СТАНИСЛАВ МАЛЬЦЕВ
И ОПЯТЬ ЗАЙКА ПЕТЯ



ЗАЙКА ПЕТЯ ИДЁТ В ШКОЛУ

Куда торопился зайка Петя
Был тёплый летний вечер. Солнышко спряталось, чтобы за ночь отдохнуть. И все зверята, птички, бабочки и даже самые маленькие букашки-таракашки тоже легли спать. Мишка-медвежушка, как всегда вечером выпил стакан тёплого молочка с мёдом — очень полезно для здоровья! — и сразу уснул. Пуфик уже давно спал, подложил лапку под голову. Даже сороки не было видно и слышно, тоже заснула в своём гнезде, чтобы утром встать пораньше.
Все спали спокойно, кроме зайки Пети. Он вертелся в кроватке, сядет и смотрит в окошко — не начало ли светать. Нет, темно, ночь ещё. Ложится на другой бочок и снова спит. Боялся зайчишка проспать, хотел встать, как только солнышко заглянет в комнату. Но, конечно, от всей этой возни утомился и не увидел рассвет.
Куда же собрался так рано зайка Петя? Может быть, на рыбалку? Или за белыми грибочками на дальний грибной остров? Или в Новый лес в гости к Михал Потапычу?
Нет, нет и нет! Хотел он пойти на школьный базар — на большой полянке сегодня будут продавать всё для школьников: учебники, тетрадки, ручки и карандаши, а, главное, его мечту большие красивые ранцы. Надо, конечно, попасть туда пораньше, чтобы успеть купить всё самое лучшее, а то вдруг не хватит.
Сладко спит зайчишка и видит во сне — стоит возле длинного стола. А на нём лежат ранцы. Да какие! Синие и зеленые, жёлтые и коричневые, и у всех широкие ремни, чтобы удобнее было носить. Маленькие и большие, широкие и глубокие, как рюкзаки.
Взял зайка Петя такой синий ранец-рюкзак, надел и, вроде бы, хорошо всё войдет. Вот только цвет… не нравится ему синий. Может, зелёный или коричневый? Нет, тоже не то.
И вдруг увидел красный! Схватил его скорее, надел — красота! Вот то, что надо.
— Его покупаю! — закричал зайчишка.
А продавщица — толстая рыжая лиса, вдруг громко застучала по столу.
— Тук! Тук! Тук! Плати деньги, если есть!

Проспал!
От этого стука и крика Зайка Петя сразу проснулся, подскочил в кроватке — смотрит, уже совсем светло. Проспал! Проспал всё!
— Тук! Тук! Тук! — кто-то продолжает стучать уже в окно.
Кто же? Конечно, «лучший друг» — сорока. Так колотит клювом в стекло, того и гляди разобьёт.
— Живо вставай, соня несчастный! Всё давно уже продали! Тебе ничего не осталось!
Зайка Петя спрыгнул с кроватки и бегом в кухню, к маме.
— Скорее, скорее пошли на школьный базар!
— Ты что? — Удивилась она — Ещё так рано, его не открыли.
— Сначала умойся, потом позавтракай, тогда и пойдём.
Зайчишка спорить не стал — мама, как всегда, была права.
И ведь верно — разве можно куда-то идти неумытым и голодным?
Он быстро умылся и сел на своё место за столом. А там уже ждала его тарелка гречневой кашки с молочком. Очень вкусной!
Только взялся за ложку, сорока тут как тут! Села на подоконник открытого окошка и закричала, да так громко — во всём лесу слышно было.
— Опоздаешь, останешься без ранца! Всё раскупят!
Мама очень рассердилась, махнула на неё полотенцем.
— Не мешай! Убирайся отсюда, дурочка!
Тут сорока страшно обиделась — никто её
ещё не называл дурочкой, она сама считала себя очень умной. Так обиделась, что поскорее улетела. Но, всё-таки, — вот вредная птица! — успела крикнуть:
— Все ранцы уже продали, будешь ходить со старым!
Зайка Петя даже закашлялся от таких неприятных слов, пришлось срочно выпить стакан молочка.

Очень важно уметь читать
Весело и шумно на школьном базаре! Громко звучит весёлая музыка. Народу полно, не протолкнуться. Пришли сюда зверята не только из этого, Старого леса, но и из других, дальних лесов. Кто постарше — один, малыши с родителями.
Мама села у входа на лавочку.
— У меня от этого шума голова заболит, я тут посижу. Вот тебе деньги, иди и купи, что надо. Кроме ранца — потом вместе пойдём выбирать.
Смотрит зайка Петя — многие уже идут с покупками, в пакетах несут куртки, другую одежду, коробки с обувью. Но ранцев нет ни у кого. Растерялся зайчишка, базар большой и где их продают, неизвестно. Надо бегать, искать, так полдня пройдёт, пока найдёшь.
Придётся спрашивать, хотя очень не хочется, а что делать?
Вот идёт бобёр, толстый, а за ним трое бобрят — тоже не худые. И все тащат — пакеты с одеждой. У папы пакет большой, у бобрят маленькие. Зайка Петя спросил очень вежливо, как мама учила:
— Скажите, пожалуйста, вы не знаете, где продают школьные ранцы?
Бобёр-папа взглянул на него сердито.
— Ничего не знаю, тут нет порядка, одна суета.
И все ушли, один за другим, бобрята даже не посмотрели на него. Какие они невоспитанные!
Тут куница мимо бежит, остановилась, глядит на зайчишку. Вот она, наверное, знает, подумал и спросил:
— Здравствуйте, вы не скажете, где здесь продают…
Куница его не дослушала, сорвалась с места и исчезла в толпе. Что делать? Зайчишка ещё больше растерялся — ведь время идёт, а он ничего узнать не может. Всё действительно раскупят, и никакого ранца у него не будет.
Вдруг видит — бежит-прыгает незнакомый заяц, не из их леса, может он поможет:
— Стой! — поскорее крикнул ему.
Чужой зайчишка остановился.
— Чего тебе?
— Скажи, где продают ранцы?
— Ты что, слепой? Или читать не умеешь? — удивился тот.
— Умею не хуже тебя!
— Гляди лучше, на столбе всё написано! — крикнул чужак и ускакал.
Зайка Петя смотрит, и верно — недалеко стоит столб, а на нём прибиты фанерные стрелки-указатели с надписями. Подошёл поближе к нему, чтобы прочитать, а это дело непростое. Ведь пока он читает с трудом, хоть и вслух.
— «О-деж-да» — так написано на первой стрелке, повёрнутой направо. Это ему не надо. А что на соседней, она смотрит в другую сторону?
— «Руч-ки, тет-рад-ки». И ранцы должны быть. Как хорошо, что он умеет читать!
И зайчишка поскорее побежал туда, куда стрелка показала — налево; Очень скоро добрался до отдела канцелярских товаров. На столах-прилавках лежат тетрадки, ручки, карандаши, Но покупать их не стал — всегда успеет. Где же ранцы?
Вот они!
Лежат на столе-прилавке. Всех цветов, очень большие — рюкзаки, и совсем маленькие, лёгонькие для малышей — как и видел во сне. Сразу углядел под синими, коричневыми и зелеными свой красный, один единственный. Большой рюкзак! Мишка-медвежушка, может, и не влезет, но котёнок Пуфик — точно войдёт. Поскорее надел его — самый раз, снимать не хочется.
— Зачем тебе красный? — вдруг раздалось над самым ухом. — Ты что, в пожарники решил записаться?
Конечно, это сорока, выследила, разве может иначе.
— Убирайся, не мешай, махнул лапкой на неё зайчишка. — Я так решил, мне нравится.
И повернулся к продавщице, толстой рыжей лисе, такую и видел во сне.
— Отложите, пожалуйста, я сейчас маму с деньгами приведу.
Лиса слова в ответ не сказала, кинула драгоценный ранец за спину, на коробки, а зайка Петя побежал за мамой.

Был ранец, и нету
И вдруг!
На соседнем столе шум-гам, крик-тарарам!
— Держи вора! — вопит продавец-хомяк — Всё равно поймаю, в полицию сдам! Посадят тебя в тюрьму!
Оказывается, сорока стащила красный карандаш и улетела. Остановился зайчишка, жалко сороку.
Вдруг и в самом деле в тюрьму посадят. Достал деньги, протянул хомяку.
— Пожалуйста, возьмите, не надо её в тюрьму. Тот живо деньги в карман спрятал.
— Ладно, так и быть, прощаю.
Зайка Петя его не слушает, бегом к маме.
— Идём скорее, я ранец классный нашёл и отложил.
Пришли они к столу с ранцами и…
И у зайчишки даже в глазах потемнело, и дыхание остановилось, нету его красного ранца.
— Где мой красный ранец? — он чуть не плачет.
А лиса-продавец на него и не глядит.
— Буду я караулить. Мне, главное, товар поскорее продать.
Мама постаралась успокоить сыночка.
— Смотри, сколько других красивых ранцев. Мне очень нравится тот синий. Давай его и купим.
Взял зайчишка синий ранец, тоже большой, как рюкзак. И ремни широкие, и пряжки блестят, но, всё равно, далеко ему до того, красного. Посмотрел и…
Бросил на землю, закричал:
— Я самый умный в лесу! Хочу только красный, другого не надо!
Мама, конечно, рассердилась:
— Какой, ты, оказывается хвастун! — и купила синий ранец. Делать нечего, надел его зайка Петя, вздохнул тяжело и, грустный-грустный, пошёл за ней покупать тетрадки.
Какие они лежат на столах! Просто загляденье! На цветных обложках рисунки один другого интереснее — глаза разбегаются. Вот толстые симпатичные мышата грызут кусочки сыра с большими дырками. Стащили, наверное, со стола в кухне. А вот страшный зверь лев прямо на тебя смотрит сердито, чем-то недоволен. Словно спрашивает: «а ты сделал уроки?». На самой смешной тетрадке громадный, толстенный бегемот зевает. Рот у него как большой-преболыиой открытый чемодан. Может заглотнуть кого угодно, даже этого льва. Выбрал зайка Петя разных тетрадок десять штук и ручек пять — красных, синих и зелёных — пока хватит.
— Зачем так много? — удивилась мама.
— Тетрадки, может, кому-нибудь в классе дам, кто забудет.
— А ручки научились убегать — была, и вдруг нету нигде. Ищешь, и найти не можешь, — серьёзно ответил зайчишка. Купили ещё они большую коробку цветных карандашей, «точилку» к ним, линейку, резинку стирательную.
И тут…

Спасибо Мишутке
Зайка Петя видит, глазам своим не верит — идёт навстречу Мишка-медвежушка, его лучший друг.
А на спине у него…
На спине у него тот самый красный ранец.
— Это ты мой ранец купил! — закричал зайчишка. — Я его выбрал и отложил, а лиса-вредина не дождалась, продала.
Мишутка растерянно смотрел на друга.
— Я же не знал…
— О таком ранце и мечтал, даже во сне видел, — уже потише продолжал зайка Петя. — А ты его у меня перехватил, не ожидал. На тебя очень сильно обиделся.
Конечно, красный ранец Мишке-медвежушке очень нравился, но ведь его друг так расстроился…
— Ладно, давай меняться, мне всё равно, пусть будет синий, — он снял ранец и протянул зайчишке.
Зайка Петя не стал отказываться, схватил его обеими лапками и — пока Мишутка не передумал! — быстро надел.
Мама поглядела на сыночка и головой покачала:
— Напрасно ты у Мишутки его выманил, нехорошо получилось.
Зайчишка её слушать не стал, закричал громко:
— Ура-ура! У меня самый классный ранец на свете! Обратно не проси, всё равно не отдам!
И друзья пошли дальше по школьному базару с ранцами на спинах. Мишутка с синим, зайчишка с красным.
— Погодите минутку, — сказала мама зайки Пети. — Я хочу вам что-то купить, — и взяла со стола маленьких игрушечных медвежонка и зайчонка. Они были не простые, а с длинными верёвочками. И мама привязала их к ранцам. Мишутке медвежонка, своему сыночку — зайчонка.
Получилось всё отлично, просто здорово! Так здорово-замечательно, что зайка Петя запрыгал от радости:
Красный ранец у меня!
Это вам не тра-ля-ля!
Он красивый и большой,
И пока почти пустой!
Много тетрадок войдёт в него
Не забуду ничего!
И ещё влезет Мишутка,
Это вам не шутка!
Вот какой мой ранец,
Просто замечательный!

Вот как расхвастался! Правда ведь, это не очень хорошо.
Весь день ходил зайчишка с ранцем на спине. И обедал, и ужинал с ним — не снимал. И в огороде морковку поливал, ведёрки с водой таскал тоже с ранцем. Снял только тогда, когда спать лёг. Положил его с собой рядом на подушку и лапкой обнял, чтобы вдруг не убежал.

Лиска-Лариска и кот Васька остались без дома
Сидят Лиска-Лариска и кот Васька на краю Нового леса, пригорюнились, молча смотрят в землю. Что делать, не знают. Остались они без дома — выгнал их из своего леса медведь Михал Потапыч. У лисы избушку сломал-развалил, кота за шиворот поднял и выбросил. Предупредил — если ещё здесь покажутся, то живыми не уйдут.
А дело было так. Забрались они к медведю в дом и украли большую кастрюлю со свежим мёдом. Ох, и разозлился Михал Потапыч! Только-только с большим трудом этот мёд из дупла липы достал, едва от пчёл отбился.
Кастрюлю нёс Васька: на вытянутых лапах перед собой. Тяжело, неудобно, весь дрожал. А лиса шла рядом и командовала:
— Держи крепче! Смотри под ноги! Тут везде старые шишки!
— Иди осторожно!
Кот даже пыхтел от злости, но молчал, не до неё — от тяжести лапы отваливаются.
— На шишку не наступи! — продолжает визжать лиса.
Котюга поглядел на тропинку…
И, конечно, наступил на шишку!
Лапы у него разъехались в разные стороны и — стук-бряк! — он шлёпнулся! Кастрюля на землю, мёд из неё течёт, а кот Васька сидит рядом. Открыл рот и смотрит, ничего не понимает. Тут и медведь прибежал, злой до невозможности. Так и поели лиса с котом ворованного медку.
— Если бы ты тогда не упал, то ничего бы и не случилось, — сердито сказала Лиска-Лариска.
Кот Васька вскочил и заорал:
— Ах, ты, рыжая! Сама во всём виновата! Зудела мне в уши: иди, да иди осторожно. Если бы молчала, я бы на шишку и не наступил!
Лиса тоже вскочила.
— Под ноги надо было смотреть, как я велела. Тогда бы не шлёпнулся!
Стоят они друг против друга и кричат изо всех сил. Того и гляди подерутся.
И тут вдруг сверху, с ёлки, раздался голос:
— Я к вам в гости, а вы всё воюете!
Лиса и кот головы подняли, глядят — кого это принесло?
Ясное дело — сорока! Явилась, не запылилась!
— Ты, рыжая, котюгу за хвост, за хвост! Он у него слишком длинный! — кричит.
Лиска-Лариска мигом Ваську за хвост схватила. Схватила и держит крепко, не вырваться.
— А ты чего ждёшь? У рыжей тоже хвост есть! — продолжала глупая птица.
Кот Васька, конечно, в долгу не остался — поймал лису за пышный хвост и дёрнул, только шерсть полетела.
— Так её, так! — веселилась сорока. — Оторвёте хвосты, вот будет красота!

Что придумала лиса
Лиска-Лариска кое-как свой хвост освободила и закричала на сороку во весь голос:
— Твоё какое дело? Убирайся отсюда!
— Это я у тебя сейчас хвост вырву! — кот Васька подпрыгнул, но, конечно, не достал. Сорока на всякий случай перелетела на ветку повыше и продолжала:
— Вы тут развлекаетесь и не знаете, что в нашем лесу делается!
Любопытная лиса сразу тон сменила и уже тихонько, ласково спросила:
— Ах, ты же всё знаешь, расскажи нам.
Сороке такие слова словно маслом
по сердцу, очень любит, когда её хвалят.
— Зайка Петя в пожарники записался!
Лиска-Лариска и кот Васька от удивления рты раскрыли.
— Он ранец красный купил для школы, будет ходить-ездить как пожарная машина! — крикнула сорока. — Ладно, отрывайте свои хвосты дальше, а у меня дел полно! — замахала крыльями и улетела, очень довольная.
— Вон оно как — задумчиво произнесла лиса. — И верно ведь, там скоро школа откроется. Я вот что предлагаю — давай вернёмся в Старый лес и тоже в школу ходить будем.
Вот ведь что придумала рыжая — вроде бы они учиться захотели.
Кот Васька очень удивился.
— Зачем в школу? Я учиться не желаю! Надо мной там смеются.
Лиска-Лариска только вздохнула — чего возьмёшь с дурачка.
— Как ты не понимаешь, нам больше идти некуда. Из этого леса нас медведь выгнал. Куда денемся?
Котюга смотрит на неё и ушами шевелит, соображает-думает. И, наконец, сказал:
— А в Дальний лес, за большой дорогой? Там нас никто не знает, снова начнём у белочек и ёжиков грибы на сахар менять, а потом их на базаре продавать.
Лиса сразу отказалась.
— Нет, боюсь. Там тоже свой медведь живёт, а то и два. Выгонят сразу, никому мы не нужны. Пошли туда, где раньше жили.
Кот Васька тяжело завздыхал.
— Опять с этим зайкой Петей встречаться, вечно он меня обманывает и обхитряет…
— А ты рот не разевай, мухи залетят. Пошли и всё, — и Лиска-Лариска направилась к тропинке в Старый лес, кот потащился за ней.

Ранец стал лягушкой
Весело бежит зайка Петя по лесной тропинке — торопится, ждут его белые грибочки. Бежит и поёт свою любимую песенку.
Храбрый зайка,
Ловкий зайка,
Умный зайка я.
Ты попробуй,
Угадай-ка,
Как зовут меня!

А на спине у него красный замечательный, самый красивый ранец-рюкзак, без него зайчишка никуда не ходит. Прибежал на свою грибную полянку, поставил ранец на пенёк и смотрит — совсем недалеко из-под сухих прошлогодних иголок выглядывает беленький! Поскорее схватил его, и в ранец. Очень удобно, ходить далеко не надо.
Где один грибок растёт, там, рядом и другие, эту хитрость он хорошо знает. Побежал к старым иголкам, копнул лапкой — точно, есть грибок! Копнул рядом — ещё один, а там, дальше, ещё выглядывают, просятся — сорви меня! Кинулся скорее к ним. А то обидятся вдруг, и спрячутся…
А в это время…
А в это время из-за густых кустов вышел кот Васька. Вышел и первым делом увидел красный ранец на пеньке. И, конечно, сразу схватил, и назад в кусты. А там Лиска-Лариска.
— Ты где его взял?
— Стоял на пеньке.
— Зачем? Это же ранец зайки Пети!
— Так он же стоял один, зайчишки не было.
Лиса очень расстроилась — ведь эта котячья глупость могла помешать её плану вернуться в Старый лес.
— Я машинально его прихватил, — продолжал оправдываться кот. — Давай, обратно отнесу и на пенёк поставлю, как было.
— Молчи лучше! — ещё больше рассердилась Лиска-Лариска. — Зайка Петя там появится, тебя с ним увидит, и тогда всё пропало. Пошли, спрячем его подальше, а вернуть всегда успеем.
И они побежали прочь от грибной полянки, нашли под большой ёлкой глубокую яму — нору, засунули туда ранец и завалили сухими листьями и старыми шишками.
Зайка Петя набрал полные лапки грибочков — целых пять штук! — и пошёл положить их в ранец. А ранца и нет! Вместо него на пеньке лягушка сидит. Увидела зайчишку и засмеялась:
— Ха-ха-ха! Ква — ква — ква! Проворонил его, растяпа! — Спрыгнула и исчезла.
— Стой! — закричал он ей вслед. — Отвечай, где ранец? Кто взял?
Но, куда там — квакша потерялась в густой траве, как и не было её.

Кто украл?
Смотрит зайка Петя на пустой пенёк и ничего не понимает.
Не мог же, в самом деле, ранец в лягушку превратиться — так только в сказках бывает. Тогда куда делся? Ведь никто по полянке не проходил, пока он за грибочками наклонялся.
— Кто взял мой красный ранец? — громко закричал.
— Отдавайте немедленно!
— Что случилось? — Мишка-медвежушка вышел из-за деревьев, тоже собирал здесь грибы, но не в ранец, а в обычное ведёрко.
— Украли мой ранец, — со слезами в голосе ответил зайчишка. — Поставил его на минутку на пенёк, и нету!
236

Мишутка посмотрел на него, потом на пенёк, обвёл взглядом всю полянку. И недоверчиво спросил:
— Точно помнишь? Может, ты его в другом месте оставил? Пошли искать.
Друзья обежали всю полянку, осмотрели все пенёчки, разворошили кучи старых листьев и сосновых иголок — нету ранца. Забрались в кусты, всё проверили — бесполезно… Потом в лес забежали, поглядели под ёлочками и сосёночками. Если был бы, обязательно нашли бы. Одним словом, чудеса, да и только. Исчез ранец, — как и не было. Глядят они друг на друга, не знают, что и сказать. Потом Мишка-медвежушка серьёзно произнёс:
— Загадка природы! Твой ранец превратился в лягушку и ускакал в болото. Пошли, надо и там поглядеть.
Зайка Петя удивлённо посмотрел на него.
— Чудес на свете не бывает… Ладно, идём.
Друзья перебежали небольшой лесок и оказались возле болота. Коричневая мутная вода и тина, кочки торчат, лягушки прыгают с одной на другую. Много их тут, как крупинок в гречневой каше. Одна лягушка — большая! — заскочила на кочку поближе к ним.
— Ква — ква — квак — с! Зачем явились?
«Это она на пеньке сидела», узнал её сразу
зайчишка. И скорее громко крикнул:
— Эй, ты, на кочке! Живо говори, кто взял с пенька красный ранец?
Лягушка рассердилась.
— Квак — с! Крек — с! Научись сначала вежливо разговаривать! — И прыгнула на другую кочку, а с неё в воду.

Надо разговаривать со всеми вежливо
Зайка Петя очень удивился:
— Чего это она? Обиделась, вроде?
Мишутка головой покачал:
— Конечно, ты её очень грубо спросил, потому и отвечать не захотела. Надо со всеми всегда вежливо разговаривать, тогда и с тобой будут так же.
— Не хочет, и не надо, — проворчал зайчишка. А Мишка-медвежушка повернулся к болоту, крикнул громко;
— Лягушки — квакушки! Мы вас очень просим, скажите, пожалуйста, кто взял с пенька красный ранец?
Чего тут началось! Все ляги сразу заквакали хором, получился большой лягушачий концерт!
— Ква! Ква — ква! Не знаем! — старались погромче одни.
— Ква — ква — ква! Знаем, но не скажем! — не отставали другие.
А третьи… Третьих было немного, и кваканье их звучало негромко:
— Квак-с! Кот-с! Квак-с! Кот-с!
Мишутка обрадовался.
— Слышишь? Они говорят кот!
Зайчишка рассердился.
— Какой кот? Откуда он здесь взялся? Тебе послышалось, ни про какого кота никто не квакал. Давай уйдём, ну их, этих болтушек, ничего не знают.
Мишка-медвежушка нерешительно сказал:
— Мне кажется, квакали про кота… А, может, и нет. А если кто-то над тобой решил подшутить? Взял и унёс ранец к тебе домой, поставил на крыльцо. Пойдём, проверим.
— Пошли, — согласился зайчишка. — Но едва ли, кому это надо.
Прибежали друзья к его домику, а вдруг, и правда, там, на крылечке, пропажа стоит, хозяина ждёт? Но нет, ничего на крылечке не было, Пропала зайки Петина радость неизвестно куда, и всё.
— Чудес на свете не бывает, его кто-то украл, и он не вернётся, — грустно произнёс зайка Петя. — Теперь пусть папа и мама мне новый покупают, тоже красный. Со старым в школу ходить не хочу и не буду!
Посидели они на лавочке, помолчали, а потом Мишутка предложил:
— Пошли снова на болото. Ты попросишь у той лягушки прощения за свою грубость, и она расскажет, кто ранец с пенька взял. Зайчишка вскочил, закричал:
— Нет, не желаю кланяться какой-то гадкой лягухе! Не стану ни у кого просить прощения, я ни в чём не виноват!
Мишка-медвежушка тоже встал, сказал сердито:
— Тогда я пойду туда один!
Зайка Петя решил уступить, не захотел ссориться:
— Ладно, так и быть, пошли! — и друзья кинулись к болоту, но…
Но тихо и пусто там было. Та же тёмная вода и кочки, ни одной лягушки нет, все куда-то разом исчезли. Сколько друзья их ни звали, никто не откликнулся. Никто не выскочил на кочку и не квакнул ни разу.
— Они все ушли в какое-то другое болото, теперь их нам не найти, — грустно сказал зайка Петя.
Вот ведь как всё получилось нехорошо. А если бы тогда он очень вежливо разговаривал с большой лягушкой, то — может быть! — сейчас друзья узнали бы от неё, кто украл ранец…

Вернуться в Старый лес
— Вот что, сейчас нам самое время показаться зайке Пете — сказала Лиска-Лариска.
— Зачем? Не хочу! — возразил кот Васька.
— Затем, чтобы он увидел — никакого ранца у нас нет. И начнём проситься в школу.
— Я же тебе говорил, что в школу ходить не буду!
— А жить где станешь? Снова в лес к Михал Потапычу пойдёшь? — продолжала лиса.
Кот ничего не ответил, угрюмо молчал.
— Нам бы только одной лапой зацепиться, а там видно будет. Никто нас силой учиться не заставит.
— Если так, то ладно, — нехотя согласился котюга. — Пошли.
Зайка Петя и Мишка-медвежушка грустно сидели на скамейке возле зайчишкиного дома и думали, что же делать дальше?
И тут вдруг на полянке появились Лиска-Лариска и кот Васька.
— А лягушек не встречали? — сразу спросил зайчишка.
— Лягушек? Каких лягушек? — даже испугалась лиса.
Котюга почуял неладное, лягушку он там, возле пенька, видел, и ответил нарочно грубо:
— Ты чё к нам пристал? Лягушек, каких-то, выдумал. Есть, что ли, их собрался?
Мишутка сделал вид, что не обратил на его слова внимания, и строго спросил:
— Зачем сюда явились? Вы же в другом лесу живёте?
Лиса живо глазки к земле опустила.
— Хотим тут в школе вместе со всеми учиться, а то Васенька только до трёх считать может, да и я читаю плохо.
Зайка Петя недоверчиво глядел на неё.
— Врёшь ты всё! Нечего вам здесь делать.
А Мишка-медвежушка вступился:
— Пусть приходят на первый урок, может, и правда, учиться будут.
Лиска-Лариска тут спросила жалобным голоском:
— Тогда можно мы здесь поживём?
— Нет, нельзя! — крикнул зайчишка, но Мишутка опять возразил;
— Найдите старый домик и пока живите. А совсем в нашем лесу остаться, это как зверята на собрании решат.
Ушли незваные гости свободный домик искать, и зайка Петя сердито сказал:
— Врут! Не верю я им. Лиса лебезит, а в глаза не смотрит. И котюга вдруг чего-то испугался. Всё это очень подозрительно. Они у меня там, в лесу, ранец могли свободно утащить. Лягушки не зря квакали. Ещё поглядим, с каким ранцем эти новые ученички в школу явятся — не с моим ли? Если, конечно, вообще придут.
Мишутка спорить не стал, вздохнул тяжело:
— Может, ты и прав, но давай им поверим. Вдруг на самом деле учиться станут.
Зайка Петя повторил:
— Врут, я тебе точно говорю. Учти, на собрании я буду против, чтобы они в наш лес вернулись. Сейчас начну свой ранец искать, новый мне покупать не будут, а со старым в школу не пойду ни за что!

Как найти «Лесную газету»?
Думал-думал Зайка Петя, как же найти свой ранец? И, конечно, придумал. Вспомнил, что папа читал ему в «Лесной газете» разные объявления о пропажах. У кого собака потерялась, у кого кошка или даже коза. Надо и ему дать такое о ранце.
Нашёл номер газеты, прочитал адрес: «Зелёная улица» и спросил маму: «Я пойду в редакцию газеты дать объявление о ранце. Где у нас «Зелёная улица»?
— В Новом посёлке, это не очень далеко, за горкой. Спроси, там покажут — посоветовала она.
Накопал зайчишка большой пакет морковки, чтобы заплатить, иначе могут и не напечатать. А его морковка лучше всяких денег — вкусная и сладкая.
Бежит-прыгает он по тропинке, всё отлично. Про улицу никого спрашивать не будет, сам найдёт, как нашёл ранец на школьном базаре. Ведь уже умеет читать, а на каждой улице написано её название.
В Новом посёлке встал на первой улице, голову задрал — табличка с названием высоко. Оказалась это «Садовая». Потом пошли «Рябиновая», «Яблочная» и другие, а «Зелёной» все нету и нету. Но должна быть, и зайка Петя идёт дальше.
И вот — наконец-то! — нашлась «Зелёная». Улица есть, а где дом редакции — неизвестно. Ничего, найдёт обязательно, и пошёл по ней.
Много разных вывесок прочитал зайчишка, пока не увидел большую красную: Редакция «Лесной газеты». Нашёл! Вот как хорошо уметь читать!
Осторожно открыл тяжёлую входную дверь — коридор широкий, много комнат, у них на дверях таблички с надписями. Читает, которая поближе: «Приём объявлений». Сюда ему и надо.
В комнате за столом лиса сидит, похожая на Лиску-Лариску, только в очках. Взглянула на него неприветливо.
— Чего тебе? Зачем пришёл?
Зайчишка робко ответил:
— Объявление можно в газету дать?
— Можно, давай текст.
А текста-то у зайки Пети и нету, не догадался маму попросить написать.
— Я на словах расскажу, писать ещё не могу.
Лиса на него смотрит совсем сердито.
— Такой большой, а писать не умеешь. Стыдно! Отправляйся домой, пусть взрослые напишут, и снова приходи. И деньги не забудь взять за публикацию.
Зайчишка поднял пакет с морковкой.
— Вот! Я морковку принёс. Вкусная, очень сладкая.
— Ещё чего — нам морковку ни к чему, тащи её обратно.
Вышел зайка Петя из комнаты — что делать? Неужели ни с чем уходить?
Нет уж, раз сюда пришёл, будет добиваться своего. Вредная лиса в очках тут не самая главная.
Идёт по коридору, вдруг прочитал на одной двери: «Главный редактор».
Вот он и может помочь!
Постучался, тихонько открыл дверь. За столом сидит енот и что-то пишет. Поднял голову, на носу большие очки. Значит, точно самый главный редактор.
— Заходи, мы гостям всегда рады, — приветливо улыбнулся.
— С чем пожаловал?
Зайка Петя тоже улыбнулся, енот хороший, не то, что лиса.
— Газету вашу папа выписывает и мне по вечерам читает. Всё очень интересно про нашу лесную жизнь. А пришёл я дать объявление — потерял свой ранец, только я его не написал.
— Пиши сейчас, вон стол свободный, садись. Зайчишка смущенно опустил глаза.
— Я ещё не все буквы писать умею…
— Делай, как умеешь, поправим. Небольшое, слов десять. Работай, я скоро приду, — сказал енот-редактор и ушёл.

Уметь писать очень важно
Зайка Петя сел за стол, взял ручку. Как быть? Ведь писать он не может, никакое объявление не получится. Стыдно ему стало, надо скорее все буквы выучить и писать научиться. Сидит, смотрит по сторонам, что бы придумать? И придумал!
Если написать не умеет, то нарисовать — запросто!
Сказано — сделано!
Первый рисунок получился сразу: его ранец бежит куда-то, ножки тоненькие, ручками машет. Над вторым пришлось подумать — кто же его нашел? Может, медведь? Нарисовал Мишку-медвежушку, ловит беглеца за руку — хорошо получилось, похоже.
На третьем рисунке Мишутка отдаёт находку ему, Зайке Пете, оба смеются, очень довольные. А это уже последний рисунок — вручил другу большой мешок морковки.
Отличное объявление получилось, всё понятно. Только где бы найти красный карандаш? А вот он — лежит на столе. Взял его, и закрасил ранец красным, просто словно огнём горит. А потом в мешке нарисовал большие морковки — такие яркие, что даже через ткань мешка видно.
— Какой я молодец! — громко сказал зайчишка. — Как здорово всё придумал и нарисовал!
А тут и енот-редактор вернулся.
— Как твои дела? Готово?
— Конечно, вот! — зайка Петя подал ему рисунок.
— Енот-редактор посмотрел и засмеялся:
— Да ты, брат, просто художник!
— Написать не смог, извините, — смущенно сказал зайчишка.
— Мы твой рисунок в газете напечатаем, а текст маленький я сейчас сделаю — Енот взял ручку и начал быстро писать. — Слушай, что получилось.
Вот какой текст он сочинил:
«Потерялся такой ранец. Кто найдёт, отдайте зайке Пете и получите награду — мешок морковки».
— Очень здорово, просто замечательно! — обрадовался зайчишка. — Теперь он обязательно найдётся, спасибо вам. А это плата за объявление. — И протянул еноту пакет с морковкой. — Очень сладкая, я сам вырастил, каждый день поливал.
— Молодец! — енот вытащил из ящика стола большую шоколадку.
— За твоё объявление платы не надо. А это тебе гонорар за рисунки. Ешь на здоровье и, главное, — скорее учись писать, без этого жить нельзя.
Шоколадка оказалась очень вкусная, её хватило как раз на всю дорогу до зайчишкиного дома.

Вот так «агурец»!
Настало «первое сентября», день начала учёбы в лесной школе. Громко играет музыка на школьной полянке, зверята один за другим рассаживаются по скамейкам. Почти у всех новые красивые ранцы — синие, зелёные, голубые, но красного нет ни у кого.
Кот Васька хотел, было, вытащить из ямы украденный ранец и пойти с ним в школу, похвастаться, но Лиска-Лариска заругалась
— Совсем с ума сошёл! Тебя сразу в лесную полицию сдадут!
А зайка Петя идёт тихо, не торопится, со старым коричневым ранцем, новый ему покупать не стали. И видит, навстречу бежит Мишутка.
— Кот и лиса явились вообще без ранцев, и даже без тетрадок и ручек, я им дал своих, запасных.
Но вот начался урок.
— Тише, ребята, — сказал учитель Барсук, — Поздравляю вас с началом учёбы. Сегодня вы будете знакомиться с буквами и учиться их писать. Смотрите, какая это буква, кто знает? — и он написал на доске большую букву «А».
— Это буква «А»! — сразу крикнул зайчишка.
— Правильно, только сначала надо поднять лапку и ждать, когда я разрешу ответить. Кто скажет, какое слово начинается с этой буквы?
Тут почти все ученики подняли лапки, чтобы их спросили. Но кот Васька лапу поднимать не стал, вскочил, подбежал к доске и нарисовал на ней… Сосиску!
— Вот она начинается с буквы «А»!
Учитель Барсук очень удивился.
— Что это такое? Ничего не понятно.
— Это «агурец»! — гордо сказал кот.
Тут все ученики так засмеялись, что некоторые даже упали со скамеек на травку.
— Сам ты «агурец»! — громко закричала с ёлки сорока. — Первая буква там совсем другая, круглая, как рыбкин глаз!
Кот Васька стоял у доски и ничего не понимал — вроде бы он всё правильно сказал. Потом снова взял мел и нарисовал внизу своего «агурца» маленькую закорючку.
— Вот и хвостик у него! Глядите лучше!

Кота похвалили, а он…
— Тихо, ребята, — сказал учитель Барсук. — Ты, Вася, садись. А смеяться не надо. Конечно, в этом слове первая буква другая, буква «о». Но, — он поднял лапу, — во многих словах пишется одна буква, а произносится другая. Так и тут, скажите-ка хором: «этот вкусный огурец».
И все зверята с удовольствием громко хором повторили: «Этот вкусный огурец», и у всех получилось вместо «о» — «а».
— Таких слов немало. Все знаете город Москву, слово пишется через «о», но если вы будете его говорить, то вместо «о» тоже скажете «а», — продолжал Барсук.
И опять все громко закричали:
— «Масква! Масква!»
Потом Зайку Петю вызвали к доске, там он писал букву «А», большую и маленькую — «а» — они ведь пишутся по-разному. Было трудно, буквы то налезали одна на другую, то наклонялись, словно хотели упасть. Бедный зайчишка так старался, что даже вспотел.
Все другие ученики смотрели на доску и в своих тетрадках тоже писали эти буквы. У Лиски-Лариски получилось совсем что-то непонятное. Большая буква «А» походила на ёлку, а маленькая «а» на огурец, вроде Васькиного.
У кота же совсем ничего не вышло — одни закорючки и мазня.
В конце урока учитель Барсук сказал:
— Сегодня вы узнали одну букву. Всем домашнее задание — написать её много раз, целую страничку в тетрадке. Тренируйтесь, на следующем уроке все по очереди будете писать её уже на доске.
Вот какой урок замечательный в лесной школе! Полезный и весёлый! Зверята разбежались, а зайка Петя подошёл к коту Ваське и Лиске-Лариске.
— Ну, котюга, ты молодец! Придумал хорошо, про свой «агурец», смешно, а пишешь совсем плохо. Жалко, что мы сегодня только одну букву узнали, надо скорее всё научиться писать.
— А сколько их, этих букв? — осторожно спросила лиса.
— Точно не знаю, вроде бы тридцать.
— Тридцать! — испуганно завопил кот. — Ты с ума сошёл! Я и одну осилить не могу!
Зайчишка насмешливо поглядел на него.
— Учись у меня. Я сегодня весь день букву «А» писать стану, всю тетрадку испишу, и завтра «пятёрку» получу, а ты — «двойку»! Сказал, и весело побежал-попрыгал домой.

А он сбежал
Лиска-Лариска и кот Васька угрюмо молча шли в свой, брошенный кем-то, старый домишко. Наконец, кот сердито сказал:
— Я эти тридцать букв учить не хочу, зачем они мне? Мыша заловить и без них смогу. И в школу эту ходить не буду, пусть там гадкий Петя учится. Говорят, учёные зайцы вкуснее.
Лиса даже остановилась, и удивлённо поглядела на него.
— Тогда нас из этого леса выгонят. Куда пойдём? Ты об этом подумал?
— Жить здесь тоже не хочу, — продолжал котюга. — Пошли лучше в Дальний лес за большой дорогой. Там нас никто не знает и не станет мешать грибы у белок и ежей на сахар выменивать.
Лиска-Лариска только тяжело вздохнула, этот дурачок ничего не понимал. Она вовсе не хотела идти неизвестно куда и как-то устраиваться на новом месте.
— Нас там никто не ждёт. Встретит свой Михал Потапыч, а то и два. Что будет, подумай! Я никуда не пойду!
Кот Васька спорить не стал, не хочет — не надо, он отправится один. И на следующее утро, когда лиса ушла, скорее вытащил из ямы-тайника красный ранец зайки Пети, и бегом отсюда.
Что же он решил делать? Всё очень просто, сначала в Новом лесу выменяет у белочек, ежей и зайчишек на ранец побольше орехов и грибов. Потом на базаре продаст их и купит много-много конфет и мороженого, сливочного пломбира, любимого. Наестся от пуза и отправится в Дальний лес.
Но всё вышло совсем не так, как он планировал. Предложил ёжикам ранец — убежали, даже разговаривать не захотели. Белочки тоже — прыг вверх по ёлке:
— Тебе Михал Потапыч не велел приходить. Зачем явился?
Потом встретил зайца, тот сразу спросил:
— Где ты такой красивый ранец взял?
Кот Васька рассердился:
— Тебе, какое дело? Где взял — больше нету. Гони ведро белых грибочков и забирай.
Зайчишка носом крутит.
— Ранец хорош, слов нет. Но не могу, вдруг Михал Потапыч узнает.
И ускакал. Пошёл кот дальше искать, с кем поменяться, но никого не нашёл.
Все зверята знали, что медведь выгнал кота из леса, и боялись. Ваське удалось только стащить у зазевавшейся белочки пакетик орехов.
Устал котюга. И есть хочется. Сел на пенёк, и давай их колоть.
Взял камень побольше, стукнул посильнее и… И попал не по ореху, а себе по лапе! Больно! Даже взвыл!
Тип и Топ — мелкие хулиганы
В этот день внучата хозяина леса Михал Потапыча, братцы — мелкие хулиганы Тип и Топ вышли поразвлечься. Дома скучно, дед всё время ворчит и воспитывает.
Идут, веселятся — ветки у деревьев ломают, тоненькие молодые березки вырывают с корнем. Погнались было за зайцем, да тот ускакал. Встретили ёжика, но трогать побоялись, колючий очень. Помнят хорошо, как когда-то таким же ёжиком в футбол играли. И что из этого получилось — ходили с забинтованными лапами.
И вдруг услышали — завыл кто-то. Выглянули из кустов, а это кот Васька сидит на пеньке и лапу ушибленную сосёт. А рядом лежит красный новенький ранец! С широкими ремнями и блестящими пряжками!
— Опять он в наш лес пришёл, а ведь дед не велел, — удивился Топ.
— Точно! Сейчас мы ему покажем, как наш мёд воровать, и этот ранец отберём! — весело сказал Тип. — Ты иди за кустами к тому концу тропинки, а я кота на тебя погоню.
Так и сделали. Топ затаился в кустах, а Тип выскочил из-за дерева и завопил во всё горло:
— Попался, ворюга! Сейчас я с тебя шкуру спущу!
Котюга перепугался до смерти. Схватил ранец и бежать.
Тут Топ выскочил из кустов, лапы растопырил и…
И Ваське кое-как удалось увернуться от него, спрыгнул с тропинки и понёсся по полянке.
— Стой! — заорал Топ и кинулся следом. — Стой, тебе говорят!
Кот ещё быстрее поскакал, кусты ломает, под ноги не глядит.
— Всё равно поймаем! — Тип тоже побежал за ним.
Медвежата хоть и косолапые, а бегают быстро, К тому же они тут каждый пенёк, каждую ямку знают. А кот Васька сначала на пень налетел, ушибся больно, потом лапой в какую-то нору угодил и брякнулся на землю. Вскочил, пораненную лапу поджал, на трёх других кое-как ковыляет. Плохо его дело, сейчас братцы заловят…
На его счастье Топ закричал:
— Кинь мой ранец, и можешь убираться!
Тип сразу заорал ещё громче:
— Не твой ранец, а мой! Васька, бросай его мне и беги! А я Топа задержу!
Конечно, этого Топ стерпеть не мог. Кинулся на брата и сходу так врезал ему в ухо, что сбил с ног. Лежит Тип на земле, лапами машет.
И началась потеха!
Вскочил Тип и бросился на Топа. Братцы так стукнулись лбами, что искры из глаз полетели. Если бы не густой мех, то на головах у них были бы шишки, как яблоки.
Обхватили они друг друга лапами, злобно рычат и даже кусаются. Потом упали и покатились по полянке большим мохнатым клубком — не поймёшь, где головы, где попки. Забыли и про кота, и про ранец. Да и зачем он им — в школу не ходят, растут неучами. А Васька, конечно, ждать не стал, чем это представление закончится, схватил ранец — и ходу. Помчался так, что только пятки засверкали.

В гостях у волка
Пулей пролетел кот Васька через весь Новый лес, перебежал большую дорогу и остановился возле Дальнего леса.
Сел, сидит-смотрит — лес как лес, такие же ёлки и берёзки стоят, никаких медведей не видно, может, и нет их совсем. Рядом кол в землю воткнут, на нём прибита фанерка. И на ней что-то написано.
А что — неизвестно, ведь читать он не умеет, одну только букву «А» знает. Интересно, есть она тут? Все слова проглядел.
— Нету такой буквы. Ну и не надо. Пусть другие читают, кто хочет.
Идёт по лесу, глядит во все глаза. Хороший лес! Грибы растут, кусты ореховые стоят. Жить можно! Глупая лиса, сюда не захотела переселяться, потом пожалеет.
И тут вдруг из-за дерева вышел волк!
Большой!
Очень страшный!
С огромными зубами!
У кота Васьки от испуга сразу хвост задрожал вверх-вниз, вправо-влево.
— Стой, где стоишь! И не шевелись! — приказал волк.
— Я… Я просто так… Гуляю, — прошептал кот. Что делать — не знает. Волк есть волк, от него не убежать.
— Зачем сюда явился? Ты же видел на фанерке написано: «Не входить!»
— Я… я… — продолжал заикаться кот. — Видел… Но я читать не умею…
— Какой позор! — закричал волк. — Такой большой, и неуч! Мне неграмотного кота на обед съесть придётся!
Смотрит волчище на Ваську — какой-то драный, тощий, его и есть-то не хочется. Тем более, что недавно плотно позавтракал. Ел сначала салат: петрушка и укроп с подсолнечным маслом. Не вкусно, но полезно для здоровья. Потом кастрюльку куриного бульона. Потом курицу вытащил и всю обглодал. Большая была курочка. И очень вкусная. И компот — как же без него — выпил подряд пять стаканов. Едва из-за стола вылез. А теперь ещё и этого драного кота надо есть. Не отпускать же его. Вспомнил волчуга про обед и зевнул, пасть широко-широко открыл, глаза закатил. Васька воспользовался этим — рванул к ёлке и забрался повыше.
— Какой ты невоспитанный, в мой лес незваным явился и не слушаешься, — грустно сказал волк. — Ну, посиди, посиди там, а я подремлю. Когда свалишься, я как раз проголодаюсь.
Лег он под ёлку и снова зевнул, широко-широко. Глаза прикрыл, но не совсем, поглядывает, что его обед делает.
А кот Васька на ветке дрожит, всеми лапами за неё уцепился, ранец рядом на сучок повесил. Только немного пошевелился, ветка затрещала. Волк глаза открыл.
— Чего вертишься? Спускайся вниз, скоро ведь всё равно свалишься. А я уже наполовину есть захотел. — Сказал, и снова глаза прижмурил.

Как от него спастись?
Кот Васька сидит, думает — что делать? Надо перебираться на другую ветку, эта скоро обломится. Полез потихоньку, осторожно, ветка под ним трещит, иголки колются.
— Чего тебе тихо не сидится? — сонно спросил волк. — Какой ты, оказывается, хулиган…
Котюга за другую ветку уцепился, подтянулся, а она… — Трах! — и обломилась.
И полетел Васька вниз, шлепнулся рядом с волком, и бросился, было прочь.
Но куда там! Волчуга в два прыжка его догнал, на землю повалил и лапой прижал. Пасть с огромными зубами открыл.
— Ты, я вижу, хочешь, чтобы я тебя сейчас съел. Не выйдет, я ещё не настолько голодный. Так что лезь обратно на свою ёлку и сиди, жди, пока я по-настоящему не проголодаюсь, чтобы таких драных котов есть. Тогда тебя и позову.
Подтолкнул его к дереву, кот мигом забрался на ветку и пристроился рядом с ранцем. Сидит совсем тихо, боится даже пошевелиться, вдруг опять ветка обломится, и волчуга совсем озвереет. Но надо ведь что-то делать, как-то спасаться: время идёт, аппетит у волка всё сильнее и сильнее разгорается, скоро обедать захочет. А на обед-то у него что? Он, Васька!
Сидит-сидит, ничего придумать не может — соображалка плохо работает. Он ведь в школу не ходит, читать не умеет, дурачок круглый.
Конечно, хорошо бы ему самому на волчугу напасть, прогнать отсюда. Ещё лучше перепрыгнуть на другую ёлку и незаметно спуститься. Но волк его не испугается и мигом разорвёт на кусочки. А другая ёлка так далеко, что у него вместо лап должны крылья вырасти.
Наконец решил сделать самое глупое — спрятаться в ранец, тогда его видно не будет. Авось волчуга таким дурачком окажется — поверит, что он как-то сбежал.
Стал кот потихоньку заползать в ранец, он ведь большой, как рюкзак, ветка затрещала…
— Опять ты мне спать мешаешь, — сонным голосом сказал волк. — Потерпи ещё немного…
Васька ползёт дальше, почти весь залез и тут…
Тут ветка обломилась!
Полетел ранец камнем вниз, вместе с котом. Торчат из него котячьи задние лапы и хвост!

Повезло котюге
Волчуга только глаза чуть приоткрыл, чтобы глянуть — чего это его обед там возится? Как прямо на него шлёпнулось что-то красное!
И запрыгало!
И заорало диким голосом!
Прыгает и орёт без перерыва! Это кот Васька перепугался до смерти и пытается из тёмного ранца выскочить. А волчуга перетрусил ещё больше — никогда такой страсти не видел. Взвыл и понёсся прочь! Котюге крупно повезло — волк оказался трусом! Васька кое-как выбрался из ранца и скорее — со всех лап! — помчался в другую сторону, к большой дороге. И, конечно, ранец-спаситель прихватить не забыл. Быстрей, быстрей из этого страшного леса выбраться. Выскочил как раз к той фанерке на палке с надписью, и видит мимо заяц бежит. Схватил его за уши:
— Быстро. Читай!
— Не входить! Злой волк! — крикнул зайчишка.
Отпустил кот косого, а тот отбежал подальше и смеётся: «Такой большой, а читать не умеешь! Дурак дураком!» Подошёл Васька к фанерке, смотрит на неё — так вот что написано. Эх, раньше бы ему зайчишку поймать и заставить прочесть, а то чуть не стал обедом для волчуги. И вдруг подумал? «Если бы я сам умел читать, в лес не сунулся бы ни за что».
Что делать дальше, котюга не сомневался: надо возвращаться скорее к Лиске-Лариске. Проскочил Новый лес — никого не встретил. Бежит по тропинке через чащобу, на гадюк внимания не обращает. Так быстро, что те из своих нор вылезти не успевают. Лиса сидит на лавочке возле домика, увидела кота, спросила:
— Сходил в Дальний лес? Что там хорошего?
Васька ничего отвечать не стал, скинул со спины ранец.
— Его куда? Снова в яму? Или зайчишке отдать?
Лиска-Лариска головой покачала.
— Нам нельзя с ним засвечиваться. Пойди в лес подальше и повесь на сучок повыше. И запомни — про ранец этот мы ничего не знаем и не видели его никогда.
Так котюга и сделал, выбрал ёлку большую, забрался и пристроил ранец чуть ли не на самую верхушку. Все лапы исколол, ну да ладно — главное, от волчуги чудом спасся.

Сорока получила награду
Летит сорока по своим делам, торопится, — хотя какие у глупой птицы могут быть дела? И вдруг смотрит — внизу, на ёлке, что-то красное. Сначала испугалась, хотела подальше убраться, потом любопытство пересилило страх, и подлетела поближе.
И видит — висит на ветке красный ранец! Сразу узнала, это тот самый, который зайка Петя потерял. И за него обещана награда — мешок морковки. Но зачем ей морковка? Вовсе ни к чему, нет уж, она с зайчишки вынет — что-нибудь другое, получше.
Села рядом с ранцем на ветку, клюнула раз, другой. Ладно, нашла его, а дальше что? Награду эту ещё получить надо. Можно, конечно, слетать за зайкой Петей и сюда привести, пусть сам с ёлки снимает, как хочет. Можно, но опасно — как бы, пока она летает, кто-нибудь другой ранец не нашёл и не унёс. Значит, придётся самой его к зайчишке тащить. Тяжёлый оказался, хоть и пустой. Вцепилась в него лапами, крыльями замахала изо всех сил и понесла. Едва-едва тащит, стонет от натуги даже. Но, кое-как, добралась до домика зайки Пети. Спрятала ранец в кустах, чтобы он раньше времени не увидел, и к окошку. А зайчишка за столом что-то в тетрадке пишет. И закричала:
— Всё пишешь, писатель? Букву «А» рисуешь? Не надоело?
Зайка Петя ручку положил, оглянулся.
— Вторую тетрадку уже закончил, не мешай.
— Пишешь и не знаешь, что случилось!
— Что же? Скажи, буду знать.
— Я твой ранец нашла, готовь награду,
— Врёшь, как всегда, — зайчишка ей не поверил. — Где ты могла найти?
— Очень даже просто. Лечу и вижу, внизу бежит огромная собака, может, даже и волк, тащит в зубах твой ранец. Я, конечно, не растерялась, как клюну её прямо в нос! Так она ранец бросила и убежала! Я рисковала жизнью — ведь, могла меня поймать!
Вот какую интересную байку придумала!
Зайка Петя усмехнулся, сейчас выведет болтушку на чистую воду.
— И где же он? Другая собака прибежала и унесла?
— Я сюда едва притащила — такой тяжёлый. Но не получишь, пока о награде не договоримся.
Зайчишка подумал, а вдруг не врёт? Нашла где-то и принесла.
— Ладно, давай его. А награда — мешок морковки — сразу накопаю.
— Ешь её сам! Зачем мне твоя морковка?
— Чего же ты хочешь?
О награде сорока уже давно решила и, не задумываясь, ответила:
— Конфет шоколадных! Самых лучших! Большую коробку!
В кухне как раз лежала коробка таких конфет — красивая и большая. Мамы дома не было, спросить не у кого, но ведь врёт болтушка почти наверняка.
— Неси сюда ранец и получишь конфеты, — согласился Зайка Петя.
Сорока даже запрыгала по подоконнику.
— Фигушки! Сначала давай коробку, знаю я тебя!
Зайчишка спорить не стал. Пошёл в кухню и принёс конфеты.
— Открой коробку и докажи! Может, ты половину уже съел!
Делать нечего — открыл коробку, все конфеты на месте.
— Убедилась? Где же ранец?
Смотрит зайка Петя на неё, интересно, что ещё придумает?
Сороке делать нечего, попрыгала в кусты и притащила ранец!
— Ой! Правда! — так и ахнул зайчишка. Кинулся к нему, обнял и прижал к груди. Уж и не верил, что найдётся когда-нибудь.
— Спасибо! Спасибо тебе!
— Конфеты давай! — закричала сорока. — А то отберу!
Подал зайка Петя ей коробку, и она как начала клевать!
Одну за другой!
В пять маленьких минуток коробка оказалась пустой!
— Хорошо я повеселилась — сказала глупая птица. — Почаще бы так! Но ты меня обхитрил, надо было две коробки с тебя взять, так что ещё одна такая же коробка за тобой!
— Ладно, ладно, — засмеялся зайка Петя, он от счастья был на всё согласен, — Получишь обязательно.
Сорока замахала крыльями и тяжело — ведь столько конфет съела! — полетела над лесом. Даже спасибо не сказала. Летит и кричит:
— Я ранец зайки Пети нашла, вот какой молодец! С риском для жизни отбила его у волка! Коробку конфет шоколадных получила! И ещё одну зайчишка даст!
Вот так весь лес узнал — ранец нашёлся.
А зайка Петя протёр его тряпочкой, переложил из старого тетрадки и ручки — на следующий урок пойдёт с новым замечательным красным ранцем.

И у Лиски-Лариски пятёрка
Весело бежит зайка Петя по лесной тропинке, на спине у него любимый, красный ранец. Ведь торопится он в школу на урок, а в школу опаздывать нельзя.
Бежит и громко поёт:
Ура! Ура! Ура!
Ранец — просто красота!
Такого нет ни у кого,
Только у меня одного!
У мишки Мишутки нет,
У котёнка Пуфика нет,
У Лиски-Лариски нет,
У кота Васьки нет!
Есть только у зайки Пети,
Самого умного зайца на свете!

Запрыгнул на скамейку, — поднял высоко ранец и закричал:
— Вот он, мой любимый ранец, лучше ни у кого, из вас нет! Я сам его нашёл!
Видит — все на него глядят и завидуют. И очень доволен. Начался урок, и зайка Петя сразу лапку поднял, высоко-высоко, конечно, учитель Барсук тут же вызвал его к доске. И он быстро написал целую строчку большой буквы «А» и потом строчку маленькой «а».
— Очень хорошо, — сказал учитель. — Твёрдая «пятёрка».
— Мало! — закричал зайчишка. — Одной мало за такие замечательные буквы. Поставьте две, или даже три «пятёрки»
— Зачем тебе три? Солить, что ли? — удивился Барсук, и всё ребята в классе громко засмеялись. Потом к доске пошла Лиска-Лариска, там сразу хвостом закрутила, глазками заморгала.
— Ах, я ничего не умею! Буквы эти такие трудные!
— Ну, подумал Зайка Петя, точно «двойку» получит.
А лиса мел взяла и написала буквы сначала одну, потом другую. И совсем даже неплохо! Не хуже, чем у других.
— Молодец, — сказал учитель Барсук. — Я вот что думаю, конечно, до зайки Пети далеко, но ведь она на прошлом уроке вообще ничего написать не могла. Поэтому я ставлю ей «пять!» Садись и другие буквы так же учи.
Села лиса, улыбается, думать не думала «пятёрку» получить.
А кот Васька ей шепчет на ухо:
— Ты когда это так натренировалась?
— Пока ты в Дальнем лесу от волка бегал!
Учитель увидел, что кот разговаривает,
а ведь во время урока разговаривать нельзя, и спросил его.
— А ты, Вася, как? Пойдёшь к доске сейчас? — Котюга вскочил, испугался — головой замотал, слова сказать не может, даже дыхание перехватило. Ведь он совсем дома не готовился, ни одной буквы не написал. Выйдет к доске — только одни каракули получатся.
— Ладно, Вася, — сказал Барсук — на следующем уроке спрошу. Ты уж, пожалуйста, подготовься, я на тебя надеюсь.
Кот снова надул щёки от гордости — первый раз в жизни слышит, что на него надеются.

Хороша тетрадка с мышками!
Урок окончился, и зверята разбежались по домам, остались только зайка Петя с Мишуткой да лиса с котом. Зайчишка показывал другу тетрадки.
— Гляди, какие они красивые! Таких ни у кого нету!
Мишка-медвежушка слушал-слушал и даже немного рассердился:
— И не надоело тебе всё время хвастаться? Как-то не очень хорошо.
А Лиска-Лариска не ушла после урока потому, что хотела попросить зайчишку помочь ей, ну, и Ваське тоже, остаться в лесу совсем, пообещать учиться хорошо. Главное, уговорить его, а там видно будет, как дела повернутся. Котюга вдруг вытащил из кармана пакетик с орешками, который в Новом лесу украл у белочки.
— Гляди, как я у зайчишки эти тетрадки прихвачу, — прошептал он. — Выменяю вот на орешки.
— Откуда ты их взял? — удивилась лиса.
Кот Васька заулыбался довольно.
— Белочка подарила! Скажу ему, что здесь сто штук, он и поверит, ведь до ста считать не умеет.
Лиска-Лариска покачала головой.
— Не связывался бы ты с ним, тебе Петю не обмануть.
— Сейчас я его сделаю, не боись! — котюга подошёл к друзьям и замер, увидел…
Увидел тетрадку, о которой и мечтать не мог!
На её обложке две толстые — и очень вкусные! — мышки ели сыр! Держали в лапках по кусочку жёлтого, с дырочками, сыра и грызли его белыми зубками!
— Какая у тебя тетрадка! Я тоже такую хочу! Давай меняться! — завопил он. — Вот очень вкусные орешки, целых сто штук!
Мишка-медвежушка недоверчиво спросил:
— В этом пакетике сто штук? Не похоже, он маленький.
— Я их у белочек купил, сказали ровно сто, считали два раза.
— Тетрадка очень красивая. Зачем тебе именно она? — Зайка Петя удивился.
Кот Васька облизнулся длинным розовым языком.
— Как есть захочу, погляжу на мышей и, вроде, пообедал.
— Давайте эти орешки сосчитаем, и точно узнаем, сколько их, предложил зайчишка.
Мишутка удивлённо взглянул на него.
— Ты разве до ста считать умеешь?
Котюга обрадовался неожиданной поддержке и потряс пакетиком с орешками.
— Конечно не умеет, это только учитель Барсук может. Вот они, орешки! Бери, и гони мне тетрадку!
Зайка Петя хитро улыбнулся. — Вы друзья, спокойнее, сейчас узнаем, кто как умеет считать. И сколько на самом деле орешков.

Не вышло у кота зайчишку обсчитать
— Правильно, Мишутка сказал — я до ста считать не умею. Пока не умею. А вот до десяти могу, — он высылал из пакетика орехи на скамейку. Получилась кучка хоть и не очень большая, но и не маленькая.
Тут Лиска-Лариска не выдержала, хотя спорить с ним не хотела.
— До десяти даже я умею.
Зайчишка словно не слышал, начал быстро откладывать в сторону орешки из большой кучки.
— Раз, два, три, четыре… — отсчитал десять, получилась ещё одна маленькая кучка. — Тут ровно десять штук, всем понятно? — потом взял из неё один орешек и дал Мишке-медвежушке.
— Держи крепче, не урони.
Тот взял орешек, поглядел на него.
— Держу крепко, ну и что?
— Смотри дальше, — и зайка Петя быстро снова отсчитал из большой кучки ещё десять орешков, получилось уже две новых кучки. Опять отдал один Мишутке и спросил:
— Сколько у тебя сейчас в лапе орехов?
— Как сколько? Один да один, получилось два.
Кот Васька смотрел на них широко открытыми глазами — ничего не понимал. Лиса тоже не понимала, но спросить боялась.
Потом зайка Петя из первой кучки — она стала совсем маленькой — отсчитал ещё десять орехов и опять один отдал Мишутке.
— У меня уже три штуки! — сказал тот.
Теперь от первой большой кучки осталось всего четыре орешка, и зайчишка продолжал:
— Вы все видели, что каждый орешек у Мишутки это десять других. Значит, в пакетике было три раза по десять орехов. — Он повернулся к лисе. — Ну-ка, Лиска-Лариска, скажи, сколько будет три раза по десять?
Та даже подскочила на скамейке, как хорошо, что он её спросил.
— Ровно тридцать!
— Верно, а если к ним добавить оставшиеся четыре?
Лиса в ответ ещё громче:
— Будет тридцать четыре!
— Верно, тридцать четыре орешка, — повторил зайка Петя. — Вот я и узнал, сколько на самом деле их в пакетике!
Кот Васька сразу вскочил, лапами замахал, закричал:
— Мне так белочка сказала! Я не причём! Зайчишка сложил все орехи в пакетик, кинул коту.
— Запомни, дурачок, я умнее тебя в сто раз и никогда не пытайся меня обмануть.
Мишка-медвежушка тут очень рассердился:
— Оказывается, ты не только хвастун, но ещё и злюка. Зачем Ваську обижаешь, он ведь только начал учиться, лучше отдай ему эту тетрадку.
— Ещё чего! Нужен он мне! — засмеялся зайка Петя.
Мишутка поглядел на него, головой покачал и сказал грустно:
— Нельзя так, надо всех уважать, в каждом есть что-то хорошее. Если и дальше будешь таким злым, я не стану с тобой дружить. — Тут зайчишка немного испугался, ссориться с другом совсем не хотелось.
— Ладно, ладно, отдам, если он в ней новые буквы писать будет.
Кот Васька обрадовался и поскорее схватил тетрадку с мышками.
— Сегодня же всю испишу!
Лиска-Лариска снова голос подала:
— Заинька, не сомневайся, я за ним прослежу, будет писать, — и спросила о главном:
— Когда же нам разрешат тут совсем жить? Уходить не хочется.
Мишутка улыбнулся:
— Как Васька «пятёрку» получит, так собрание зверят и будет.

Добрым быть лучше, чем злым
Конечно, «пятёрку» кот Васька не получил, хотя и исписал дома всю новую тетрадку буквами «А» и «а». Всё равно, они у него наклонялись в разные стороны, но ведь запомнил их и писать научился. Учитель Барсук был очень доволен и поставил ему «четыре», кот запрыгал от радости. Довольны были и Мишка-медвежушка, и даже зайка Петя, ведь писал тот в его тетрадке.
После школы друзья шли домой, и Мишутка сказал:
— Я вот что думаю, никакого собрания не надо. Раз лиса и кот учиться начали, то пусть и живут в нашем лесу.
Зайка Петя так удивился, что даже остановился, стоит и смотрит на друга широко открытыми глазами. Потом спросил:
— Чего ты с ними носишься? Забыл, сколько они нам раньше вреда причинили?
Мишка-медвежушка завздыхал:
— Нет, конечно, не забыл. Но моя мама говорит: — не надо помнить зло, надо учиться прощать. Я уже перестал сердиться на Лиску-Лариску и кота Ваську.
Поглядел-поглядел на него зайчишка, подумал-подумал и негромко сказал:
— Пожалуй, это верно. Я согласен и тоже постараюсь не вспоминать о том плохом, что было прежде. Может, мы даже все скоро станем друзьями. А в нашем лесу они, конечно, пусть живут и в школу ходят, ума набираются.
Так друзья и решили, на другой день объявили лисе и коту, что те могут остаться и продолжать учиться, ведь им надо узнать все буквы.
Лиса очень обрадовалась, вдруг с удивлением поняла — ей нравится ходить в школу и учиться интересно. А кот испугался:
— Все буквы? И тоже их писать? Тридцать штук!
Мишка-медвежушка улыбнулся:
— Васенька, не бойся. Ты же первую букву сделал прекрасно, с остальными будет легче, справишься. А зайка Петя тебе на каждую станет давать по новой тетрадке с картинками.
Кот повернулся к зайчишке, спросил недоверчиво:
— Правда, будешь давать?
— Конечно, пиши только лучше, старайся.
— И мышки на обложках будут?
— Обязательно! Толстые и вкусные! — серьёзно ответил зайка Петя и…
И тут случилось такое, что все только рты открыли от удивления! Зайчишка мигом вытряхнул на травку из своего красного-прекрасного ранца тетрадки и ручки, и протянул его коту.
— Вот! Держи! Дарю тебе, только учись!
Васька схватил ранец обеими лапами
и скорее побежал домой.
— Спасибо! — крикнула лиса и помчалась за ним.
А на ёлке вдруг объявилась сорока, давно уже подслушивала-подглядывала, и завопила во весь голос:
— Дурачок ты глупый! Опять без ранца остался! Будешь ходить со старым!
Мишка-медвежушка и зайка Петя хором закричали на неё:
— Кыш, глупая птица! Не важно, какой ранец. Главное, что за отметки там в тетрадках!
Сорока обиделась и улетела, а зайчишка сказал Мишутке:
— Это верно, быть добрым хорошо!
И они взялись за лапки, скорее побежали домой к зайке Пете пить чай с пирожками с морковкой.