Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


«СТИХАМИ ИЗМЕРИТЬ ИНЫЕ ПУТИ…»

«Поэтический образ ― это всегда трансляция смысла».
Гарсия Лорка

Поэзия на протяжении всей истории человечества привлекала к себе. Тема традиционная, даже, можно сказать, привычная, но и загадочная в искусстве. Непостижимость поэтического дара, ― одни обладают таковым, другие… ― не дает вопрошаемому уму покоя и забвения в какой-либо однозначности и определенности. На память приходят строки В. Брюсова: «Кто не родился поэтом, тот не станет им никогда, сколько бы к тому не стремился, сколько бы труда на то не потратил». Значимость поэзии как жанра литературы определяется фактом ее данности в повседневной жизни социума, раскрывается грань, точка, промежуток во времени, вырывая человека из бытия, воскрешая его сокровенные чувства, мысли. Тюменская поэтесса Антонина Маркова выпустила очередную книгу «Живу в предчувствие Весны». Эта книга, как и предшествующие ей, не выходит за пределы обычной для нее темы, меры сосредоточения правдивого жизненного контекста, связанного с природной данностью, открывающейся только поэзией. В стихотворении «Розовая радость» поэт делится своей радостью с читателями:

Сегодня радость розового цвета (вчера была небесно-голубой)
Все началось с лилового рассвета, что затопил полгорода собой.
А дальше ― по дороге на работу ― встречались мне улыбки на устах,
Как розовые бабочки. И кто-то малиново чирикал на кустах.

Красота этого стихотворения для нас, читателей, умиляется тем обстоятельством, что иногда мы не обращаем внимания на окружающую нас прекрасную, сияющую, чарующую природу. Нами мало обжиты литературные тексты, смыслы, в которых звучат удивительные музыкальные строки стихов. Кстати, на стихи Марковой написано около 40 лирических и детских песен с тюменским композитором В. Серебренниковым. Эти песни звучат в авторской студии «Верешок», которой поэтесса руководит два десятка лет, по профессии она библиотекарь, по образованию филолог, член Союза писателей России. Песни, стихи освежают, возвышают души детей, являются катарсисом, помогают понять особую ветвь искусства, пленяют их образность, чувственность, изобразительный элемент поэтического слова. Дети с дошкольного возраста до 18 лет, посещающие студию, участвуют в конкурсе «Гришинские проталины», регулярно публикуют свои стихи в поэтических сборниках и, будем надеяться, что некоторые из них найдут свою истинную поэтическую стезю. Мир человека, в конечном счете, заключен в слове, в сумме слов ― от атома до галактик, от понятия любовь до понятия Бог. В лирике Марковой, помимо человеческих чувств, наличествует цельное представление, отражающее смысловую значимость аллитерации, вытекающую из акцентов постигающего полного внутреннего мира (экзистенциального) поэта. Стихотворение «Чаепитие» демонстрирует сказанное мной выше:

Станет вечер стариком седым, запоет труба во все лады.
Теплым ветром, а огонь в ночи, догорев, привычно замолчит.
Будет свет закатный истекать, с занавесок ― прямо на кровать,
С покрывала ― на пол, а потом растворится в сумраке ночном.

Чудесные строчки! Бытовая сторона лирики эмоционально придает стихам разную степень сентиментальности. Глубинной сущностью духовно-творческая языковая первооснова Марковой предстает в самых различных обличиях. Располагая богатой стилистической палитрой, поэтесса, черпая сюжеты из жизненного опыта, из собственного творческого «Я», достигает смысловой значительности, эмоциональной языковой естественности и точности. В стихотворении «В доме сонном» она простыми строками отражает свое душевное, чувственное проникновение в реальность:

В доме сонном не спит тишина, все прислушивается сторожко:
Шепчут звезды в проеме окна, на кровати мурлычет кошка.
Различим самый немощный звук, что средь ночи царит неугасно,
Даже ходиков медленный стук ― тишина над часами не властна.
Ходит сон, половицей скрипя, и в безмолвии слышится звонко,
Как во сне, рассказала себя сказка тихо на ушко ребенку.

Простота стиха соединяется с очень личной, а вместе с тем глубокой рефлексией, соседствует с возвышенностью, с изысканной метафорой, со сменами положений образов сказителя, с богатством художественных средств. Стихотворения Марковой несмотря на их очевидную простоту скрывают в себе много загадок. Мне они представляются подростком с возвышенными чувствами, уникальными умственными способностями, достойное «дитя» времени, для которого они были созданы. В одном из стихотворений поэтесса с присущей ей образностью обмолвилась:

…Гармонию рифмы легко сочетать с гармонией ветра.
По свету, по белому их рассыпать в морозных конвертах.
Стихами измерить иные пути, душой отогреться…
И солнца монетку с собой унести у самого сердца.

Чувственное восприятие природы у автора базируется на устойчивой связи с внешним миром, объективной основой в данном случае выступают наблюдения, представления, понятия. Почти все эти конструкции участвуют в реализации мотива в процессе творения произведения. Маркова своей любовью к природе в своих книгах говорит нам, читателям, что настало время думать о сохранении природной, земной юдоли и, соответственно, человека как части ее. Чтобы выжить и выйти на новый круг эволюционный спирали, мы должны кардинально изменить систему ценностей и приоритетов существования на земле. Хорошую книгу написала Антонина Юрьевна Маркова «Живу в предчувствие Весны», ее путь от книги к книге просветляется ясным и благородным сознанием содеянного и становится заметным в истории развития сибирской литературы.