Избранное. Том 2
С. К. Ломакин






ПРИРОДА – ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧНОСТИ


В наше время происходят глубокие изменения во всех проявлениях жизни человечества. Касаются они и научной концепции природы и общества, которая раскрывает новые отношения между природой и человеком, с одной стороны, и человеком и человеком – с другой. Мы часто говорим: природа – основа, источник человечности. Да, природа влияет на нравственные, эстетические чувства, «очеловечивает» человека. Можно только сострадать городским детям, которые не встречают восход солнца, не бегают по влажной траве босыми ногами, не купаются в чистой речке, не ухаживают за домашними животными, а это имеет прямое отношение к эмоциональному развитию человека, к формированию нравственных чувств.

Чем безжалостнее уничтожаем мы природу (а это процесс необратимый), тем более скудеют наши чувства, мы становимся искусственными, «расчеловеченными». Не связаны ли подростковые войны в крупных городах нашей страны с удалением детей от природы? Очевидным является то, что отношения между людьми, отношение к природе должны опираться не только на разум (рациональный, технократический подход), а в большей мере – на чувства людей (гуманитарный подход). Сегодня мы видим определенную опасность проникновения «компьютерного» образа мышления во все более широкие сферы жизни. Так, японские дети предпочитают играть с компьютером, а не со сверстниками и родителями. Прекрасно понимая, что без компьютеризации нельзя развивать и совершенствовать многие отрасли народного хозяйства, я думаю, что компьютеризация не делает человека нравственным. Опасность, видимо, заключается еще и в том, что человек в будущем станет все более зависимым от компьютера, а нужно, чтобы наоборот – компьютер служил людям.

Нравственность является интегративным, системообразующим качеством, ее значение не совпадает с утилитарным подходом, который мы обнаруживаем повсюду, когда речь идет о развитии отдельных регионов страны. Функция человека не приходит извне, она строго детерминирована теми отношениями, в которых оказывается человек и в которых он выказывает порою не свою сущность, а сущность той среды, в которой он находится.

Иногда человек безупречно выполняет свои производственные функции, но в то же время не осознает своего безнравственного отношения к природе, а тем самым и к человеку.

Об угрозе экологической катастрофы предупреждают ученые всех стран. Экологи всего мира давно бьют тревогу за судьбу земли, лесов, рек, озер, но опасность для всего живого нарастает. Мы дожили до такого состояния, что в лесу не слышим пение птиц, жутко становится от зловещей тишины. Химизация и минерализация полей и лесов может привести к тому, что мы не досчитаемся в третьем тысячелетии сотен, тысяч редких птиц и зверей. Когда же мы поймем, что человек тоже может исчезнуть, поскольку он является частью природы. Сегодня мы много читаем и слышим об отравлении детей и взрослых: химия уничтожает не только животных и зверей, она проникает в наш организм, и хотя он еще сопротивляется, вырабатывает иммунитет против ядохимикатов, попадающих с хлебом, водой, мясом, овощами и фруктами, но резервы его не беспредельны.

Однако все наши разговоры о взаимодействии человека и природы носят вербальный характер. Мы не думаем о тех, кто придет после нас, не думаем о том, каким воздухом они будут дышать, какую пить воду, будут ли радоваться общению с природой, страдать и чувствовать боль другого, как свою собственную.

Выдающийся поэт и философ Франции Поль Валери в 50-е годы нашего столетия высказал парадоксальную мысль: «Разум – может, одно из средств, которое избрала Вселенная, чтобы поскорее с собой покончить». Возражая ему, замечу, что кроме разума, во Вселенной есть еще и чувства, и, пока они не деформированы, пока они существуют, человеку на планете Земля есть на что надеяться.

Гибель человеческой цивилизации прогнозируется учеными, разночтения лишь в сроках ее смерти... Размышления на экологические темы приводят к мысли о том, что у планеты, как и у человека есть биологические часы. Природа и человек являются саморазвивающимися системами.

Зародыш человека в процессе онтогенеза повторяет в миниатюре всю предысторию развития природы. В организме человека как в саморазвивающейся системе есть такой орган – тимус – вилочковая железа. Когда рождается ребенок, она хорошо развита, но по мере взросления человека происходит атрофия, деформация тимуса и, соответственно, со временем, смерть человека. Назначение тимуса в организме связано с регуляцией роста, минерального обмена, с формированием специфического иммунитета. На протяжении тысячелетий человек потреблял естественные, природные, экологически и биологически чистые продукты. А что потребляем мы сегодня, какое количество нитритов и нитратов? Экологически и биологически нечистые продукты ослабляют нашу иммунную систему, а это делает организм доступным для разных болезней. Особенно страдают дети. Возможно, с этим связана их большая смертность. Не происходит ли нечто подобное с нашей планетой? Ей все труднее противостоять деятельности человека с его неуемной потребительской сущностью. Планета Земля имеет свой тимус, свою иммунную систему. Этой иммунной системой для Земли, мне представляется, является гумус. Все живое на земле связано с гумусом, и мне все чаще приходит мысль о том, что уменьшение гумуса на планете имеет прямое отношение к озонному слою, который постепенно истончается.

Не только фреоны виноваты в уменьшении озонного слоя, но прежде всего это связано с уменьшением кислорода и накоплением в атмосфере углекислого газа. Источники кислорода тоже не беспредельны. Ослабляется почвенный покров, идет варварская вырубка лесов, моря, океаны, реки, озера покрываются нефтяной пленкой, а они важнейший источник кислорода.

Разрушение, уменьшение озона может нарушить циркуляцию воздушных масс в атмосферу и повлиять на биосферу. Выходит, что озонный щит, охраняющий земную поверхность от ультрафиолетовых лучей, является своеобразным планктоном для биосферы Земли. Известно, что озон образуется при соединении трех атомов кислорода при электрических разрядах во время грозы или под воздействием ультрафиолетовых лучей.

К этому стоит добавить, что в огромных количествах расходуется кислород при сжигании всех видов топлива. И нужно видеть прямую зависимость между уменьшением гумуса, кислорода и озонного слоя, с сохранением которого связано сохранение жизни на Земле.

В. И. Вернадский высказал идею о том, что биосфера имеет космическое происхождение. Он писал: «в верхней поверхностной пленки нашей планеты, мы должны искать отражение не только случайных, единичных геохимических явлений, но и проявлений строения космоса, связанных со строением и историей химических атомов. Лик планеты – биосферы – химически резко меняется человеком бессознательно». Итак, мы видим взаимовлияние гумуса – тимуса и озонного слоя, которое может нарушиться вследствие деятельности человека, и эта дисгармония может стоить жизни человечеству.

Бездумная деятельность землян может привести к загрязнению атмосферы, а это, в свою очередь, к «парниковому эффекту». Прекрасный русский поэт Ф. И. Тютчев словно предвидел последствия такой человеческой деятельности:

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных,
Все зримое опять покроют воды
И божий лик изобразится в них.

Примечательна последняя строчка поэта. Какими бы ни были образное мышление, фантазия человека, он не может выйти за пределы реальной жизни. Бог всегда представлялся в образе человека, который, будучи частью природы, не должен стать ее антиподом, ее губителем. Он должен понять, что экологическая катастрофа приведет к гибели как природы, так и человека. Можно ли предотвратить или замедлить экологическую катастрофу? Да, можно! Для этого необходимо с самого раннего детства прививать любовь к природе, к животным, к людям. Звучит подобный призыв как-то банально, ибо всем понятна значимость данной проблемы, но над нею бились лучшие умы на протяжении всей истории развития жизни человечества. Дидро – материалист-просветитель XVIII века – писал: «мне очень хотелось бы узнать, где та школа, в которой обучаются чувствовать».

Такой школы нет, но ее нужно создать, назвав школой Жизни. В ней должны учить прогнозированию и управлению процессами взаимодействия общества и природы, рациональному природопользованию, а также восстановлению природных объектов. Охрана и восстановление природы приобрели сегодня необычайную актуальность, экологические проблемы требуют экологического всеобуча. Пройдя такую школу, человек сможет врачевать не только природу, но и себя, воспитывать в себе милосердие, чувства доброты и гуманности, становиться духовно-нравственным. Природа – один из важнейших источников человечности, важнейший фактор формирования у людей нравственных и эстетических чувств.