Избранное. Том 2
С. К. Ломакин






ПРАВОСЛАВИЕ – ОСНОВА СОЮЗА РОССИИ И БЕЛОРУССИИ


Парламенты России и Белоруссии, наконец, придали силу закона новому союзному договору. Ученые и журналисты много пишут об этом, рассматривая его в различных аспектах и, прежде всего, выделяя экономический, политический, военный, правовой. Конечно, эти аспекты очень важные, они лежат на поверхности как значимые в данный момент, диктуемые временем.

Но не менее важным, на мой взгляд, является вопрос религиозный, так как в России и Белоруссии идет мировоззренческая война. Наши народы имеют единую религию – православие. В православии – наши духовные, нравственные корни и истоки. Культурные ценности, хотим мы этого или нет, определяются глубокими религиозными, идеологическими, моральными императивами. Нельзя просто декретировать, что религия входит или не входит в культуру. Они объединены тысячелетней историей развития России.

Нужно рассматривать религию и культуру славянских народов в историческом контексте. На всем протяжении истории в горе и радости единение русичей осуществляла православная церковь. Люди, знающие культуру славян, прекрасно понимают, почему западные политологи-русофобы и наши доморощенные западники так же не желают союза славянских народов. Известный политолог Запада Збигнев Бжезинский открыто выступил против союза России и Белоруссии. В книге «Великая шахматная доска» он резко выступает против любого союза России с бывшими республиками СССР.

Русофоб призывает обратить внимание на возрождение православия, которое, по его мнению, опасно для Америки, как и коммунистическая идеология. Россию он называет главной разменной картой американской геополитики, цинично заявляя: «Новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счет России и на обломках России». Патриотическая национальная идея, воссоединение народов вызывают неприятные не только западных политологов, но и наших либералов-западников, ибо эта идея направлена против подчинения России воле Запада. Бывший государственный секретарь США Генри Киссинджер, к мнению которого прислушиваются политики во всем мире, выразился так: «Я предпочту в России хаос и беспорядок, гражданскую войну, но только не воссоединение ее в единое, крепкое, централизованное государство».

Мало ли что предпочитает политик США... Россия должна иметь свои стратегические интересы, а не жить и действовать с оглядкой на идеологов – космополитов современного глобализма. Наша страна в прошлом и в советский период имела свою самодостаточную внутреннюю и внешнюю политику, в которой четко прослеживались национальные интересы и приоритеты, основанные на национальном идеале, нравственно-духовной направленности. Материальная сторона жизни в России не была главным мерилом ценностей. Сегодня, как и на западе, деньги превращаются из необходимой составляющей культуры в ее доминанту, уродливо исказив всю иерархию духовных ценностей. Как в России, так и в Белоруссии имеется небольшой процент людей, в основном интеллигенции прозападного толка, готовых на союз с Западом на любых условиях, лишь бы помешать объединению славян на основе незыблемых истин святого православия.

Во взаимоотношениях наших народов в разные периоды истории обнаруживается Божий промысел, он есть не что иное, как наше национальное, соборное участие в утверждении политической и экономической целесообразности жить вместе. Целесообразностью проникнуты созданные культурные ценности, начиная от глубокого философского произведения первого русского митрополита Киевского Илариона «Слово о Законе и Благодати». В этом выдающемся произведении (1051 г.) Иларион гениально пророчески призывал к единению славян. Он уже тогда предупреждал о негативном влиянии западных духовных попечителей, идеи которых могут подорвать единство и силу славянских народов. Древний мыслитель видел назначение русского народа в том, чтобы жить по евангельскому закону, и пророчески утверждал, что вне этого закона единение невозможно. Исторические судьбы славянских народов и православия не разделимы. Но история православной церкви даже более трагична, чем история России, она не имела «пауз», спокойствия от внешнего вмешательства (духовного), от засорения инородными разрушительными конфессиями. Этот процесс имеет продолжение и сегодня.

В России традиционно мирно сосуществовали православие, ислам, буддизм, а сегодня более двух тысяч оккультных и деструктивных сект в нашей стране калечат и растлевают души людей. До нас дошло высказывание – наказ будущим потомкам Александра Невского, одного из самых почитаемых на Руси полководцев и святого: «Русичи, православные. Восток отнимает тело наше. Запад отнимает душу нашу, так защитим души, а с телом договоримся». Он разбил тевтонских и шведских рыцарей, а с Батыем договорился и тем самым сохранил, укрепил души и биологически спас Россию. Сохранение многовекового гармоничного равновесия между людьми, основанного на духовно-нравственных ценностях, таких как любовь к земле-кормилице, бережное отношение к природе, любовь к Богу, Родине, нестяжательный образ жизни, благоговение перед русскими обычаями и традициями, святое отношение к труду – вот к чему призывала православная церковь. Народ, поклоняющийся таким ценностям, непобедим.

И вся история России является тому подтверждением.

Славянофил первого поколения К. Аксаков, осмысливая историю русского народа, его долготерпение, милосердие, его борьбу с врагами Родины, заметил: «Русская история имеет значение Всемирной Исповеди. Она может читаться как житие Святых». А современный православный сербский поэт Дудич высказывал одной строчкой очень верную мысль, характеризующую сущность славянских народов: «Народ наш не будет рабом никому, рабы мы лишь вечному Богу».

Просматривая нашу либерально-демократическую прессу, диву даешься, какую только хулу не возводят на президента Белоруссии А. Лукашенко за его активную деятельность по созданию союза славянских государств. Можно напомнить, как поступили депутаты-демократы (2-й Госдумы) во время его выступления: они покинули зал заседаний. Выскажу свой субъективный взгляд. Политическая фигура А. Лукашенко эквивалентна одному из самых выдающихся политиков, экономисту советского периода Алексею Николаевичу Косыгину, деятельность которого до последнего часа жизни была подчинена одному – служению Родине.

Историк В. Ключевский в свое время заметил, что в пограничной ситуации в истории России появляются великие патриоты, которых можно считать эталоном, идеалом, зеркалом для всех людей земли русской. «Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься после падения. Как бы ни было тяжело его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или нескольких великих людях, которые ведут его на покинутую ими временно прямую историческую дорогу». Мне представляется, что объединение славянских народов произойдет в ближайшее десятилетие, и произойдет оно на православной основе. Славянское государство вызревает, и свидетельство этому – союз России и Белоруссии.