Станислав Ломакин


СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ


СОЦИАЛЬНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ XVIII ВЕКА

Исследователь, вознамерившийся погрузиться в историю XVIII века России, обращает внимание на великое созвездие имен, упоение величайшею гордостью за Отечество, которое Пушкин называл «веком славы России». Подобный интеллектуальный фон не имело ни одно государство мира того времени, возможно, за исключением Франции, представлявшей плеяду выдающихся материалистов энциклопедистов-просветителей, а именно Вольтера, Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Руссо и др. Наш первый экономист-теоретик Посошков Иван Тихонович (1652–1726 гг.) родился в семье крестьянина-ремесленника в селе Покровское близ Москвы. Социальный мыслитель-самоучка был обучен грамоте, различным ремеслам: монетному, пушкарному, строительному делу. Всю жизнь Посошков занимался самообразованием, много читал, размышлял и подвергал сомнению, а то и критике.

Идеи мыслителя отражал нарождающийся класс купечества, он, по существу, стал его идеологом. Посошков имел прямое отношение к купечеству, в Новгороде занимался предпринимательской деятельностью. Умный делатель имел серный прииск, искал нефть, работал фонтанным и водочным мастером, изобретал технические усовершенствования в ткацких станках и сельскохозяйственных орудиях. Деятельностью Посошкова заинтересовался Петр I, личная аудиенция произвела на императора приятное впечатление, а ученый-предприниматель стал сторонником проводимых царем преобразований. Он был членом «ученой дружины», в которую входили выдающиеся умы того времени, такие как митрополит Стефан Яворский, энциклопедист, первый историк России Василий Татищев и др. В записках, направленных Петру I и Яворскому, изложены взгляды мыслителя, касающиеся вопросов социально-экономического и религиозно-этического характера.

В этих «доношениях» речь идет об экономических, социальных и административных преобразованиях в России. Посошков, основываясь на русских традициях, базовых ценностях в хозяйственной жизни, пытается обновить экономическую деятельность общества «сугубо умственным путем». Являясь искренним ревнителем Петровских преобразований, он считал нужным и возможным ради этого обновления ввести принудительное просвещение всего населения страны, настаивал на повсеместном открытии школ, «чтобы не было в малой деревне безграмотного человека». Его идеал ― благоустроенная и просвещенная деревня. Подробно изложил просветитель, какие нужны школы, порядок и воспитание детей в них. Эти идеи изложены им в трактате «Завещание отеческое к сыну».

Особенно Посошков обращал внимание на образование духовенства, он предлагал создать патриаршую академию для детей духовенства, печатать учебники с «опровержением ереси», нести знание, разумение основ православного вероучения для всех учащихся. Ученый требовал даже от соискателей дьяконовского сана больших знаний, «грамматического разумения». На духовенство он возлагал большие надежды: «Священство ― столп и утверждение всему человеческому спасению, несущее людям благонравие, благоверие».

Идеалом жизненного мироустройства людей для мыслителя было «духовное житие», не мирское или светское. Посошков принял участие в дискуссии о старообрядчестве, написал сочинение «Зерцало сиречь изъявление очевидное» против раскольников и лютеран. Его тревожила опасность лютеранского безумного мудрования, «ветреной премудрости». При Петре I, который ликвидировал патриаршество, церковное сознание отходит от церковно-политической темы, сосредотачивается на творческой, духовной целостности, церковной активности, преданности идее «Священного писания». Посошков о многом успел сказать своим современникам, его мысль фонтанировала, генерировала новые идеи, проекты, которые, надо сказать, не всегда принимались и осуществлялись на практике. Так, проекты «О ратном поведении», «О новоначинающихся деньгах» не были приняты правительством, а за главный труд «Книга о скудости и богатстве» 1724 года, за антидворянские политические убеждения, выраженные в ней, Посошков был арестован и заключен в Петропавловскую тюрьму. Идеи Ивана Тихоновича были прогрессивны для того времени и опережали его.

Историк Н. Карамзин в свое время написал:

Как трудно общество создать!
Оно устроилось веками:
Гораздо легче разрушать
Безумцу с дерзкими руками.

Экономист, писатель, изобретатель, публицист полгода томился в каземате Петропавловской крепости без суда и следствия. Мыслитель умер в тюрьме, безутешный от того, что его суждения остались неведомы государю Петру I.

О чем же эта книга, которая более 100 лет была под запретом? В ней автор предлагает урезать власть дворян, ограничить повинности крестьян, установить равенство всех сословий перед законом. Книга требовала создания при царе «многонародного совета» из «всех чинов», включая крестьян, для выработки нового «уложения». Посошков надеялся на создание нового законодательства, которое устранит несправедливые указы и утвердит, водрузит «любовь и беспечное житие народное». Предлагая проект реформы судопроизводства, он предлагал создать «общесоветие», включая представителей всех сословий. Мыслитель соотносил правовые нормы с этическими постулатами православия, опираясь на народный здравый смысл и философско-богословскую традицию, берущую начало от отцов церкви. Критикуя «скудость» и «неустройство» в Русском государстве, ученый развивал планы, приносящие общегосударственную пользу. Заботясь об общем благе, царю надлежит поддерживать все сословия, лишь тогда наступят новые порядки: богатые и бедные будут жить между собой в мире.

Все беды России Посошков видел в потере духовности, в церковном «веротворческом разладе», в гражданском, крестьянском, воинском, купеческом, всеобщем «порочном состоянии». Средством улучшения жизни он считал накопление богатства, осознаваемое им не как средство изобилия роскошной жизни, а как средство обеспечения достатка для прокормления своей семьи и выплаты царских налогов. Каждый человек должен трудиться, приносить «прибыток». Некоторые избытки дают возможность крестьянину продажи их вне хозяйства. Производство и торговлю Посошков считал жизненным нервом государства, призывал производителей продавать готовый продукт, стоял за независимость русского хозяйства от иностранного рынка. За рубежом надо покупать только то, чего нет в России. Посошков считал, что государство обязано регламентировать всю хозяйственную жизнь страны, стимулировать развитие промышленности, ставить вопрос о зависимости цены товара от производительности труда, заниматься поиском полезных ископаемых, охранять природные богатства от хищнического использования, сокращать ввоз иностранных товаров. Ученый впервые в истории России на теоретическом уровне доказал, что источником всех богатств и совершенств человеческой субстанции является труд. Философ Григорий Сковорода позднее подхватил эти идеи Посошкова и развил их в своих трактатах.

Посошков высказал идеи экономической автаркии, независимости русского хозяйства от внешних рынков, подчеркивая, что богатство народа состоит не в том, что он получает из-за границы, а в том, что он создает внутри хозяйства страны. Как актуальны эти мысли для нас, людей XXI века. Наша страна, имея огромные природные и людские ресурсы, является зависимой от западных стран, продуктовая (далеко не качественная) зависимость достигает 70 %, лекарственная ― 86 % и т. д. Конечно, я понимаю, мы живем в совершенно других условиях. Все государства мира взаимосвязаны, зависимы друг от друга, но как не хватает сегодняшней России Посошковых, умных патриотов-делателей, радеющих за весь народ.

Русский мыслитель Иван Тихонович Посошков сделал значительный шаг вперед от схоластики к науке, его идеи были подхвачены великими учеными позднего периода 18 столетия: М. Ломоносовым, А. Болотовым, А. Радищевым, Г. Державиным, В. Татищевым, военными стратегами-полководцами А. Суворовым, Ф. Ушаковым и др. О преобразователях XVIII века России, о ее народе прекрасно сказал выдающийся историк Сергей Соловьев: «История ни одного народа не представляет нам такого великого, многостороннего преобразования, сопровождавшегося такими великими последствиями, как для внутренней жизни народа, так и для его значения в общей жизни народов, во всемирной истории».