятельность, продолжил свое образование в Берлине и Йене, Италии. За работу «Исповедь Св. Августина как исторический источник для его биографии и для истории культуры» в 1910 г. получил золотую медаль, сдал государственные экзамены в Петербургском университете и был оставлен на кафедре всеобщей истории. Последовательно защитил кандидатскую и докторскую диссертации в Саратовском университете, стал профессором кафедры истории средних веков, занимался переводами в частных издательствах, свободно писал и говорил на семи языках. В 1925 году профессор покинул Россию и обосновался сначала в Германии, а затем во Франции, преподавал историю Западной церкви, латинский, английский, испанский языки, агиологию в Православном институте в Париже. Последнее прибежище Федотова ― США, после оккупации нацистами Франции, он до конца жизни состоял профессором Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке. В молодости философ переболел марксизмом, взгляды претерпели сложную эволюцию и привели его к философскому идеализму, а от него ― к православию. Ученый совместно со Ф. А. Степуном издавал журнал «Новый град», пропагандировавший идеи христианского социализма.

Эмигрантской ветви русской философской культуры принадлежит приоритет в постановке целого ряда философско-исторических, культурологических проблем, впервые ставших предметом широкого обсуждения. Федотов был одним из тех эмигрантов, который дал высокую оценку роли православия в развитии русской духовной культуры и национального самосознания русского народа, поставив вопрос об основных чертах русской нации в различные периоды развития России. В работах «Сокровища русской духовности», «Святые Древней Руси», «Русская религиозная мысль» в двух томах на английском языке, «Защита России», «Лицо России» мыслитель опирается на ясно очерченный философско-мировоззренческий фундамент оригинального христианского мышления. Когда читаешь работы ученого, поражаешься глубине, отточенности мысли, огромной эрудиции, широте и оригинальности теоретических обобщений, яркости литературной формы, проявляющихся сквозь призму духовной культуры, раскрытию ее особенностей через анализ самосознания личности и культуры. В статье «Будет ли существовать Россия» философ замечает: «Наше национальное сознание должно быть сложным, это сознание должно быть одновременно великорусским, русским и российским. На вопрос, поставленный в заглавии настоящей статьи, я не могу ответить простым успокоительным «будет!» Я отвечаю: «Это зависит от нас. Буди! Буди!»

Историософская концепция Федотова рассматривает процесс развития социума как последовательную смену взаимосвязанных стадий, сохраняющихся за историей, ее самостоятельное уникальное значение в каждый момент исторического движения. История и культура несут на себе отсвет божественных духовных энергий, церковь, по мнению историка, не должна благословлять никакой политики, а слияние церкви и государства (теократия) губительно не только для судьбы свободы, но и для нравственных устоев христианства. Христианизация нравственной жизни ― не благое пожелание. Это вопрос жизни и смерти не только для России, но и для всей христианской цивилизации в целом. Сегодня, когда христианство подвергается гонению в ряде стран, о чем свидетельствуют многие реалии современного мира, измученного своим несовершенством и изнемогающего под бременем драм и трагедий, пример тому ― современная Украина. Божественный свет Христа и мрачность лиц христиан, отягощенными заботами о хлебе насущном, не совместимы с христианской добродетельностью, терпимостью и отзывчивостью. В своих книгах и многочисленных статьях Федотов, используя исторические документы разных эпох, размышляет о смысловых загадках истории и перспективах ее, назначении и судьбах культуры и цивилизации, религии и церкви, раздумывает об историческом прошлом и будущем России. России, которую любил до самозабвения, мыслитель посвятил огромное количество статей, большая часть работ до сих пор не опубликована и находится в архивах Франции и Германии. Федотов считал, что для духовного и национального возрождения Отечества необходимо тщательное изучение, освоение духовного, культурного наследия России. Как важно, особенно в наше время, когда меняются, рушатся социальные и нравственные ориентиры. Для пробуждения национального самосознания подрастающее поколение должны стимулировать, помогать государство и церковь. Если бы эти социальные, духовные функции серьезно взяли на себя упомянутые общественные организации и проявили единство, то человеческая природа, в которой водворяется личность, освещается Христом, нашла истину, полноту и цельность, правильный для себя образ действия, простирающийся в бесконечность. Однако Федотов делает оговорку, религия и культура представляют собой полифонию относительно автономных сфер, каждая из которых не противопоставлена, но стремится к единению. Мыслитель в своих научных изысканиях пророчествует о России, которая придет после посткоммунистической эпохи в новое тысячелетие, наделяя ее новым обликом, которая вобрала, уяснила русский тысячелетний исторический опыт, превращаясь в одну из самых сильных, великих держав мира. Дай-то, Бог, осуществление данного пророчества выдающегося русского философа Георгия Петровича Федотова.