Избранное. Том 2
С. К. Ломакин






ТЕРЯЕМ ДЕТЕЙ – ТЕРЯЕМ РОССИЮ


Наша страна переживает трудный период в своей истории. Кризис, охвативший все сферы жизнедеятельности государства, не мог не сказаться на образовании и воспитании учащихся средней и высшей школы. Разнокачественность гимназий, школ, колледжей, лицеев по социальному статусу и учебным программам заставляет задуматься об идеальном заведении и его программе. Нравственные идеалы и педагогические принципы, которыми руководствовалось не одно поколение советских людей, не выдержали испытания временем. Где же выход? Выход нам представляется не в огульном отрицании, охаивании педагогического наследия, наработанного учеными и практиками среднего и высшего образования советского периода, а в объективном, критически позитивном подходе к этому наследию. Другое направление связано с переосмыслением русской научно-педагогической мысли, которая долгое время по– настоящему не была ни изучена, ни оценена. Критическое переосмысление педагогического наследия России для преобразования настоящего означает возвращение к своим национальным традициям, истокам, к поискам в своей истории тех тенденций, которые бы отвечали нашей ментальное, духу времени. Внутренняя социальная, политическая, просветительская, общекультурная дифференциация образования всегда детерминировалась в России национально-исторической спецификой, с одной стороны, и межнациональными общественными процессами – с другой. Что конкретно нужно взять из духовного наследия России нынешним педагогам, ученым, воспитателям для возрождения средней и высшей школ? Для России самой важной, основополагающей, стержневой базой была духовность. Она воплощала в себе дух нации и отражала помыслы и чаяния русского народа. Духовное начало пронизывало все сферы бытия человека. Неотъемлемыми чертами русского этноса была справедливость, грех, милосердие, доброта, мужество. Прочитав эти строки, читатель подумает, что это, мол, уже было. Да, было! Еще К. Д. Ушинский в свое время даже написал статью, которая своим названием удивляет сегодняшних педагогов-ученых: «О необходимости сделать русские школы русскими». Эта проблема так же актуальна, как и 140 лет назад. Частные школы, колледжи, лицеи все делают для того, чтобы предать забвению традиционные национальные ценности, препятствуют возрождению исконно народных черт, составляющих русскую триаду: духовность, соборность, патриотизм. Речь не идет о том, что в русской школе должны учиться только русские, она открыта для детей любой национальности, но воскрешение русского национального идеала позволит создать условия для развивающегося национального образования. Его фундаментальной основой должна стать духовность каждого ребенка и всей нации в целом.

Решение этих проблем ведет к выявлению общезначимых проблем в области образования, способствует более глубокому пониманию особенностей его в России. В нашей стране ощущается со стороны средств массовой информации, отдельных работников образования одержимость, преклонение перед Западом. Еще Ф. Достоевский в свое время писал о духовном кризисе Европы, о том, что нам нечего взять у Европы в духовном смысле. Народ, воспитанный на рационализме, индивидуализме, верящий лишь в деньги, не способен создать великие ценности, притягивающие к себе духовно-нравственных, здоровых людей. Диалог между поборниками и противниками просветительства в области образования охватил все слои общества, разделив людей (как когда-то) на западников и славянофилов. Нам представляется, что это явление маргинальное, т. е. временное, проявляющееся в сложные моменты страны. Несмотря на прозападную ориентацию в области образования, в России акцидентальный экстремизм радетелей европейской цивилизации не обретет общенациональный масштаб. В философской, педагогической литературе уже слышатся голоса, аксиологическая ориентация которых не в пользу западных ценностей. Это обнадеживает, ибо великое духовное наследие России еще не востребовано, и его предстоит осмыслить не одному поколению русских людей. Будущее России закладывается в дошкольных и младших классах средней школы. О детях младшего возраста, которым предстоит жить в XXI веке, хочу сказать особо. Положение, в котором сегодня в России оказалось народное образование и, особенно, дошкольное воспитание нельзя назвать иначе, как катастрофическим. Правда, при этом возникает вопрос: а какие отрасли народного хозяйства, сферы деятельности в нашем обществе за период «реформ» преуспели? Да простит меня читатель за невежество, но я таких сфер деятельности не знаю, хотя на протяжении всего «перестроечного» периода, как гражданин, ежедневно через средства массовой информации слежу за процессами, происходящими в стране.

Народное образование является элементом государственной системы, и оно, как в миниатюре, отражает общее положение во всех сферах деятельности, сложившееся в России. А как дело обстоит с дошкольным образованием в Тюменской области? К чести областного отдела образования, его сотрудники делали и делают все, что от них зависит, чтобы сохранить систему дошкольного образования и воспитания. Однако не обошлось без потерь, и весьма существенных.

Из двух тысяч дошкольных учреждений в области свыше пятисот прекратили свое существование (в основном не муниципального, а ведомственного подчинения). И это понятно: идет повсеместное сокращение на предприятиях, сокращается и количество дошкольных учреждений. Последствия этих сокращений – разрушение системы воспитания и образования – уже налицо: сегодня свыше трех миллионов детей юного возраста являются беспризорными, и такая тенденция, судя по всему, будет сохраняться в последующие годы.

Общеизвестно, первые годы жизни ребенка являются основными, до семи лет он проходит такой этап в своем развитии, какой не пройдет за последующие, скажем, семь десятков лет. И как важно именно в этот период заложить нравственные основы будущей личности. Для правильного нравственно-эмоционального развития ребенка с самого начала его жизни необходимо влияние не только родителей, но и внимание со стороны окружающих людей и сверстников. Это может дать, при правильной постановке дела, дошкольное учреждение.

Исследования педагогов и психологов показали, что отсутствие целенаправленного воспитания, гуманности по отношению к детям, внимания, ласки, любви приводит к снижению их интеллекта, вызывает необратимые процессы психики, которые могут проявиться как асоциальные в подростковом возрасте, когда подросток может стать агрессивным или преступником. Дошкольные учреждения и родители являются главными воспитателями детей младшего возраста. Воспитывать гуманного человека может тот, кто сам воспитан, гуманностью должна быть проникнута атмосфера в детском саду, семье, школе.

О значении образования и, особенно воспитания детей в раннем возрасте писали многие педагоги и психологи. Мы как-то в последние годы перестали обращаться к своему великому духовному наследию, а все чаще оглядываемся на Запад, искренне думая найти ответы на поставленные сегодняшним смутным временем вопросы. Сошлюсь лишь на Льва Толстого, который отдал дань вопросам школьного воспитания и имеет педагогические сочинения, опубликованные в 1951–1953 годах: «Разве не тогда я приобрел все то, чем я живу, и приобрел так быстро, что всю оставшуюся жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня восьмидесятилетнего один только шаг».

Одна из задач данной работы – еще раз акцентировать внимание на раннем детстве, определить тс факторы, которые влияют на становление личности ребенка. Заложенные в раннем возрасте посредством воспитания поведенческие структуры, стереотипы трудно поддаются изменению во взрослой жизни, ибо, подчеркну еще раз, в раннем возрасте формируется не только характер, но и интеллект.

В настоящее время кризис в образовании ощущается во многих странах мира, ведутся исследования, поиски оптимальных решений, связанных с местом и содержанием образования в культурном универсуме жизни. Многие ученые занялись разработкой модели будущего человека и, соответственно, технологическим обеспечением ее реализации. Другие ученые полагают, что на нынешнем этапе развития человеческого общества необходимо повернуться в сторону гуманитарных дисциплин, считая такой подход велением времени.

В августе 1998 года прошел всемирный философский конгресс, который был посвящен проблемам образования и воспитания. Название конгресса – «Философия и образование». Это тоже веление времени. Мне представляется, что и в России созрела необходимость радикальных изменений форм, методов и содержании образования во всех учебных заведениях всех уровней, особенно дошкольного.

Православная церковь играла (как и другие конфессии) огромную роль в образовании и воспитании детей. Православная церковь, в отличие от католической или протестантской, не была рассудочной и рациональной, она исключала какое-либо проявление национального высокомерия. Ее духовные отцы давали подрастающему поколению самые важные, жизненно необходимые нравственные ориентиры.

Одним из таких ориентиров была русская идея, составляющая в виде понятий дорогих каждому русскому человеку, таких как Родина, любовь, милосердие, совесть и т.д. Все эти понятия присутствуют в русском этносе. Они как этические категории отражают уровень национального самосознания в различные периоды истории Отечества. Приятно сознавать, что в ряде городов России появляются воскресные школы, в которых Божественное откровение пытаются соединить с нравственным долгом перед Родиной.

В любой стране есть свои пророки. Так, американские матери воспитывают своих детей по книгам Б. Спока «Ребенок и уход за ним», «Разговор с матерью». Но, пожалуй, ни в одной стране мира нет такого количества выдающихся мыслителей прошлого и настоящего, великого духовного наследия в разных областях, которое имеет Россия. Это признает весь цивилизованный мир.

Недавно я побывал с группой специалистов по образованию в Германии. Нам читали лекции, водили на предприятия, знакомили с учебными заведениями. В приватных беседах хозяева не скрывали свое восхищение русскими педагогами, философами, психологами. Они читают и изучают труды П. Редькина (учитель великого педагога К. Ушинского), П. Каптерева, Б. Ананьева, М. Басова, В. Зеньковского, Л. Выгодского, П. Блонского, Н. Пирогова, А. Леонтьева, А. Смирного, С. Шацкого, Б. Теплова, В. Сухомлинского и других.

К сожалению, многие наши педагоги не только не знают работ соотечественников, но и не слышали о них. Некоторые, прочитав упомянутые фамилии, скажут: «Ну и что? Их труды – это вчерашний день? Однако ни один здравомыслящий человек на Западе не назовет вчерашним днем труды таких мыслителей-педагогов: И. Песталоцци, Я. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега, 3. Фрейда, Э. Фромма, Дт. Марголиса, Дж. Мура, В. Франкла, А. Швейцера, П. Т. де Шардена, К. Рассела и др. Я часто думаю: почему такое небрежение у нас к нашему духовному наследию, почему мы все время смотрим на Запад в поисках ответа на вопросы, поставленные действительностью?

Давайте будем откровенны. Что принес России очередной альянс нашей страны с Западом за последние пятнадцать лет? Какие приоритеты, духовные ценности, нравственные ориентиры мы получили? Даже наше правительство прозападного толка в последнее время вынуждено констатировать, что в духовно-нравственном плане – ничего.

Разве можно назвать духовной ценностью культ жестокости и насилия, заполнивший наши кинотеатры и телевидение низкопробной продукцией? Порнография, лесбиянство, гомосексуализм, жвачка, культ денег (деньги правят миром), дебильный рок и импортный СПИД. Это духовные ценности? На чем строить молодому человеку социальную и жизненную позицию, откуда черпать силы, где ему найти нравственную укрепу? Ее нет. И с этим, похоже, начинают свыкаться педагоги и воспитатели. Правда, не все.

На наших глазах проводится беспрецедентный эксперимент, чудовищное разрушение нравственных традиций (имеющих тысячелетнюю историю), разрушение национального самосознания. У нас отсутствует сегодня привлекательный нравственный идеал, а он предполагает формирование человека с широким общественным кругозором, анализирующего свою деятельность и оценивающего ее результаты с точки зрения задач и целей развития общества в целом.

Ф. М. Достоевский писал, что без идеалов человеку нельзя жить. Не с этим ли связаны, как свидетельствуют исследования суицида – самоубийства людей разных возрастов, количество которых увеличивается с каждым годом. Отсутствие идеалов и идеологии в сегодняшней России пытаются восполнить кришнаиты, католики и другие проповедники, разрушающие основы православия, культуры, духовности, нравственности, присущие нашей стране.

Неужели ничего позитивного нет на Западе? Автор данной статьи так не думает. Нельзя не восхищаться тем, что в Японии и Германии существует культ мальчиков и девочек. В Японии в дошкольных учреждениях с ребятишками занимаются профессора, люди высшего интеллекта, а в Германии более 80 процентов детей от трех до шести лет посещают дошкольные учреждения. В обеих странах существует государственная программа образования, и все учебные программы находятся под контролем государства. А исполнители этой программы – наиболее квалифицированные преподаватели – возводятся пожизненно в ранг чиновника и являются самыми высокооплачиваемыми людьми. Цель этой статьи не исторические параллели между Западом и Россией. Об этом сегодня много пишут, и, кстати сказать, в пользу нашей страны. Интересные наблюдения о России сделали в своих книгах два философа: А. Зиновьев, бывший диссидент, живший на Западе, и Себастьян Джоуба из Австралии, ныне он живет в России.

В заключение приведу слова великого русского философа Ивана Ильина, который при всех перипетиях своей жизни ни разу не отрекся от России: «Помышляя о грядущей России и подготовляя ее в мыслях, мы должны исходить из ее исторических, национальных, религиозных, культурных и державных основ и интересов. Мы не смеем ни торговать ими, ни разбазаривать наше общерусское, общенациональное достояние. Мы не смеем обещать от лица России – никому, ничего. Мы должны помнить ее, и только ее. Мы должны быть верны ей, и только ей. Поколение русских людей, которое поведет себя иначе, будет обозначено в истории России как поколение дряблое и предательское».

Сегодня не хватает нам таких людей как Иван Ильин. Вот идеал великого борца за Отечество, который не потускнеет при разных поворотах истории России.