Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


ОРИГИНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛ
СВОЕГО ВРЕМЕНИ

«Знаете ли вы, сколь силен может быть один человек?»
Ф. Достоевский

Творение мира есть раскрытие замысла Бога о мире, воплощение в мире божественной Премудрости, которое промыслительно содержит в себе все, что раскрывается в творении. На этой восточно-православной традиции воспитывались четверо сыновей и семь дочерей в семье Трубецких, одной из знаменитых фамилий в России. Потомки княжеского рода Трубецких в течение нескольких веков являли собой отголоски многих событий, происходящих в стране, его носители занимали самые высокие посты в государстве. Об одном из них пойдет речь. Сергей Николаевич Трубецкой (1862–1905 гг.) родился в поместье Ахтырка, недалеко от Троице-Сергиевой лавры. Отец многочисленного семейства был устроителем Императорского русского музыкального общества, мать Софья Алексеевна (урожденная Лопухина), одна из образованнейших женщин России, была духовным центром семьи, ей как христианке было дорого не только физическое благополучие, но более всего духовное лицо ее детей. Музыка пронизывала все юношеские увлечения многочисленного семейства. Молодые Трубецкие зачитывались А. Шопенгауэром, К. Фишером, Ф. Достоевским, А. Хомяковым, Вл. Соловьевым, И. Кантом, Э. Гартманом и др. Младший брат Сергея выдающийся мыслитель Евгений Трубецкой писал: «Брат Сережа и я внесли этот же самый темперамент в философию. У нас эта наклонность ― уходить всем существом в одну мысль… тут философия оказалась дочерью музыки». Сергей Николаевич учился в Московском университете, сначала на юридическом, затем на историко-филологическом факультете. Талантливый выпускник университета, он прошел все ступени научного роста: магистерский экзамен, диссертация «Метафизика в древней Греции», затем докторская диссертация «Учение о Логосе в его истории», в которой ученый образы Единства и Логоса связал с постижением мира с помощью разума и слова. С. Трубецкой соединил в своем учении христианство и платонизм, считая идею Логоса главной идеей христианства. В данных работах наличествует огромная эрудиция автора, самобытность мысли, стоящей на высоте европейской науки. Однако он разошелся со своим учителем Вл. Соловьевым, не разделяя его мистицизм и учение о Софии. Известность профессора Сергея Трубецкого росла и как ученого, общественного деятеля. Он один из редакторов журнала «Вопросы философии и психологии», публикует статьи и книги, становится одним из духовных лидеров земского движения, активно выступает за введение университетской автономии. К этому времени он окончательно определился в своем призвании, т. е. в философии: «Самое ценное, что есть в философии, это именно сама философия ― высшее, жизненное, идеальное влечение нашего познающего духа к Истине». Князь Сергей Трубецкой очень рано почувствовал и осознал необходимость и долг ученого, желающего продвинуть вперед свою науку, следовать простому и естественному правилу — знать все, что сделано до него. Его начитанность, познания в разных науках были уникальны, вызывая восхищение у всех, кто с ним общался. После предоставления в 1905 году Московскому университету автономии Сергей Николаевич впервые в истории на совете профессоров избран ректором Московского университета. В это же время волна беспорядков в университете не могла не сказаться на здоровье ректора, ― спустя месяц после своего избрания Сергей Трубецкой умер от кровоизлияния в мозг.
В своих научных работах философ рассматривает познавательные процессы, связывая их сверхиндивидуальным сознанием, т. е. наше познание выводит нас за пределы нашей индивидуальности. Он писал: «Метафизическая природа сознания означает, прежде всего, то, что всякое отдельное сознание обосновано в некоем вселенском сознании». Надо признать, данное высказывание возрождает гносеологию А. Хомякова, т. к. вселенское сознание соборно, и Трубецкой идет дальше, наделяя вселенское сознание не только мыслью, но и чувственным восприятием. Философ ставит перед собой задачу поднять индивидуальное сознание до идеала соборности, который живет в нем и движет его деятельностью. Размышляя о вселенском сознании, задаешься вопросом, кто же носитель, может быть, гносеологический псевдоним Господа Бога? Это означало бы, что мы ― как бы часть Божества. Однако, по учению мыслителя, носитель вселенского сознания ― это космическое существо, или мир в своей психической основе, то, что Платон называл Мировой Душой, обусловлено «внутренним соотношением вещей, в основании которого лежит внутреннее всеединство Сущего». Философ различает три степени реальности: чувственный мир, мир отвлеченных идей и мир конкретных субъектов, существ, коренящихся во Вселенной. Если чувственное восприятие открывает нам мир явлений, разум постигает идеи, законы, то истинная реальность — сущность явления ― есть мир живых субъектов, все космические существа связаны друг с другом, вера не противостоит разуму. Надо признать, что данная концепция отличается глубиной и стройностью мысли. В работах «Детерминизм и нравственная свобода», «Этика и догматика», «Основания идеализма», «О природе человеческого сознания» ученый различает понятие личности и понятие индивидуальности, для него личное сознание не может быть отождествлено с индивидуальностью.
Он писал: «Сознание человека не может быть объяснено ни как личное эмпирическое отправление, ни как продукт универсального, родового бессознательного начала». С эмпирической точки зрения мыслитель выделяет два фактора, определяющих степень психического развития человека: его мозг и общество, он не боится говорить о социальных представлениях, внеличных элементах индивидуального сознания. Соотнеся индивид и общество, он антропологически рассматривает их как взаимодействие частей организма. Символом этого единения является, по мнению ученого, Православная Церковь. То, что приобретено личностью, становится достоянием общества, личность способна вмещать в себя вселенский идеал, «познавая всеобщую истину в универсальных, родовых формах человеческого сознания». Философ в некоторых своих работах обращается к проблеме сохранения мира на земле, иногда его слова полны возвышенного святого гнева, он пророчески призывает будущие поколения, которые должны поднять свой интеллект, веру и любовь, т. к. эти святые понятия являются основой мира, ― духовное, разумное и любящее Начало обеспечит мир, согласие для России и всего человечества. Прекрасные, нравственные намерения русского религиозного мыслителя Сергея Николаевича Трубецкого до сих пор, в XXI столетии, остаются актуальными и, наверное, не потеряют своего значения для последующих столетий…