Избранное. Том 2
С. К. Ломакин






КОСМОПОЛИТИЗМ ИЛИ ПАТРИОТИЗМ


Поводом для данной статьи послужили дискуссии о космополитизме на нескольких секциях второго Российского философского конгресса «XXI век: Будущее России в философском измерении», прошедшего в Екатеринбурге. На философском конгрессе скрестились разные спектры мнений по самым разнообразным проблемам современности, но особенно ученых волновала судьба будущего России в преддверии третьего тысячелетия. Наша страна сегодня превратилась в огромный дискуссионный клуб, в котором наличествуют разные мнения, мировоззрения, идеи, размышления о том, как жить дальше, о необходимости собственного пути развития России. Будем откровенны: в течение всего перестроечного периода, с момента распада СССР, народам России навязывалась идея либерализма, ориентированного на американскую модель самодостаточности рыночных отношений, облаченных в политическую одежду западной демократии. Реформы в России не сделали народ счастливым, ибо они шли вразрез с нравственно-ценностными установками русской культуры. В сложные, критические периоды развития России возникает вопрос (как когда– то у западников и славянофилов): каким путем идти? Ф. М. Достоевский в свое время обратил внимание на людей прозападного толка, которые заставляют «перетащить к себе европейское гражданское устройство... неужели все-таки мы и тут должны рабски скопировать европейское устройство?.. Неужели и тут не дадут и не позволят русскому организму развиваться национально, своей органической силой?» Приходится констатировать, что многое из европейского жизнеустройства уже скопировано сегодняшней Россией.

Космополиты через средства массовой информации внушают россиянам, что они должны войти в семью европейских народов с признанием фундаментальных общечеловеческих ценностей западной цивилизации, таких как свобода, равенство, благосостояние, права человека, рационализм, индивидуализм. Кто же против этих ценностей? Но когда начинаешь постигать их, то невольно возникают вопросы. Оказывается, экономическая свобода приводит к социальному расслоению и политическим свободам для одних и отсутствию их у других и т. д.

Космополитизм отказывает людям в привязанности к родной земле, национальной самобытности. Прошу читателя извинить меня, что не помню автора – поэта-космополита, который так написал:

...Сложить тоскующие кости
нам суждено,
а на каком ни гнить погосте
мне все равно.

Миллионам людей различных стран мира дорого Отечество, и им не все равно, где быть похороненным. По-разному складывалась, например, судьба лауреата Нобелевской премии поэта Иосифа Бродского, известно его отношение к русской культуре, России, но и он, возможно, в минуты тоски по Родине написал:

...Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать,
На Васильевский остров
Я приду умирать.

Как только разговор заходит о русском самосознании на конференциях разного уровня, так обязательно находятся люди, которые навешивают ярлыки типа «шовинизм», «национализм», «фашизм» и т. д. Но когда представители других национальностей, скажем татары, чуваши, удмурты, говорят об этом, их приветствуют и поощряют.

Разве мы не ощущаем сегодня, что миллионы долларов, потраченные фондом Сороса на перелицовывание истории России, уже дают свои плоды. Наша школа превращается в безнациональную, в денационализированную, оторванную от своих корней, а стало быть, и четких духовных ориентиров. Детям по Соровским учебникам внушается, что личность выше государства, государство – зло, Россия – «империя зла». Историю России и русской культуры авторы данных учебников растворяют в либерально-западнической версии европейской цивилизации. В сегодняшней школе нет программ по изучению русской культуры, русской мысли, национальной религии – православия, русской географии.

Великий русский мыслитель И. А. Ильин очень верно заметил, что такое образование может привести к чувству национальной неполноценности, культурно-религиозному нигилизму.

«Национальное обезличивание есть высшая беда и опасность: человек становится безродным изгоем, беспочвенным и бесплотным скитальцем по чужим духовным дорогам, обезличенным космополитом, а народ превращается в исторический песок и мусор». Речь идет о национальной школе, какой ее представлял К. Д. Ушинский в статье «О необходимости сделать русские школы русскими», в которой обучались бы не только русские, а все желающие, стремящиеся приобщиться к русской истории и культуре. Россия на протяжении всей тысячелетней истории своего развития жила в тесном контакте с другими этносами. Войны, добровольное вхождение народов в состав России приводили к этнической пестроте, к складыванию новых этносов с оригинальными стереотипами поведения, разными традициями и культурными доминантами.

И, тем не менее, русский народ сохранил свой дух, идущий от истоков, корней, связанный с православием. Идеологи Запада стараются вытравить, стереть из сознания русских людей историческую память, навязать нашему народу свои ценности. Сто пятьдесят лет назад друг Пушкина поэт П.А. Вяземский писал:

Под либеральным их клеймом,
Не смей идти своей дорогой,
Не смей ты жить своим умом...

Сегодня нам навязывают идею обогащения по примеру Европы и, надо сказать, не без успеха, особенно среди молодежи.

Похоже, в России все идет по Шигалеву, персонажу романа Ф. Достоевского «Бесы»: десять процентов жирует, перераспределив, поделив между собой в процессе «прихватизации» материальные и духовные ценности, созданные не одним поколением людей, а почти 80% населения находится за чертой бедности. Для России с ее моральным, духовным максимализмом и идейной одержимостью жить по совести, с мощными инерциями общинно-соборного свойства такой подход неприемлем.

Западный человек высоко ценит свою индивидуальность, пытается ее утвердить, и это нередко заводит его в тупик. Политологи Запада много пишут о кризисе западной цивилизации, о кризисе не только духа, а самого человека, человеческих взаимоотношений, построенных на утилитарной основе. Можно сказать, что имеет место мутация, изменяется само существо человека, он становится не тем, чем он должен быть по замыслу Божьему. Русская культура, в отличие от западной, отвергает индивидуализм и рационализм, она ставила своей целью развитие духа и совершенствование, преображение души через приобщение к Богу. Космополитизм, как идеология Запада, проповедует отказ от национальной культуры и традиций, отрицает патриотизм под лозунгом «Человек – гражданин мира». Такой подход не имеет успеха в России. Великий русский писатель И. С. Тургенев очень точно определил это понятие: «Космополитизм – чепуха, космополит – нуль, хуже нуля: вне народности ни художества, ни истины, ни жизни – ничего нет».

Конечно, нельзя не признать негативное влияние Запада, достаточно вспомнить, как наши СМИ упражнялись в охаивании патриотизма, в шельмовании армии, державности. И только перед выборами почти все политические партии и общественные объединения в своих программах заговорили о патриотизме и державности. Надолго ли? А ведь и в наше время есть место подвигу. Один лишь пример: средства массовой информации патриотической направленности рассказали о девятнадцатилетнем юноше Евгении Родионове. Солдатам, попавшим в плен, сказали: «Кто хочет остаться живым, пусть снимет свой нательный крестик и назовет себя мусульманином». Евгений отказался снять крестик. Его подвергли пыткам и издевательствам, а затем убили. Через некоторое время за деньги указали матери могилу сына сами чеченцы. Мать узнала сына только по нательному крестику. Они не сняли крестик, не посмели. Об этом случае рассказал сам убийца Евгения Родионова в присутствии представителей ОБСЕ.

Писатель Л. Леонов высказал мысль о том, что «сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в него личного труда: космополитам и тунеядцам всегда было чуждо чувство Родины».

Много сегодня говорится, пишется о возрождении России. И мне непонятны те люди, которые в наше многострадальное время говорят: «На все Божий промысел, пусть все идет как идет». Некоторые мои коллеги – православные – имеют в виду христианскую мораль: если тебя ударили по левой щеке, подставь правую. Это не слабость, а сила. Я так не думаю. И. Ильин, не соглашаясь с такой моралью Л. Толстого, написал статью: «О сопротивлении злу силою». Мне очень нравится высказывание Митрополита Филарета (Дроздов) в духе глубочайшей, гениальнейшей из заповедей Нового завета: «Божьих врагов ненавидь, врагов отечества уничтожай, а личных врагов прощай».

Люди, озабоченные судьбой России, понимают, что без идеалов, идеологии, любви к Родине жить нельзя, они высказывают идеи обустройства, формулируют национальную идею, способную сплотить, с точки зрения самоидентификации, общество и государство.

Мы должны иметь четкие и ясные представления о ценностях, идеалах и приоритетах. На мой взгляд, национальная идея как система должна иметь такие элементы, которые дороги и святы всем людям, живущим в России, независимо от национальности и вероисповедания. Элементы национальной идеи должны быть узнаваемы, понимаемы и принимаемы всем народом, Долг, Совесть, Семья, Государство, Культура, Бог, Родина для каждого человека России понятия.