Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


ФИЛОСОФСТВУЮЩИЙ ПОЭТ
ДОЛЖЕНСТВОВАНИЯ

«Некоторым умам нужно прощать их оригинальность».
В. Гете

Андрей Белый (1880–1934 гг.) (псевдоним, настоящее имя и фамилия Бугаев Борис Николаевич) родился в Москве в семье известного профессора математика, декана физико-математического факультета Московского университета. Окончил естественное отделение математического факультета, учился на филологическом факультете Московского университета. Решающую роль на формирование философских воззрений Белого как теоретика символизма сыграли Шопенгауэр, Риккерт, Ницше, Вл. Соловьев. В статье «Символизм как мировоззрение» поэт-философ писал: «Кривая развития европейской мысли идет от Канта через Шопенгауэра к Ницше. Шопенгауэр разбудил человечество от сна жизни. Теперь мы слышим музыку символов. Она говорит нам о мирах иных, зазывает нас «очаровательными потоками Вечности», предтеча символизма ― Ницше». Начинал свою творческую деятельность Белый со студенческой скамьи, в журнальной статье «Певица» он противопоставил плоско-геометрическому пониманию жизни ее глубинное, временное, религиозно-эстетическое видение. Жизнь он рассматривает как живое творчество, в основании которого все формы знания. Поэт, универсальный поклонник естественных и гуманитарных наук в своих статьях закладывает основы новой науки ― ритмологии. Живая мысль выявляется, по его мнению, не в формально-логических законах, а в ритмико-стилистических закономерностях зримо-музыкальных мыслительных форм, внутренний путь мысли начинается с осознания ее онтологических основ. А. Белый в содружестве с литераторами В. Ивановым, А. Блоком, Г. Чулковым, К. Бальмонтом, Н. Гумилевым сошлись в ожесточенных спорах с журналом «Весы», руководимым В. Брюсовым. Философ-поэт в противоположность литературному символизму, объявившему себя новой школой в поэзии, формирует иные задачи символизма: «Символическое искусство есть гениальное познание. Его задача ― уяснить нам глубины духа, теория символизма будет не теорией вовсе, а новым религиозно-философским учением». Философско-эстетические воззрения поэта «символистского» периода отражены в его книге «Символизм» и статье «Смысл искусства». В них он проводит мысль о примате творчества над познанием, акцент делает в качестве основного для философии на понятии ценности. «Ценность, ― утверждает философ, ― есть «данность плюс долженствование».

В творчестве происходит единение, искусство претворяет образы жизни в образы ценностей, а религия реализует их в жизни. «Смысл искусства только религиозен». Процитирую несколько строчек из стихотворения Белого «Родина».

Рыдай, буревая стихия, в столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия — безумствуй, сжигая меня!
В твои роковые разрухи, в глухие твои глубины, ―
Струят крылорукие духи, свои светозарные сны.
…И ты огневая стихия, безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия ― Мессия грядупцего дня!

В этих строках поэт-философ пророчествует, предчувствует надвигающуюся катастрофу, этим предчувствием полна его поэзия и романы «Петербург» и «Серебряный голубь». В статье «Будущее искусство» он пишет: «С искусством, с жизнью дело обстоит гораздо серьезнее, чем мы думаем. Бездна, над которой мы повисли, глубже, мрачнее. Мы должны все пересоздать, для этого мы должны создать самих себя». Подобное бинарное чувство раздвоенности между умирающим старым и нарождающимся новым искусством присутствует во многих стихах и статьях философа. Белый, как и Блок, пытался воспеть революцию в своей поэме «Христос Воскресе». Он повторил смысловое содержание поэмы лучше, на мой субъективный взгляд, в статьях в цикле философских эссе «Кризис культуры», «Кризис жизни», «Кризис мысли», «Кризис сознания». В этих работах имеют место отголоски личной драмы, которая не затихала на протяжение всей жизни поэта.

Влюбленность Белого в жену Блока, Любовь Дмитриевну Блок (Менделееву), самого близкого друга, повлияла на все творчество мыслителя. А что же Блок, у которого увели жену. В записной книжке в 5 томе (цитирую) он дает такую характеристику своему другу: «В 7 часов вечера ― Андрей Белый в Доме искусств: толпа народу, жарко. Он великий оратор, такой же, как всегда: гениальный, странный». Такую объективную оценку, после всего, что случилось, может дать только человек высочайшего интеллекта и культуры. Об этом много написано (включая мемуары самой Л. Д. Блок). В 1922 году Белый уезжает за границу, но его пребывание оказалось кратковременным, не ужился. Ритм жизни с его методами духовной самодисциплины с годами продолжает нарастать. Написан роман «Москва», интереснейшие воспоминания «На рубеже двух столетий», «Начало века», «Между двух революций», остающиеся лучшим субъективным документом о культурной атмосфере тех времен. Статьи, книги, пьесы посвящались духовному преображению жизни, некоторые из них отражали гениальные философские прозрения. Поэтом написаны прекрасные исследования ― книга «Мастерство Гоголя», очерки о Толстом, Чехове, Брюсове, Бальмонте и др. Андрей Белый в раскрытии всечеловеческой универсальной целостности по тонкости поэтического слуха, по глубине художественной и философской интуиции, утонченности культуры, пожалуй, был самым ярким представителем Серебряного века.