Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


БРАТЬЯ СЛАВЯНЕ,
ПРИШЛО ВРЕМЯ ДЛЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ!

«А между нас, ― позор немалый, ―
В славянской, всем родной среде…».
Ф. И. Тютчев

Сегодня либеральные СМИ взахлеб, порой на истерическом уровне, пытаются показать, какая пропасть возникла между Украиной и Россией, славянскими народами. Задаешься вопросом: почему «шестая колонна», выражение философа А. Дугина, занимается самооплевыванием своего Отечества, стремлением переписать историю России, неистово старается умалить значение Великой Победы, особенно в преддверии 75-летия Победы над фашистской Германией, в угоду западной цивилизации, разжигающей войну с русской цивилизацией. Где истоки и корни враждебности между славянскими народами? Основная причина такой враждебности, мне представляется, в плюрализации мнений славянских народов, насаждающиеся им западные ценности недружественных государств, а также российских либералов, в отсутствии идеологии, которая исключена из конституции России, а идея соборности заменена парадом национальных суверенитетов.

Странное и непонятное лицо у этой враждебности, имею в виду Украину, поскольку имеет место между если не единокровными, то единодуховными братьями, исповедующими православие, приведшее к его расколу, которое не связано с присоединением Крыма к России. Развязывание войны против собственного народа в Донбассе, инцидент с кораблями в территориальных водах России, денонсация Украиной «Большого договора» с Россией 1997 года развязывает руководителям Незалежной руки для новых провокаций на море и на суше. Отто фон Бисмарк, умудренный дипломат, первый канцлер Германии в свое время писал: «Могущество России может быть подорвано, только отделением от нее Украины… необходимо не только оторвать, но и противопоставить Украину России… Все остальное ― дело времени». Об этом же самом говорил известный русофоб 3. Бжезинский. Наверное, недруги России учитывают сегодня прогностические суждения мудрого политика прошлого и недавно покинувшего мир русофоба. Сегодня на Украине фальсифицируется история, вызволяются из небытия националистами герои, пролившие в свое время море крови ни в чем не повинных людей: Бандеры, Петлюры, Шухевича, Мельника, Мазепы и др. Триединая Россия разделена, и процесс ее раздела, похоже, не закончился. Это явление обнаруживается и в бывших союзных республиках по отношению к России, славянских странах за исключением Сербии.
У истоков всех этносов России находится русский язык, единая русская культура, в которых им больше шансов ладить друг с другом, нежели враждовать между собой. В сфере межнациональных отношений необходимо раскрывать содержание национальной культуры, религиозной принадлежности всех народов, проживающих в нашей стране, их диалога и синтеза, не подменяя при этом русскую национальную идею российской как синонимом выражения ее многонациональности. Российский суперэтнос должен составлять системную целостность, органическое единство своих частей — всех народов и национальностей России. Что касается славянских народов, то на протяжении многовековой истории их взаимоотношений с Россией она менялась, иногда кардинально, в зависимости от международных приоритетов, навязанных им извне ведущими державами мира.

Вспоминаю свою поездку в советское время в Болгарию. С какой любовью и гордостью жители Болгарии рассказывали нам об увековеченных памятниках русским воинам, погибшим за освобождение их Родины от турецкого владычества (1877–1878 гг.). Меня поразил музей у горы Шипки, где была повержена армия Осман-паши. Мы вошли в вместительный шатер, а в нем покоились жуткой пирамидой черепа безымянных русских солдат, офицеров и генералов в виде знаменитой картины художника В. В. Верещагина «Апофеоз войны».

Напомню, что в годы второй мировой войны Болгария была союзницей фашистской Германии, а сегодня убирает памятник Алеше. Памятники советским воинам оскверняются и уничтожаются и в других славянских странах. Тяжкое впечатление иногда испытываешь от увиденного, прочитанного, пережитого, и возникает мысль, что ненависть у славянских народов к России имеет место на генетическом уровне. В фокусе внимания отдельных политических деятелей оказываются такие конкретные исторические цели по отношению к славянам, осуществление которых неприемлемо для большинства людей. В определенных исторических условиях руководители отдельных стран стремятся к полноте своего самовыражения, своими решениями отрываются от подлинного исторического бытия и противопоставляют себя народу. Неужели у поляков, нынешних руководителей государства, демонстрирующих русофобию, враждебное отношение к нам связано с тремя разделами Польши в разные периоды истории, неужели они не помнят, кто освобождал Польшу, и какие жертвы понес советский народ? Читаешь М. Лермонтова, его диалог с издателем А. Краевским, статьи Ф. Тютчева, М. Каткова, Ф. Достоевского и удивляешься их пророчеству относительно славянских братских народов.

Процитирую Ф. Достоевского из «Дневника писателя» за сентябрь ― декабрь 1877 года. «Не будет у России и никогда не было таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все славянские племена, чуть только Россия их освободит, а Европа согласится признать освобожденными. Начнут же они свою новую жизнь… с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, США ручательство и покровительство их свободе… и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись. Может быть, целое столетие, или еще более, они будут трепетать за свою свободу, заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее». Как будто написано в наше время. Погружаясь в разные периоды истории развития славянских народов, обнаруживаешь расколотость их в духовной сфере среди образованного общества, породившую трагическое противостояние, переживающее периоды апостасии.

Духовная культура народа определяется и рождается от духовной жизни большинства людей, оторванность от духовной почвы приводит к тому, что душа немотствует, теряет органическую живую связь с самим корнем народной духовной жизни. Души людей, потерявшие свои духовные корни, становятся близоруки и увлечены стяжательством, и тогда ими владеет все тленное и суетное. Размышляя о мире, о событиях, происходящих на разных континентах земного шара, приходишь к эсхатологическому прогнозу.

Человечество теряет духовно-нравственные ориентиры, в наше время обнаруживается у людей раздражимость и даже агрессивность, люди перестали испытывать радость бытия, видеть, любить и творить добро и справедливость. Люди порой не верят в объективную реальность, сущую прекрасность, самоценность, в их жизненную спасительность. Эти мысли навеяны мне событиями, происходящими на Украине с избранием нового президента, и трудно дать прогноз в пору безысходности, в которой оказались славянские народы. Однако, думаю, не бесконечной вражды ждут народы, а слова и дела. Они, распахивая и созидая народную почву, возымеют, создадут духовный облик человека, значимость которого подчеркнута в русской идее соборности. Как писал Ф. Тютчев «Славянам»:

Привет вам задушевный, братья,
Со всех Славянщины концов,
Привет наш всем вам, без изъятья!
Для всех семейный пир готов!
Недаром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы ― свои!