Избранное. Том 1
С. К. Ломакин






ПОЭТ-УЧЕНЫЙ


Сегодня много людей пишут стихи, выпускается огромное количество книг-однодневок. Идет волна за волной и в этом слитном потоке, шуме очень трудно расслышать и запомнить новые имена в поэзии. В лихую пору начинают творить люди, ранее никогда не имевшие представления об истинной поэзии. Большая часть из них, мягко выражаясь, не впечатляют ни интересным образом, ни оригинальными мыслями, ни даже ритмом и рифмой, что само по себе первично для стиха. Талантливые люди пишут стихи сердцем, своим зрением и когда попадаются запоминающиеся строки, то не надо никому объяснять, никому навязывать свое восприятие. Стихи просто нужно прочесть вслух и люди способны оценить терзание мысли и чувства, вложенное в данное творение.

Передо мною книга: «Цвета России» доктора геолого-минералогических наук, профессора Тюменского государственного нефтегазового университета Папина Юрия Семеновича.

Книга, в основном, отражает поэтический мир человека, занятого нелегким трудом геолога. Его поэтические зарисовки с натуры во время многочисленных экспедиций, показывают различие сибирского пейзажа. Остановлюсь лишь на описании поэтом природы. Так в стихотворении «Мох», поэт-романтик пишет:

... Тяжелы расстояния топкие,
Час за часом и валишься с ног,
Обнимают тебя руки теплые,
И, как мама, баюкает мох.
Вечно зелен. Не тундра, а тропики
Его так бы и звать «зимоцвет».
Может печка тихонько в нем топиться,
Только жара дымящего нет.

В этих бесхитростных строчках нет ни малейшей небрежности, попытки умничания, они просты, безыскусственны и ясны, так как связаны с первоэлементом (мхом) сибирской тайги.

В сознании поэта постоянная дума о красоте природы, она связана с тайной перевоплощения, вызывающие удивление у поэта и соответственно у читателя. Вот как он живописует тундру:

Тундра – дали, как море просторные.
Хоть иди, хоть назад оглянись–
Полный красками мир, у которого
Нет оттенкам и формы грани.
Есть чему удивиться впервые
Снежник – летом! Воды! Пей да лей!
А лишайники! Розы любые–
Без предвзятости, много бледней.

Юрий Папин в том возрасте, когда любое явление природы способно возыметь у него буйство фантазии, чувство удивления и намерение, как ученого-поэта узнать истоки, глубинные тайны явлений.

Наблюдая растительный и животный мир, следя за птицами, зверьми, их повадками, он пытается рассказать нам, читателям их поведение, соотнося с человеком, которые на рефлективном уровне иногда бывают умнее и справедливее нашего.

Мне очень нравится стихотворение «Синичка»:

Птичка-синичка кнопка,
Пигалица на палочках,
Десятка видать не робкого,
В палатку вошла вразвалочку

... Клюв длинный как шило, узкий
Кольнет и сапог с отверстием,
Глаза, как искринки-бусинки,
Что в точки такие вместится?

Древние поэты и мыслители наделяли природу душой, отождествляли ее с Богом – Творцом. Это единение чувствуется в явной или не явной форме и у Ю. Папина почти в каждом стихотворении о природе. В научном мире известно суждение о том, что природа не любит сложностей и что самое сложное понять простоту.

Ох, и поле! Простор какой!
Мне бы крыльев размах крутой,
Мне бы в небо подняться разом,
Чтоб увидеть все поле сразу:
Перелески, болота, нивы
И реки поворот прихотливый...

Итак, вторая поэтическая книга ученого вышла. Она не претендует на большой резонанс в масштабе нашей эпохи, нашего сложного многострадального времени. Сейчас время полной незащищенности творцов перед разгулом вседозволенности и бескультурья. Каждый честный писатель, ученый ощущает, как тяжко больна Россия и перед ними встает вопрос, как сохранить высокие нравственные идеалы, честь, духовные и природные богатства России. В период безвременья нужны такие книги, которые несут момент волшебного превращения природы, ее изменения, а с ней и изменение человека в позитивном плане, как части природы. И я пожелаю Юрию Семеновичу Папину новых книг и постоянного счастливого единения с природой, людьми и делами России.