Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


УТОПИСТ СОЦИАЛЬНОГО РАВЕНСТВА

На протяжении многовековой истории человечества мыслящие люди различных эпох задавались вопросом, как выстроить взаимоотношения между людьми, принять такие законы, предвидеть направление развития социума, которое было бы справедливым для всех категорий людей. Мыслителей, верящих в построение справедливого общества, было великое множество во всех странах, не исключая Россию. Об одном из них и пойдет речь в данной статье. Сорокин Питирим Александрович (1889–1968 гг.) родился в селе Турья Устюжского уезда Вологодской губернии (ныне Республика Коми), отец ― рабочий, мать ― крестьянка. Учился в церковно-учительской семинарии в Костроме, но в 1906 году за революционную деятельность был исключен, позднее экстерном сдал экзамены за 8 лет гимназии и поступил в Психоневрологический институт, в котором была кафедра социологии, перевелся на юридический факультет Петербургского университета, окончив его с отличием. Судьба будущего выдающегося русского ученого уникальна: он прошел путь от бродяги, нищего, христианского подвижника, иконописца, активного революционера, узника царских и коммунистических тюрем до всемирно известного профессора Гарвардского университета. Знакомства с Питиримом Сорокиным искали короли и президенты некоторых стран. Он был в дружеских отношениях с президентом США Джоном Кеннеди. Огромное влияние на Сорокина оказал основоположник социологии в России М. М. Ковалевский, с которым его связывали научные интересы и мировоззрение.

В их творчестве органически переплелись социология, право, история, экономическая теория, этнология, публицистика, философия. Конечно, взгляды Сорокина определялись социологией эволюции прогресса Г. Спенсера, О. Конта, М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, П. Лаврова, Н. Лосского, основывающейся на логических и эмпирических научных методах познания. В своей первой работе «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали» молодой ученый приходит к широким обобщениям, рассматривая свойства явлений, взаимодействия людей, вскрывает причины, определяющие характер поведения отдельных лиц в различных ситуациях. Основная причина преступности, считает социолог, связана с несовпадением «шаблонов поведения» различных групп населения. Сорокин полагает, что в будущем в обществе исчезнут преступления и подвиги, т. к. наступит время появления «сверхчеловека», стоящего на стороне права и морали, стремящегося к справедливой жизни. Конечно, это утопия, но книга была по достоинству оценена в отзывах и рецензиях социологов того времени. М. Ковалевский написал в предисловии к книге, предвосхитив дальнейший взлет своего ученика: «…В этой будущей русской социологической библиотеке не один том будет принадлежать перу автора». Учитель не ошибся в своих прогнозах.
Питирим Сорокин написал огромное количество работ. Будучи профессором кафедры социологии Петербургского университета, он опубликовал двухтомный труд «Система социологии», в котором выделял три отдела, соответствующих определенным задачам и аспектам изучения взаимодействия социальных групп, явлений и процессов. Ученый считал возможным вывести законы изменения в обществе, которые бы отражали справедливое отношение во всем социуме.

Эта книга вызвала в кругах обществоведов ожесточенные дебаты, многие выступавшие на открытом диспуте назвали книгу выдающимся событием, достижением русской социологической школы. Число выпускаемых книг, брошюр постоянно росло, так, за русский период (1911–1922 гг.) им опубликовано свыше 40 статей, дюжины книг, более ста обзоров и рефератов. В своих исследованиях о революциях (английской, французской, русской) мыслитель приходит к пониманию, что в обществе существует неравномерное распределение прав и привилегий, соответственно, и разных форм ответственности и обязанности высших и низших слоев. Он поднимает национальный вопрос, связывая его с социальным равенством. В монографии «Социальная мобильность» ученый раскрывает причины социального неравенства, анализирует причины стратификации, имеющей множество видов: профессиональные, экономические, политические и т. д. В этой книге он вводит такие термины, как «социальное пространство», вертикальная и горизонтальная мобильность», обозначающие передвижение по социальной лестнице, влекущее за собой изменение в социальном статусе индивида или группы. Социалистическое общество, предполагающее равенство всех людей в социальном плане, возможно при наличии структурных изменений. Чтобы частично исключить социальное неравенство, необходимо каждому здравомыслящему индивиду дать хорошее образование и воспитание.

Люди рождаются неравными, одни с хорошей наследственностью, другие ― с плохой, одни с большими интеллектуальными задатками, другие ― со средними, но нужно исходить из понимания, что биологические основания неравенства ― наследственность, борьба за существование, дифференциация ― несомненно, являются препятствием для создания социального равенства в обществе. Но эти препятствия преодолимы на определенном витке исторического развития человечества. Связь между идеологией и имущественным цензом и даже питанием, по мнению социолога, существует, контрасты нарастают, и социальное неравенство тоже. В книге «Человек. Цивилизация. Общество» Сорокин на огромном эмпирическом материале показывает общие причины социокультурных изменений в обществе, периодически сменяющие друг друга: идеациональная, идеалистическая и чувственная, в данном суждении можно увидеть черты русской «соборности». Каждая суперсистема относительна, т. к. ее ценности лишь частично объясняют бытие.

Прошедшие события, связанные с революциями, и их последствия в России после 1917 года потрясли ученого. Сорокин написал несколько статей об этом, получивших большой резонанс во всем мире. Приведу одну цитату: «Раз Россия и русский народ превращены были в проходной двор, где лицо наше топталось каблуками интернационалистов всех стран, раз Россию стали растаскивать по кускам, раздирать на части, взрывать изнутри, грабить отовсюду, раз среди «распинающих» оказались и враги, и вчерашние друзья. Раз бывшие окраины стали смотреть на русский народ сверху вниз, раз теперь ей грозит участь колонии ― все разгромлено, разорено, и за все «битые горшки» должен платить тот же русский «Иванушка-дурачок»; ― раз Россия при благосклонном участии бывших союзников начинает продаваться «оптом и в розницу», превращается «из субъекта в объект», то должно было наступить одно из двух; или гибель, или резкая реакция защиты». Суждения мыслителя чем-то напоминают события в России конца 90-х годов прошлого столетия. Из-за разногласий с советской властью ученый отрицал социологический смысл понятия «класс», противопоставлял ему кумулятивные социальные группы, несовпадения идеологических и мировоззренческих взглядов. Философ писал: «Под идеологией, я разумею совокупность представлений, понятий, суждений, убеждений, верования, теории, мировоззрения, свойственные членам общества».

Данное понятие идеологии не совпадало с идеологией атеистического государства. Сорокин в сентябре 1922 года с большой группой ученых и литераторов был выслан из России. Президент Чехословакии Т. Масарик пригласил его работать в Русском университете в Праге. Там он написал нашумевшую в кругах русской эмиграции книгу «Современное состояние России», проанализировав изменения, которые страна претерпела в 1917–1922 гг. Через год Питирим Александрович прибыл в США, где и оставался до конца жизни. Надо признать, на протяжении всей своей заокеанской жизни мыслитель не позволял себе открыто неприязненных и тем более враждебных выпадов в адрес Советского Союза. Интерес к России сохранялся у ученого в течение всей жизни. Так, в зените славы всемирно известный ученый Питирим Александрович ведет продолжительную переписку об исторических судьбах России с выдающимся английским историком и философом А. Тойнби. Научное и публицистическое наследие Питирима Александровича Сорокина огромно, оно составляет более 60 томов, его произведения переведены на десятки языков мира, русский ученый вошел в когорту крупнейших мыслителей XX столетия.