Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


ФИЛОСОФ О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ

«Сущность души есть творчество,
и сущность творчества
есть воображение».
Б. Вышеславцев

Карпов Василий Николаевич (1798–1867 гг.) как философ мало был известен в России и не являлся европейской знаменитостью. Он родился в селе Хреновое Бобровского уезда Воронежской губернии в семье священника. Интересная закономерность: из семей русских духовных иерархов выходили в мир выдающиеся мыслители, ученые, писатели. Будущий философ повторил свой путь, похожий на путь предшественников и сверстников: окончил Воронежскую семинарию, Киевскую духовную академию, в которой некоторое время преподавал философию. После защиты докторской диссертации, получив звание профессора в Санкт-Петербургской духовной академии, преподавал философию, логику, послекантовскую философию, психологию, историю новейшей философии. Круг интересов молодого ученого очень разнообразен. Свободно владея основными европейскими языками, он публикует многочисленные статьи по истории гуманитарных наук в разных научных сборниках в России и за рубежом.

Особо нужно отметить его титанический труд, связанный с переводом (пожалуй, лучший перевод) всех произведений Платона на русский язык. Карпов утверждал: «На философию Платона надо смотреть как на математический отчет в религиозных и нравственных помыслах всего человечества». В платоническом учении о Боге, душе и нравственной деятельности философ находит параллели с Священным Писанием, обнаруживает святоотеческое умозрение в христианской письменности. Карпов предпринимает попытку создать свою философскую систему, в которой знание и бытие, реальное и идеальное рассматриваются в нераздельном их существовании, а не выводятся одно из другого. В данном случае угадывается гегелевский диалектический подход в соотношении происходящих явлений и процессов в мире.

Философ исходным пунктом своей системы считал сознание в полноте его содержания, соотнося сферу бытия с духовным созерцанием, органом познания истины «служат все силы души, сосредоточенные в вере и ею просветленные, ум и сердце не поглощаются одно другим». Даже из этой цитаты видно, что чувственное и рациональное у Карпова выступают в диалектическом, органическом единстве, в этом едином целом должен быть найден «закон гармоничного бытия вселенной». Подобное суждение мыслителя делает честь русскому философу, впервые в теории познания выстроившему логическую систему пути человека, его вхождения в мир, «все сложится в одну беспредельную космораму, сольется в один аккорд, в одну священную песнь Всевышнему».

Философская концепция Карпова о человеке последовательно антропологична. Она бытийно располагается между двух полюсов, разделяемых бездной: Духа (Бог), который бесконечен, всеведущ, совершенно свободен, и природы, которая конечна, инстинктивна и есть «слепая необходимость». Человек как природное существо отражает окружающий его мир в своем сознании не всегда адекватно, возникает потребность в критерии, которым могут быть только присущие человеческой природе нормы. В работе «Вступительная лекция в психологию» Карпов говорит о возрастающей роли психологии, находящейся в основании всей энциклопедии философских наук, имея своим источником внутренний опыт человека, свободный от предвзятых мнений. Но при этом тут же оговаривается, что чистое опытное исследование невозможно, об этом он писал в «Систематическом изложении логики», словно предупреждал будущих ученых: «Психология должна начинать свое поприще исследованием человеческого бытия, а не деятельности», руководствуясь богооткровенным учением о человеческой природе. Эту часть психологии русский философ называет феноменологией, позднее разработанной немецким философом Э. Гуссерлем.
Русская философия, по мнению мыслителя, должна заниматься исследованием субстанции русского человека, отличного от других народов, его отношением к миру, к истинно русской жизни, прояснением русскому человеку его обязанностей по отношению к Православию и Отечеству. Серьезно изучая философские системы Платона, Канта, Гегеля, Карпов приходит к пониманию, что русская философия несовместима ни с эмпиризмом, ни с германским рационализмом, т. к. ориентирована на восточнохристианское «практическое любомудрие». Мыслитель считал своей главной задачей преодоление рационализма, что возможно лишь через проникновение познания ― верой, т. к. в недрах христианства философия не может сделаться рационалистической. В монографии «Введение в философию» Карпов писал: «В русском человеке можно найти законы всего бытия, подслушать гармонию жизни, разлитой во всей вселенной, и созерцать таинственные связи, соединяющие все мироздание». Многообразный вклад в русскую религиозную философию, гуманитарные науки делает Василия Николаевича Карпова одним из ярких деятелей русской культуры и науки XIX столетия.