Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

«Мы такие, какие есть. Меня спрашивают: какой я?
Я ― русский человек».
Георгий Свиридов

Девятилетний Тимоша начал читать книжки с пяти лет. Его увлечения русскими и зарубежными сказками с яркими картинками, отражающими смысловое понятие текста, приводило подростка к формированию поведенческих структур, учитывающих определенные свойства и отношения с повседневной действительностью. Он представлял себя героем прочитанных книг, мысленно самоотождествлял их с собой и тем самым социализировался посредством чтения, приобретал пока книжный жизненный опыт. По мере взросления Тимоши, читаемые книжки увеличивались в объеме, исчезали картинки, а тексты наполнялись новыми смыслами. В результате реальная действительность стала подменяться тощей абстракцией, а идеи и события становились процессом понимания окружающего подростка мира. Постоянное чтение книг, погружение в интернет делает подростка фанатиком и одновременно фантастом, неспособным сфокусироваться на чем-то одном, приводит к ощущению, что он вышел из себя самого и наблюдает за собой со стороны. Постоянное чтение книг и пользование интернетом подводит подростка к пониманию осмысления хаотичности окружающего его мира, допускает такие удивительные извороты мысли, которые могут вредить адекватному отражению действительности. Известно изречение Канта в заключении к его критике практического разума: «Два предмета наполняют душу все новым и возрастающим удивлением и благоговением, чем чаще и дольше размышление занимается ими ― это звездное небо надо мною и нравственный закон во мне». На субъективном уровне сомневаюсь, что эти два предмета возникнут у подростка, пользующегося интернетом большую часть своего свободного времени, нежели чтение хороших книг.

Поведение, интегрирующее это состояние подростка эмоционально, начинается с импульса, который порождает чувство, мысль и соответствующее действие. Подросток выполняет домашнее задание скорее по необходимости, едва ли это доставляет ему удовольствие, его тянет к интернету и в меньшей степени к непрочитанным или недочитанным книгам. В данном случае необходимы волевые усилия. Воля функционирует как биологический механизм, благодаря воле можно достичь цели, которая прежде казалась невозможной. В формировании интеллекта подростка родители и наставники должны учитывать волевые усилия, чтобы справиться с желаниями и повседневными рутинными действиями. Сегодня, когда видишь, как наши отроки упиваются интернетом, в иные моменты они выглядят как автоматы, в отсутствии мотивации находятся в состоянии тревожности и возбудимости, беспокоишься за их здоровье.
Подростки, уткнувшиеся в свои планшеты, не способны почерпнуть знания, т. к. воспринимая увиденное, проносящееся, как в калейдоскопе, не удерживается в памяти, происходит девальвация мышления. Сегодня, как никогда, остается открытым вопрос, какие свойства нашего интеллектуального наследства имеют преимущественно физиологическую или генетическую основу, а какие требуют своего объяснения, по преимуществу, в терминах культуры или образования. И конечно, ущерб от компьютерной цивилизации в развитии интеллекта человека еще предстоит осмыслить будущим поколениям. А впереди грядет цифровизация, что она принесет человечеству? В нашем собственном поколении задача выяснения вклада интернета, генетического наследства (природа, природные способности) и окружения (воспитание, окультуривание) в интеллектуальное поведение человека обещает быть очень сложной в первой половине XXI столетия. Подростки не способны понять вред интернета и не имеют возможности защититься от неверных понятий, бытующих в среде их сверстников. Взрослые люди, просвещенные, философствующие (не все, конечно) не верят всякой мысли, приходящей им в голову, они предварительно ее исследуют. Но именно стремление к ясности должно бы наводить людей, связанных с сферой образования, на мысль о сложности и многообразии мира. Очень легко усмотреть субъективность взрослых людей, то их свойство, по которому они подводят свои идеи под известные формы мышления не по свойству самих идей, а потому что отдают этим формам предпочтение перед всеми другими. Припоминаются слова великого мудреца блаженного Августина: «Род человеческий почитает очень важным знание вещей земных и небесных; но гораздо более имеет цены знание нас самих; гораздо более достоин похвалы человек, которому известна его собственная немощь, чем тот, кто испытывает и познает пути звезд, а не ведает пути к спасению».
В истории каждого поколения бывают такие периоды, когда люди не могут удовлетворительно понять значение тех или иных реформ в области образования и воспитания подрастающего поколения. Интеллектуальное новаторство связано с практикой, терпимостью, концептуальной скромностью наставников, решивших сказать новое слово в образовании и воспитании. Но есть базовые ценности, которые в равной мере важны во все периоды истории развития человечества. Самая величайшая из наук ― наука воспитания достойных представителей рода человеческого ― не может иметь надлежащей правильности и разумности, если в основу ее не положено широкое и верное знание свойств душевной жизни человека. Неожиданно вспоминается один случай: в советское время по центральному телевидению показывали выступления выдающихся ученых, писателей, артистов, они отвечали на вопросы зрителей, и их ответы могли видеть и слышать миллионы телезрителей. Особенно мне запомнилось выступление С. В. Образцова, народного артиста СССР, руководителя главного кукольного театра, писателя, режиссера (многие помнят его фильм «Кому он нужен, этот Васька»), живописца. Не помню дословно, но на вопрос из зала «как его воспитывали родители» ответил: «Никак. Когда мы с братом начинали во время игр шуметь, мать говорила, вы мешаете отцу работать. Отец ― известный ученый, академик, строитель. Просыпаясь ночью, я видел из двери кабинета отца полоску света, она меня и воспитывала, отец работал днем и ночью. Эта работоспособность отца передалась нам с братом». Великие педагоги и психологи в своих исследованиях писали, что ни одно впечатление, полученное в самом раннем возрасте, даже в первые три месяца младенчества, не пропадает бесследно при формировании духовно-нравственной последующей жизни и личности человека. Для чего я пишу эти заметки… Чтобы с точки зрения опережающего отражения выстроить вектор поведения родителей, тех, у кого есть дети. Что же касается моего внука подростка Тимоши, ему запрещают интернет, но не книги, и правильно делают. Он еще не дорос до понимания тех проблем, которыми живет современное дисциплинарное объяснение научно-педагогических изменений в средней и высшей школе. Он просто читает все подряд, что попадет на глаза, наслаждаясь чтением, книгами, не замечая, что, социализируясь через книги, живет в духовном мире, не осознавая пока наметившиеся основные линии в своем духовном созревании в разные периоды детства и отрочества…