Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


ЗНАЧЕНИЕ Г. ПОТАНИНА
В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ СИБИРИ

«Прежде всего человек обязан своей Родине».
П. Я. Чаадаев

В октябре 2020 года исполняется 185 лет со дня рождения Потанина Григория Николаевича. Мое знакомство с его творчеством началось в студенческие годы. Мы, первокурсники Томского государственного университета, часто из гуманитарного корпуса, направляясь в главный корпус, обращали внимание на установленный бюст мыслителя работы томского скульптора С. К. Данилина. Он находился по правую сторону дорожки от стен научной библиотеки, за кедрачом в глубине университетской рощи. На постаменте скромная, лаконичная надпись: «Потанин Григорий Николаевич (1835–1920 гг.). Выдающийся русский ученый и путешественник». Позднее я узнал, что Григорий Николаевич вначале был похоронен на Преображенском кладбище. Могила Потанина была забыта, заброшена, и только в послевоенное время она была обнаружена по сохранившейся фотографии с похорон учениками ученого. Но сколько стоило трудов ученым, писателям, общественным деятелям, даже вмешательство Академии Наук СССР, провести идентификацию останков и перенести прах Потанина в университетскую рощу в 1956 г., открыть его памятник через два года.

Григорий Николаевич Потанин родился в станице Ямышевская Семипалатинской области в семье потомственного офицера сибирского казачьего войска. Учился в Сибирском кадетском корпусе, в котором подружился (жили в одной комнате) с одногодком Чоканом Валихановым, который не знал ни одного слова по-русски, как, впрочем, Григорий по-казахски. Позднее Григорий Николаевич свободно будет говорить на казахском языке, и даже некоторое время станет переводчиком в главном управлении Западной Сибири. А выдающейся казахский ученый, художник Валиханов Чокан Чингисович, проживший всего тридцать лет, будет говорить и писать на восьми языках мира. Эта встреча определила вектор их будущей деятельности, они стали известными этнографами, фольклористами, историками, писателями, географами, биологами, геологами в ученом мире. О своем друге Потанин писал: «Если бы у Валиханова была казахская (киргизская) читающая публика, может быть в его лице киргизский народ имел бы писателя на родном языке в духе Лермонтова и Гете». Кстати, одну из последних книг Потанин посвятил самым близким своим друзьям: Чокану Валиханову и Николаю Ядринцеву. Начинал свою службу Потанин в городе Семипалатинске, участвовал в основании города Верного (ныне Алма-Ата), затем его перевели в город Омск. Где бы ни находился, Потанин изучал местный край, описывал неведомые ему травы и постоянно учился. Для продолжения учебы он подал в отставку. Русский мыслитель-анархист М. Бакунин, познакомившись с молодым исследователем Сибири, назвал Потанина «сибирским Ломоносовым». Он писал своим сестрам, прося их оказать посильную помощь юноше. Характеризовал его так: «Главное у него есть ум и сердце, он одарен самостоятельным мышлением. В нем три качества, редкие между нами, упорное постоянство, любовь к труду и способность неутомимо работать и, наконец, полное равнодушие ко всему, что называется удобствами и наслаждениями материальной жизни». Бакунин дал сто рублей юноше на первое время для поступления вольнослушателем в Санкт-Петербургский университет на естественно-историческое отделение физико-математического факультета. В Петербурге он познакомился с Н. М. Ядринцевым, организовал сибирское землячество, занимавшееся изучением Сибири. Он нашел в библиотеках, музеях, архивах огромное количество документов, погрузился в них, писал статьи и готовился к будущим путешествиям, чтобы на практике убедиться в их подлинности. Потанин писал об этом времени: «Три года, проведенные мною с Ядринцевым в Петербурге, были может самые важные в нашей жизни, это были годы нашего политического воспитания. В эти годы определилась наша индивидуальность, было указано особое место в общественной деятельности».

Каковы же главные идеи молодого исследователя Сибири? Он выступает за отмену уголовной ссылки в Сибирь, предоставление этому огромному краю экономической и политической автономии, открытие Сибирского университета для формирования местной интеллигенции. Ученый старается свои мысли и идеи донести для большего числа людей, выступает с докладами, публикует статьи, но не каждая газета и журнал солидаризуется с идеями мыслителя. Некоторые исследователи творчества Потанина считают, что он ратовал за отторжение Сибири от России, стремился сделать ее самостоятельным государством. Приведу небольшое высказывание мыслителя. В письме Н. С. Щукину в 1862 году он пишет: «…Сибирь ― одна из резко отмежевавшихся провинций (колония царской России). У ее населения имеются собственные интересы, под ними я разумею… автономию провинции. Мы хотим жить и развиваться самостоятельно, иметь свои права и законы, читать и писать, что нам хочется, воспитывать детей по своему желанию, по-своему собирать налоги и тратить только на себя. Пусть каждая область Сибири зажжет свое солнце, и вся Россия будет иллюминована». В одном из устных выступлений перед студентами-историками ученый горько посетовал: «У нас вошло в обыкновение всех… разделяющих чувство сибирского патриотизма называть сибирскими сепаратистами, хотя бы они и в мыслях не имели отделения Сибири от России». С этим клеймом еще долгие годы жил Григорий Николаевич, его даже не пригласили на открытие Томского университета 1888 года, за свои идеи мыслитель трижды попадал в тюрьму на различные сроки.

В Лондоне А. Герцен в своем «Колоколе» напечатал статью Потанина «К характеристике Сибири», которая была перепечатана несколькими европейскими изданиями. Его «Заметки о Западной Сибири», прокламации «Сибирским патриотам» распространялись в рукописном и печатном виде по всей России. Надо сказать, что его литературно-публицистическая, общественно-политическая деятельность недостаточно изучена и ждет своих исследователей. Она особенно отражена в эпистолярном наследии мыслителя, которое огромно. В 1987–1992 гг. иркутскими исследователями изданы письма в пяти томах, большой том издан Томским университетом в 2004 г., но это лишь небольшая часть, многое еще не выявлено. Свои идеи «областничества» Потанин проповедовал своим учащимся во время лекций в Томске в мужской и женской гимназии. Ученый писал, что во время преподавания увлекался «сверх меры», давая своим ученикам знания не только по истории и литературе, но и политике, экономике, ботанике, зоологии, географии. Учащиеся очень любили и восхищались своим наставником за его энциклопедические познания, любовь к Сибири, заряжая их сибирским патриотизмом. Весной 1865 года Г. Потанин, Н. Ядринцев, Е. Колосов были арестованы по обвинению в стремлении отделить Сибирь от России, «сибирском сепаратизме», участии в «Обществе независимости Сибири». Одновременно в Омске, Иркутске были арестованы друзья и соратники Григория Николаевича.

Потанин взял вину на себя, его единомышленники отделались кратковременной ссылкой. В Омском остроге Потанин был подвергнут гражданской казни, затем был отправлен на каторгу в Свеаборг, затем ссылка в Вологодскую губернию и только через восемь лет ― освобождение: помогло ходатайство выдающегося путешественника, председателя Российского Географического общества П. П. Семенова-Тян-Шанского. В Вологде Григорий Николаевич встретил Лавровскую Александру Викторовну, ставшую верной спутницей и соратницей во всех его начинаниях, невзгодах и бедах, другом и ангелом-хранителем. После отсидки и ссылки Потанин совершил многочисленные экспедиции: в Тибет, Китай, Монголию, Алтай. Тысячи километров исходил пешком по Западной и Восточной Сибири, при этом, надо заметить, у него не было охраны, умел договариваться, убеждать. Он производил неизгладимое впечатление на людей в различных регионах мира, его знали как доброго и смелого человека, лекаря, приносившего исцеление, называли «хутухтой» ― святой подвижник. Писатель В. Шишков дает такую характеристику ученому: «Потанин пользовался по всей Сибири громадной популярностью, почти такой же, как Лев Толстой в России».
Потанина влекли неизведанные земли, просторы, на озере «Зайсан» его интересовали проблемы рыбоводства, в Китае ― культура, быт, традиции. Скрупулезность в изучении быта и уклада народов мира, статистические сведения их развития позволили ему соотнести, обнаружить исторические параллели культурологического характера, он собрал богатейшие геологические, ботанические коллекции. Потанин во время своих многочисленных экспедиций собирал груды фактических сведений по истории, географии, биологии, зоологии, климатологии, языкознанию, антропологии, этнографии, фольклористике. У него иногда не хватало времени для обработки полученных данных, и он часто предоставлял свой колоссальный материал, полученный за 40 лет полевых работ, разбираться и использовать другим ученым. В трудах «Восточные параллели некоторым русским сказкам» или «Русская девица Дарига в киргизской сказке» затрагивает взаимовлияние казахской и русской литературы, культуры. Позднее были написаны две удивительные фольклорно-философские книги: «Сага о Соломоне» и «Ерке. Культ сына Неба в Северной Азии». В них рассматривается единство мифологии Европы и Азии, связь христианско-библейской традиции с религиями Центральной Азии. Изданы глубокие научные книги «Восточные основы русского былинного эпоса» и «Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе». В 1883 году ученый опубликовал огромный четырехтомный труд «Очерки Северо-Западной Монголии», который и сегодня не потерял своего значения для историков и этнографов, религиоведов. Были изданы книги «Урга. Всемирная иллюстрация», «Тангутско-Тибетская окраина Китая и центральная Монголия», «Областническая тенденция в Сибири». Во всех экспедициях Потанина участвовала его жена, она автор научных трудов, первая женщина, принятая в члены географического общества, удостоена Большой золотой медали. Есть ледник в горах Монгольского Алтая в ее честь. Во время четвертой длительной экспедиции в Монголию в 1893 году Александра Викторовна серьезно заболела, ее организм не выдержал тяжелых нагрузок, пришлось прервать экспедицию. Похоронена Потанина в городе Кяхта в Бурятии, у границы с Монголией. Горожане на свои средства поставили памятник прекрасной русской женщине-ученому. В 75 лет Потанин женился во второй раз на сибирской поэтессе Васильевой Марии Георгиевне (1863–1943 гг.).

Брак с поэтессой просуществовал недолго. Издательство Томского университета выпустило большой том писем, в которых Григорий Николаевич обращается к Васильевой «Мне хочется служить Вам, одеть Вас своей любовью». Эти письма дают нам возможность увидеть частные моменты биографии ученого, общественного деятеля, энциклопедически образованного, бескорыстного человека, который в личной жизни оставался интеллектуалом с моральной ответственностью за все, происходящее в семье и обществе. Последние 18 лет своей жизни Потанин прожил в Томске, его неувядаемая энергия поражала всех, кто общался с ним. Ученого называли «великим дедушкой Сибири». Выходили его книги, брошюры. Потанин создал Томское литературно-драматическое общество, общество по изучению Сибири, он выступал с лекциями, редактировал книги и журналы. Четыре крупных сибирских города избрали Григория Николаевича Потанина почетным гражданином. После февральской революции уже больного просветителя заочно избрали главой Сибирской областной думы. М. Горький 21 апреля 1917 года прислал телеграмму Потанину: «Сердечно поздравляю Вас мудрый рыцарь, желаю счастья Вашей любимой ныне свободной Сибири». На Октябрьскую революцию Потанин почти никак не отреагировал. В декабре 1919 года, за несколько месяцев до смерти, советская власть назначила Григорию Николаевичу персональную пенсию как выдающемуся ученому и путешественнику. Вот его реакция: «Господи, что они делают! Зачем же столько беспокойства — ведь я же еще работоспособен». Таким работоспособным оставался Григорий Николаевич Потанин на протяжении всей своей долгой подвижнической жизни. Последними словами мыслителя, когда его посетили в университетской клинике молодые друзья-соратники, были: «Вот я умираю. Жизнь кончена. А мне жаль. Хочется еще жить. Интересно очень. Хочется знать, что будет дальше с милой Россией».