Владимир Герасимов

Берега далёкие и близкие





«Подорожники»





Пётр Анатольевич подошёл к окну своего рабочего ка­бинета и распахнул шторы, что были сдвинуты на день. За окном стало темнеть. На улице было безветренно, пошёл легкий пушистый снежок. Гаранин очень любил именно та­кую погоду в родных сибирских краях. За окном он увидел, как к школе спешили смеющиеся и бурно что-то обсужда­ющие разрозненные пары разного возраста. Он улыбнулся. Это спешили в родную школу их выпускники. Спешат на встречу с детством и юностью, навстречу со своими друзья­ми и учителями, со своим прошлым.

^—Владимир Герасимов Сельским учителям посвящается.

Такие традиционные встречи Новососновская школа давно уже стал.а проводить в первую пятницу февраля, что­бы дать возможность ребятам побывать и в средней школе в соседнем селе, которую большинство окончили.

- Да, летит время, — подумал Гаранин, — давно ли при­шёл в эту школу он сам. И вот уже сорок четыре года на посту. Нет, был правда небольшой перерыв, его выдвигали на партийную работу. Но потом он снова вернулся в свою школу,так как просто не мог без этой атмосферы, дорогих для него коллег. Он был просто влюблен в эту небольшую школу у дороги. Да, именно у дороги, у большака, как го­ворили новососновцы. Большак этот вёл на федеральную трассу, что соединяла два областных центра. Школа нахо­дилась чуть в отдалении от него, в большом яблонево-си­реневом саду.

Само же село Ново-Сосновка растянулось одной улицей вдоль небольшой извилистой речушки на два-три киломе­тра. Речушка впадала в большое, богатое рыбой озеро, так что рыбаками здесь были все. Любил рыбалку и Гаранин.

За рекой тянулись смешанные леса и поля крупной аг­рофирмы, которая образовалась на базе развалившегося, когда-то преуспевающего хозяйства.

Правда тогда вернулся Гаранин уже не в деревянную восьмилетку, а в новое современное кирпичное здание со спортзалом, которое на собственные средства построила агрофирма. Располагалась новостройка здесь же в саду, ря­дом со старой школой, которую частично разобрали, остав­шуюся часть приспособили под мастерские и кабинеты для кружковой работы.

Местные жители и учителей и ребятишек в шутку с лю­бовью называли «наши подорожники». Никто на это не обижался, всем нравилось.

Коллектив и сейчас работает в школе прежний, за ис­ключением двух-трёх человек.

Основные предметники уже ветераны. Вот и сегодня традиционная встреча выпускников пройдет несколько по измененному сценарию.

В этом году исполнилось сорок пять лет, как в эту школу пришла работать преподавателем истории Людмила Ива­новна Лазарева, которую все любовно называли почему-то Жанной д’Арк. Гаранин еще на августовском педсовете предложил широко отметить это событие не первого сентя­бря, хотя и в этот день было её чествование. Были предста­вители из администрации, было много добрых слов, цветов.

Пётр Анатольевич внёс тогда предложение провести это мероприятие по-семейному в День встречи выпускников.Чтобы дать возможность сказать добрые слова замеча­тельному человеку и педагогу представителям разных поко­лений учеников,кого учила и выпустила в жизнь эта, с виду хрупкая, но богатая душой женщина. И коллеги тогда под­держали директора, стали готовить «капустник».

И вот сегодня это произойдёт. Времени до начала было еще минут тридцать и Гаранин присел на небольшой ди­ванчик и окунулся в воспоминания. Он начал вспоми­нать, как более сорока лет назад пришел в эту школу мо­лодым учителем, практически без педагогического опыта, как начинал педагогическую карьеру и проходил школу руководителя. Это уже потом в жизни Петра Анатольеви­ча будут и большая и шумная средняя школа и производ­ственные коллективы со своими особыми,подчас очень жёсткими, законами бытия. Но именно эта небольшая сель­ская школа, с её рабочей тишиной и размеренностью жиз­ни, сплочённый, как крепкая и дружная семья учительский коллектив, чистые и доверчивые глаза сельских ребятишек, сделали его таким, какой он сейчас — доступным и довер­чивым, где-то даже простодушным романтиком. Но верным всегда своему делу .





* * * I * * *


По рекомендации областного отдела народного образо­вания только вчера Гаранин прибыл в Приозерский район. А сейчас Пётр Анатольевич вышел из кабинета заведующе­го районным отделом несколько растерянным. Было отче­го. Только что ему было предложено возглавить коллектив восьмилетней школы здесь в соседнем районе. Мысли по­сле разговора путались, теснились. Выйдя из приёмной, он стал неторопливо ходить по узкому коридору, а из головы не выходил только что состоявшийся разговор.

Приняв его, заведующий отделом сразу извинился, ска­зав что времени для длительной и обстоятельной беседы у него нет, всё переносится на следующий день, а сейчас он торопится на заседание бюро райкома, где рассматривает­ся вопрос о работе учреждений народного образования по трудовому воспитанию учащихся в современных условиях.

Поэтому разговор сразу перешёл в деловое русло.

- Пётр Анатольевич, пусть Вас не удивит сейчас моё предложение.

- Мы хотим предложить Вам возглавить коллектив не­большой восьмилетней школы в нашем районе, что нахо­дится в сорока километрах от райцентра.

Немного помолчав, заведующий продолжил:

- Вы можете задать мне законный вопрос о возрасте, практическом опыте и так далее.

- Да, Вы молоды. К тому же не работали в нашем районе. Но его бытоуклад и специфика развития мало чем отлича­ется от вашего родного района. Только, пожалуй хвойных лесов настоящих, а не посадок, у нас больше.

- Скажу открыто, прежде чем пойти на это решение, мы созвонились с коллегами из вашего района, с районным комсомолом. Навели справки.

- И потом, Вы часто бываете в нашем районе на различ­ных соревнованиях. У Вас здесь работают однокурсники, они о Вас хорошо отзываются.

- Вы молоды, инициативны, амбициозны, есть опыт ра­боты в школе.

- Да, три года это немного, но это опыт. Вы знаете шко­лу изнутри и как мне сказали, у Вас хороший контакт и с детьми и с коллегами.

- А это очень важно, поверьте мне.

Заведующий на какое-то время замолчал, потом подво­дя черту в разговоре продолжил:

- И ещё. У Вас есть хорошее качество. Вы умеете слу­шать человека и всегда в поиске нового и есть желание учиться. Учиться новым формам работы, новым методам преподавания.

- Поверьте, это очень важно для учителя учителей, коим является руководитель любой школы.

- И ещё. Скажу откровенно, этого предложения могло бы и не быть. Но новый первый секретарь райкома, не из местных, только что пришел после ВПШ, делает усиленно ставку на молодёжь, вливает свежую кровь. Утверждена про­грамма по продвижению молодых перспективных кадров во всех отраслях народного хозяйства в районе. И этому не­укоснительно следуют.

Заведующий опять помолчал, потом продолжил:

- Вот и я совсем недавно из сельской школы, из дирек­торского кресла.

- А сейчас, извините, позвольте откланяться. Спешу. До встречи завтра в восемь, здесь у меня.

- Жду с положительным ответом, и поедем смотреть восьмилетку. Потом будем решать и остальные вопросы.

Сказать, что Гаранин переживал, это значить ничего не сказать. В голову полезли мысли и о близких и маленькой дочке, о престарелых родителях.

Придя б гостиницу, где он остановился, сразу заказал переговоры с женой, что находилась с дочкой у своих роди­телей в родном районе. Разговор был коротким. На удивле­ние, все поддержали его и советовали согласиться с предло­жением. На следующее утро в назначенное время Гаранин был у заведующего.После короткой беседы выехали в шко­лу. Говорил дорогой в основном заведующий. Виктор Ми­хайлович рассказал о вчерашнем заседании, о задачах,что были поставлены перед педагогическими коллективами школ района.

Затем красочно и с улыбкой стал рассказывать о том,как после исторического факультета института пришёл в род­ную школу.Как начинал работать,о своих проблемах.Как ему пришлось ломать менторский подход некоторых учи­телей к преподаванию основных предметов,как вместе при­шлось учиться новому.

Иногда Виктор Михайлович ненадолго замолкал. И в это время Пётр Анатольевич старался рассмотреть то, что проплывало за окном машины. Природа здесь была не­сколько другая. Всё-таки район ближе к северу, таёжный. Радовало Гарнина то, что дорогой попадались небольшие речки, значить будет где порыбачить в свободное время. Ра­довало и то, что было много хвойных лесов, их тоже лю­бил Гаранин, особенно ему нравилось собирать грибы в светлых чистых лесах. Заметив, с каким интересом Гаранин наблюдает за пробегающими картинами, заведующий стал красочно рассказывать о том, какая в этих местах рыбалка и охота, а какие белые и рыжики.

В заключение вздохнув, посетовал, что практически не видит всего этого. На рыбалку удаётся выбраться крайне редко, так иногда по грибы. Всё время забирает работа-за­седания, выезды в школы, в область...

Так за разговорами и пролетело время. Машина выныр­нула из смешанного леса на простор. Впереди потянулись поля и заливные луга вдоль речки. Вдали виднелась чуть за­метная полоска леса. С правой стороны дороги расположи­лось ухоженное село, в конце его виднелась высокая вышка. Как потом узнал Гаранин, здесь недалеко проходила маги­страль федерального газонефтепровода и вышка стояла на территории перекачивающей станции.

- А вот и наша школа, — тихо произнес Виктор Михай­лович. Поначалу Гаранин не увидел никакой школы, так как машина спустилась с большака и ехала вдоль штакетного забора, за которым был большой сад. Они объехали сад и машина остановилась у простых лёгких расписанных ворот. В глубине сада Гаранин увидел одноэтажную деревянную школу. Видно, что здание построено из добротного крас­ного леса давно. С первого взгляда оно показалось Петру Анатольевичу сероватым и невзрачным. Но большие окна с резными крашеными наличниками делали его нарядным, картинным, что на него хотелось смотреть и смотреть. И всё это в окружении великолепного сада. К резному крыль­цу школы вело несколько дорожек: от небольших под­собных помещений, со спортплощадки и вероятно от ма­стерской. На пересечении дорожек в центре была разбита клумба, на которой цвели красивые цветы. Пахло свежеско­шенной травой и садом. Всё это сочетание сразу запало в сердце Гаранина и напомнило ему его старую деревянную школу, тоже в большом саду, в которой он проучился до шестого класса. Только та сельская десятилетка была зна­чительно больше. Там было всегда шумно, весело, все куда-то спешили. Огромный коридор был заполнен ребятнёй, гудел как улей. Кто-то играл в настольный теннис, кто-то висел на турнике, что стоял в коридоре на растяжках, кто-то прыгал «классики», были и такие, что бродили с учебника­ми и что-то зубрили. А какие там стояли запахи от буфета.

Приехавших уже вышли встречать. С резного крыльца, не торопясь спустилась седая женщина небольшого роста. На ней был строгий серый красивый костюм и белая блузка. И Петру показалось, что есть в ней что-то такое, что указы­вает на её непростое происхождение. Как оказалось он не ошибся. Старая директриса была из Ленинграда и проис­ходила из довольно знатного рода.

Подойдя к приехавшим гостям, она чуть склонила голо­ву в приветствии и негромко сказала:

- Рады приветствовать дорогих гостей на нашей благо­датной земле. И представилась, больше обращаясь к Гара­нину:

- Маргарита Львовна Торопова, урождённая Корнилова.

Заведующий улыбаясь, тоже не спеша подошёл к ней,

поздоровался за руку и сказал:

- И мы очень рады видеть Вас в добром здравии, Марга­рита Львовна.

- Позвольте представить, — Гаранин Пётр Анатольевич, учитель — филолог, будем рекомендовать его на руковод­ство школой.

- Вот и чудно, замечательно. А Вы знаете, уважаемый Виктор Михайлович, моего покойного мужа звали тоже Пе­тром Анатольевичем. Хороший был физик, блокада сгуби­ла. Умер уже здесь в Сибири.

- Ну что, пройдем в здание, или прогуляемся здесь, ос­мотрим мастерскую, подсобные?

На что заведующий тихо ответил:

- Пожалуй пройдём в классы. Всё я это видел неодно­кратно, а Петру Анатольевичу со всем этим знакомиться надо будет детально и пройтись непосредственно с людь­ми, что возглавляют эти участки. Я думаю у них к друг друг}?' будут заинтересованные вопросы. После некоторого молча­ния заведующий продолжил:

- Я думаю, Пётр Анатольевич уже понял, судя по ухо­женной территории, что здесь трудятся очень ответствен­ные, влюбленные в своё дело и школу люди.

- И всё это благодаря вашему мудрому руководству, ува­жаемая Маргарита Львовна.

- Вы мне льстите, уважаемый Виктор Михайлович. Но Вы знаете, чертовски приятно.

- Что же, пройдёмте в школу.

Было время отпусков, поэтому в школе их встретили два педагога, тоже довольно приличного возраста. Это был учи­тель рисования и трудовик, высокий стройный, интелли­гентного вида седой мужчина Митрофан Матвеевич Радуж­ный и учитель словесник Галина Михайловна Лаврушина. Это потом эти два ветерана, вместе с молодыми педагога­ми, станут добрыми и надежными помощниками Гаранину на первый период работы его до ухода на выборную долж­ность.

Их провели по всем классным комнатам,по коридору, показали оформление, необходимую для учащихся инфор­мацию. Гаранина удивило обилие неплохих пейзажных картин и в классах и коридоре. Картины были довольно приличными, была видна и рука мастера и стиль... Нет это были не репродукции. Это был местный колоритный пей­заж.

Заметив, с каким интересом рассматривает Гаранин кар­тины, Маргарита Львовна сказала с гордостью:

- А это, юный друг, творения уважаемого Митрофана Матвеевича и наших учеников-кружковцев.

- А вы знаете, неплохо. Очень прилично, — тихо сказал Гаранин. И обратившись к учителю рисования он сказал:

- Спасибо, уважаемый. Мне очень понравились все кар­тины. По-моему всё это очень воспитывает.

Директор школы и заведующий переглянулись и улыб­нулись. Было видно, что им понравилась и реплика Гарани­на и его доброе слово учителю.

Потом они пили чай в небольшом школьном буфете и еще какое-то время говорили о перспективах развития таких вот школ, об образовании вообще, о современных тенден­циях и нынешнем подрастающем поколении.

Потом был переезд. Устройство на новом месте. Гара­нин сразу окунулся в работу. Приближалось первое сентя­бря.

Со своим помощником, учителем истории, тоже не так давно работающей в этой школе, они стали планировать первоочередные мероприятия по проведению линейки на первое сентября, составили перспективные планы прове­дения общешкольных мероприятий на первое полугодие учебного года.

Было много интересных задумок, предложений. Но из всего этого надо было отобрать более значимые и провести мероприятия так, чтобы они прошли через сердце и душу ребят. Планировались мероприятия и по повышению уров­ня образования и самих учителей, участие в работе методи­ческих кустовых объединений. Всё это было нужно выне­сти на августовский педсовет, посоветоваться с коллегами, утвердить.

Потом начало учебного года. Завертелось, поехало...

Уже на сентябрьском педсовете Гаранин рассказал, кол­лективу, что исходя из бюджета на учебный год, есть воз­можность начать работу по замене устаревшего школьно­го оборудование на современное. Рассказал, что получил полную поддержку по этому вопросу у заведующего, кото­рый обещал дополнительно направить деньги на их шко­лу из денежных средств, что не используют другие школы. Уже сейчас выделяются дополнительные средства на обо­рудование их мастерской и кабинетов химии и физики.

И на осенних каникулах при помощи агрофирмы была доставлена первая партия новых парт и лабораторного обо­рудования для предметных кабинетов.

Сколько было радости у ребят и учителей. Несмотря на каникулы, пришли помогать выгружать и расставлять мебель не только ребята, но и часть родителей. И все делалось ве­село, дружно. Именно здесь он впервые почувствовал дух и атмосферу этой старой школы. Всё было по-домашнему, от запаха в буфете, до запаха в школьной мастерской. И отно­шения между учителями и детьми были другими. Здесь не было того барьера, что разделял учителей и учеников в боль­ших средних школах. Не было той официальности и стро­гости, что порой мешала им понять друг друга, сблизиться, стать единым целым.

Здесь он впервые увидел и услышал,что детей практи­чески не называют по фамилиям. Повсюду звучали только имена, причём всегда ласково, опять же по-домашнему.

- Машенька... Сашенька.., — слышалось в коридорах и в классах.

Характерно, что это не было панибратством, заигры­ванием. Это были искренние отношения. Это не портило детей, напротив, цементировало двусторонние отношения. Это ко многому обязывало детей, да и учителей.





* * * II * * *


В дверь кабинета негромко постучали. И Гаранин вер­нулся в действительность из своих воспоминаний.

- Да, да, войдите, — громко сказал Пётр Анатольевич.

В кабинет вошла завуч Лидия Ивановна. Она тихо ска­зала:

- Ну что, Пётр Анатольевич, дорогой. Пора. Все собра­лись. И она эмоционально продолжила:

- А ребят-то нынче понаехало. Приставные сидения пришлось заносить.

- Это хорошо! Это просто замечательно! Значить любят школу, учителей любят, дорогуша Вы моя, — не менее эмо­ционально сказал Гаранин.

Он вышел в коридор, где его ожидали улыбающиеся коллеги. И у Гаранина стало так тепло на душе, как давно уже не было.

- Ну что, други мой. С праздником, дорогие «подорож­ники» всех.

- Вижу, вижу, — рады дню этому. Вот он наш день. Празд­ник души и педагога истинного, ремесленника настоящего. И шутя закончил:

- Таблетками запаслись, уважаемые?

- Смотрите, эмоции контролируйте. Не забывайте о воз­расте, — весело закончил Пётр Анатольевич. И они напра­вились дружно к залу. Пропустив вперед коллег, Гаранин вошёл в зал последним.

При появлении учителей все в зале встали и приветство­вали вошедших дружными аплодисментами. Для учителей был традиционно оставлен первый ряд. Они начали рас­саживаться. Женщины уже стали прикладывать платочки к глазам, кого-то приветствовать жестами.

Небольшая сцена традиционно украшена.Но на сцену Гаранин выходил только во время официальных празднич­ных мероприятий. Во время же вечеров встреч и на обще­школьных родительских собраниях он никогда не подни­мался на сцену. Буду ближе к народу, — всегда говаривал он.

Вот и сейчас он отошёл на своё любимое место ближе к окну, некоторое время молчал,потом улыбаясь заговорил:

- Дорогие друзья! Я рад от имени всего коллектива се­годня приветствовать всех вас в стенах родной школы.

- Встречать выпускников для нас всегда огром­ная радость. Мы благодарны вам, что вы находите вре­мя посетить родную школу, встретиться с друзьями и преподавателями,поделиться успехами и проблемами.

- Радует сегодняшний вечер. Давненько, друзья мои, не собиралось сразу столько птенцов наших, дорогих «подо­рожников». Да и вечер по программе у нас тоже сегодня не­обычный.

- Впервые за много лет мы при всех широко будем че­ствовать своего коллегу, товарища, ветерана педагогическо­го труда, просто замечательного и надежного человека.

- Я говорю, друзья мои, о нашей Людмиле Ивановне Лазаревой, которую и мы учителя с вашей подачи с любо­вью иногда между собой тоже называем Жанной д 'Арк. Со­рок пять лет она открывает двери этой школы.

- Скажу больше. Этот человек открыл вам тайны исто­рии, тайны древних миров, увлёк в дальние исторические путешествия. Листая вместе с вами непростые, порой тра­гические страницы нашей и мировой истории, она научила вас формировать свою точку зрения на происходящее и в современном мировом процессе, а самое главное привила любовь к родному краю, России нашей. Я твёрдо знаю, все вы стали достойными гражданами великой державы.

Во время приветственной эмоциональной речи Гарани­на в зал осторожно, извиняясь, вошла красивая пара - седой полковник и стройная не по годам, седеющая женщина.

- Товарищи, пристройте ребят, найдите место, — обра­тился в зал директор. Конечно, он мог этого и не говорить, так как уже несколько старшеклассников уступили гостям свои места. Гаранин внимательно посмотрел на китель пол­ковника, пока тот устраивался на место и определял большой пакет. С любопытством оглядывались на пару и многие в зале. На груди у полковника было два ордена Красной Звез­ды, два ордена Мужества и большое количество медалей.

В голове у Гаранина пронеслось:

- Кто-то из наших, а может и гость. Муж этой красивой женщины. Если из наших, то кто?

Он прекрасно знал, что многие выпускники стали воен­ными и достойно несут службу в различных уголках страны и не только. Этот вопрос волновал и Гаранина, и учителей и всех гостей. Сидящие переглядывались и на лицах был не­мой вопрос: — Кто это?

- Друзья мои, не будем отвлекаться. Придет время всё узнаем, — негромко обратился в зал Гаранин.

- С вашего позволения, продолжим.

- Сегодня вас будет приветствовать и поздравлять мо­лодое поколение новососновцев, другие по миропонима­нию и продвинутости «подорожники». Будет небольшой концерт, а потом вы разойдетесь по классам, для встречи и бесед в узком кругу.

- А сейчас я с большим удовольствием приглашаю на место «лобное», рядом со мной уважаемую Людмилу Ива­новну.

- Прошу, сударыня, — и он указал на импровизирован­ное кресло, которое только что поставили учащиеся. Под громкие аплодисменты зала, смущаясь, ветеран присела осторожно на кресло, словно боясь сломать его.

Гаранин кратко, но душевно стал говорить о юбилярше. Много добрых слов услышала она в свой адрес. Закончив, он лукаво улыбнулся и сказал:

- Друзья мои, по сценарию должен быть «рояль в ку­стах».

- Посмотрим, где же он. И директор громко хлопнул в ладони.

На сцену немедля вышли два светловолосых подростка в расписных рубахах с большой коробкой-ларцом. Гаранин весело сказал:

- Ну вот, други мои, не дать ни взять «Двое из ларца, одинаковых с лица»!

- Замечательно! Молодцы!

Ребята поставили «ларец» на край сцены и театрально замерли.

Гаранин снова хлопнул в ладоши.

- Ну что, откройте чудный свой «ларец», добры молод­цы! Представьте народу честному, что там сокрыто!, — гром­ко, театрально продолжал Гаранин.

Молодцы послушно откинули крышку. Гаранин подо­шёл, заглянул в коробку и торжественно вынул оттуда кра­сивый букет цветов. Под громкие аплодисменты он вручил его Людмиле Ивановне.

- Но это не всё. Я видел там кое-что еще. И он улыбаясь, склонился над коробкой и запустил обе руки в неё. Потом торжественно вытащил оттуда чудесный расписной само­вар. Под аплодисменты и возгласы зала, он торжественно вручил подарок растроганной женщине.

- Друзья мои, пожалейте старика. Подмените на время, дайте отдышаться...

- Но прежде чем я передам слово моим коллегам. Я про­чту для уважаемой Людмилы Ивановны стихи. Они просты. Я их написал когда-то давно для своей первой учительницы и классного руководителя. Послушайте.

Директор на мгновение задумался, видимо вспоминая стихи. Потом начал читать стихи о сельской учительнице. Что говорить, умел это делать Пётр Анатольевич. Все заво­роженно слушали его, как когда-то на уроках. В заключении Гаранин особенно душевно прочел последние строки: - Растут ребята, в жизнь уходят твердо,

Летит у школы лист вновь золотой.

А сельской улицей ещё шагает гордо,

Седой учитель с юною душой.

И Гаранин театрально поклонился залу. После коротко­го молчания, зал взорвался аплодисментами. Было видно, что стихи понравились, дошли до сердца. Потом о вино­внице говорили коллеги, ученики и выпускники, говорили как о учителе, человеке. Уже под занавес торжественных ре­чей раздался голос полковника:

- Пётр Анатольевич! Разрешите и нам сказать слово, — обратился он к Гаранину. И полковник пошёл к сцене звеня медалями. Он поздоровался с директором за руку и встал рядом с ним.

Приложив руку к сердцу он поклоном приветствовал зал.

- Дорогие мои, родные мои, — взволнованно начал он.

- Вы не представляете сегодня мои чувства и моё состоя­ние. Я прошу простить меня, если что-то скажу не так.

- Сорок три года назад я покинул стены этой школы.

- Нет, не этой новой и современной. А той старой, дере­вянной. Которая нам дороже и роднее. Буквально полчаса назад я целовал ее стены и плакал как непутёвый сын после долгой разлуки.

- Я помню, как пришли в нашу школу эти два замеча­тельных человека, директор и историк. Молоденькие были совсем. Но они всколыхнули тогда жизнь. Стало много ин­тересных мероприятий. Стали проводиться вечера совре­менного танца, да и многое другое.

- А походы, а песни под гитару у костра. А дни пионе­рии! — Говорил и говорил, не останавливаясь эмоционально полковник.

- А дорогая Людмила Ивановна стала на два года нашим классным руководителем.

- Кто же вы наконец? — привставая, эмоционально стала спрашивать преподаватель-ветеран.

- Кто Вы, о рыцарь седой?

Немного помолчав, полковник продолжил:

- Родные мои, я понимаю ваше нетерпение. Но сначала я хочу извиниться перед моими дорогими учителями, за то, что долгие годы не давал знать о себе.

- На это были очень веские причины и я о них позже расскажу.

- И ещё! Не посчитайте это нескромностью, что я при­шел сегодня в родную школу при всех регалиях.

- Я редко облачаюсь в парадный мундир. Но сегодня при полном параде прибыл сюда специально, чтобы с большим опозданием сказать одно.

- То, что я сегодня достиг, что имею и эти награды. Это всё благодаря вам. И награды тоже наполовину ваши. И полковник ненадолго замолчал.

- Да, трудно сегодня узнать меня, время-то сколько про­летело.

- Кто бы мог подумать, что сорванец из соседней Пе­тровки, Колька Саблин по прозвищу «Капитан», гроза садов и огородов, заводила и тогдашний предводитель деревен­ской ребятни, станет настоящим воином, закончит акаде­мию, многого добьётся в жизни.

- Да, дорогие мои учителя, дорогая Людмила Ивановна, это я, ваш Колька Саблин, ученик, который подчас создавал когда-то проблемы.

С места поднялась Людмила Ивановна и тихо сказала:

- Боже! Невероятно. Я снова стою рядом с мальчишкой, который на уроках специально задавал мне трудные вопро­сы, втягивал меня в дискуссию. А знаете для чего?

- Чтобы я не могла спросить некоторых его друзей-оболтусов, прошу прошения за слово такое, по предмету.

И они обнялись: седая учительница и седой полковник, учитель и ученик. И все зааплодировали в зале.

- Но это еще не всё, дорогие мои учителя.

- Лариса, подойди сюда к нам, — обратился полковник к своей спутнице.

Через зал с большим пакетом вышла милая улыбающа­яся женщина.

- Уважаемая Людмила Ивановна! А вот Вам еще один сюрприз к юбилею.

- Эта очаровательная особа и моя дорогая жена, бывшая Ваша любимая ученица Лариса Яровая из Демьяновки.

- Яровая! Лариса! — удивлённо всплеснула руками и вос­торженно сказала учительница.

- Вот так сюрприз! Ларисочка, дорогая. Неужели это ты? И уже седина.

- А что тогда про меня говорить! И она обняла и по­целовала свою бывшую ученицу.

Некоторое мгновение в зале стояла тишина. Потом сно­ва стал говорить Саблин.

- Дорогие мои. Так хочется сегодня сказать всем много добрых слов. Но, к сожалению, время торопит. За чаем мы ещё поговорим.

- А сейчас я еще немного задержу ваше внимание.

- Перед тем как зайти сюда в зал, мы с женой прошлись по коридору. Увидели очень много знакомых картин. Это картины нашего любимого учителя, ныне покойного Ми­трофана Матвеевича.

- Ведь это он когда-то научил меня, сельского мальчиш­ку, видеть и понимать природу, понимать прекрасное и пе­реносить всё на бумагу и холст.

- С той поры я рисую. Рисую для себя,иногда для дру­зей. К сожалению, времени на это бывает очень мало. И он грустно улыбнулся и продолжил:

- Разве вот в госпиталях, где несколько раз прохлаждал­ся.

- Уважаемый, Пётр Анатольевич! — обратился он к ди­ректору.

- Примите от нас с женой на память наш скромный по­дарок. И он принял из рук жены картину и повернул её к залу.

На ней была изображена та их старая деревянная школа в весеннюю пору, когда буйно цвели яблони и сирень. Кар­тина была настолько светлой и тёплой, что на неё хотелось смотреть и смотреть.

- Ну, батенька! Ну, полковник! — тихо сказал Гаранин.

- Удивил, право, удивил. Лучшего подарка и быть не мо­жет.

- К большому сожалению, изображения той старой на­шей школы осталось только на фото и то фрагментами.

- А это замечательное полотно займет достойное место, с соответствующими комментариями о дарителях. Я думаю, вы не будете против.

- Да, конечно. Нам будет очень приятно.

- И ещё один подарок, — тихо сказал полковник.

- Эта вещь очень дорога мне. После серьезного ранения в Афганистане, я долгое время был в госпиталях. И вот там я принялся за эту картину.

- Это память о моей рано ушедшей матери, что тоже была учительницей начальных классов.

- Писал и вспоминал свою школу и моих любимых учи­телей.

И полковник с какой-то особой осторожностью взял эту картину из рук жены и снова показал всем.

В правом углу картины в лучах яркого света стояла мо­лодая красивая учительница и задумчиво смотрела в окно. За окном буйствовала весна, цвела сирень. В левом углу кар­тины видна большая классная доска и на ней написано в две строчки:

СОЧИНЕНИЕ

ТЕМА: «Я ЛЮБЛЮ ЖИЗНЬ!»

Трудно сказать, какие сейчас чувства испытывали учи­теля, но некоторые из женщин стали вновь прикладывать платочки к глазам.

- Дорогие наши учителя! — заговорила уже Лариса.

- Пусть прозвучали сегодня и в самом деле наши запо­здалые слова благодарности за всё, что вы для нас сделали.

- Ведь это вы дали нам знания, без которых трудно было бы строить перспективу, двигаться по жизни к цели.

- Только вы способны будоражить нашу мечту и даёте в руки знамя надежды и веры.

- Спасибо и низкий поклон вам за это от всех выпуск­ников.

- А эту картину мы дарим нашему любимому учителю и классному руководителю, дорогой Людмиле Ивановне!

В зале опять воцарила на некоторое время тишина. Её нарушил Гаранин.

- Да, друзья мои. Дорогие мои коллеги! Поверьте, ради таких минут стоит жить. Стоит корпеть ночами над плана­ми и тетрадками, жить мечтами и трудностями ребят.

- Вот она оценка нашего труда. Да, она приходит через года, иногда и через десятилетия. Но она приходит. И это счастье. Огромное счастье.

- И закончу я нашу встречу, друзья, опять стихами:

- Гордись, Учитель, что по жизни твёрдо,

Идут ребята школы рядовой.

Быть впереди ответственно и трудно,

Но так тебе начертано судьбой!

- Спасибо, дорогие мои! Спасибо за то, что вы есть, что с вами легко и спокойно. Спасибо за ребят, что воспитыва­ете их достойными гражданами земли нашей.

Январь-февраль 2017 г.

г. Тюмень.