408 Селиванов Ветрено
Федор Андреевич Селиванов





Федор Селиванов







Ветрено





Рассказы






Поцелуй в ночи


Зашел я как-то в художественный салон к старому другу Владимиру Васильевичу Медведеву. Давненько не был: все не удава­лось забежать хотя бы на минутку. А тут выдался свободным целый день.

Обстановка в салоне привычная для глаз: картины теснят друг друга, висят и стоят на полу. Вот начатый портрет певца Юрия Гуляева. Невдалеке портрет женщины с длинной косой. Но не он привлек мое внимание. В раскрытом альбоме я заметил фотокарточку красивой девушки своеобразной красоты, в которой казахская кровь перемешалась с русской. Собеседник посматривает на меня и ничего не говорит.

Черные волосы девушки были уложены узлом на голове. Длинные с изящным изгибом брови. Губы полные, взгляд открытый, без утайки. На черном свитере выделялось белое ожерелье. Спрашиваю:

—  Кто она?

Владимир Васильевич замялся. Я почувствовал, что за всем этим стоит какая-то история. Действительно, Тамара - так звали девушку - была первой любовью художника. Она работала учительницей в начальной школе и заочно училась в Ишимском педагогическом институте. Но тогда он не был художником, а работал после окончания курсов в Тюмени киномехаником в районном Доме культуры. Жил не тужил, пока не увидел Тамару.

Когда Володя впервые встретился с Тамарой, растерялся. Сред­него роста, крепкий, русоволосый, он стоял перед ней, хрупкой и чернявой, слова не мог вымолвить. Наконец:

—  Здравствуйте!

—  Здравствуйте! Вы новый киномеханик Володя? Меня зовут Тамарой.

Любовь возникла внезапно и была сильной. Берусь утверждать, что в те годы, о которых идет речь, любили по-другому, по-настоящему, что ли. Влюбленность, восхищение друг другом, радость от общения делали любовь одухотворенной. Рассуждения философов о платонической любви как совершенной находили тогда подтверждение.

Любовь Володи и Тамары была чистой, возвышенной и красивой, как полет чайки. Они гуляли по улицам райцентра, подолгу засиживались в Доме культуры после сеанса кино. Разговаривали обо всем. Тамара знала много стихов наизусть и читала их.

И вдруг Володе сказали, что к его красавице ходит шофер председателя райисполкома. Не поверил сначала, но сам увидел, как шофер входил в дом Тамары. В глазах потемнело. Прибежав в комнату, которую снимал, упал на постель и зарыдал, как девчонка. На следующий день уволился и уехал в Тюмень.

Прошло почти тридцать лет. Район собирался отмечать двухсотлетие образования волости. Узнав об этом, Медведев вспомнил Тамару. Позвонил главе районной администрации.

—  С Вами говорит художник Медведев. Я предлагаю организовать в Доме культуре выставку картин. Моих.

Глава заинтересовался, особенно когда узнал, что Медведев работал  в этом Доме культуры.

—  У нас никогда не было выставок работ художников. Сделаем!

В первый день выставки Медведев ходил по залу, разговаривал с посетителями, отвечал на их вопросы. Художник был известным портретистом и пейзажистом. За пейзажи один искусствовед назвал его певцом настроений природы.

Медведеву нравилась непосредственность реакций зрителей, особенно детей. Дети любят рисовать, красота их трогает больше, чем взрослых. Тамара на выставку не пришла. Ради нее он все это затеял, и вот на тебе - не удостоила вниманием.

Вечером Медведев стоял у входа в Дом культуры. Теплилась надежда, одолевали воспоминания.

—  Здравствуй, Володя!

От неожиданности вздрогнул. Перед ним стояли две женщины: одна незнакомая, другая - Тамара.

—  Пришли! - вырвалось у художника.

—  Как же мы могли не прийти. Ведь такая знаменитость у нас в гостях! - заговорили женщины разом. - Пойдемте смотреть картины!

Тамара изменилась, конечно, но мало. Она не располнела, не подурнела, просто стала женщиной в расцвете возможностей. Глаза казались уставшими, на лбу обозначились тонкие морщинки.

Вечером втроем сели за стол в квартире Тамары. Медведев при­нес две бутылки шампанского. Произнес тост в честь общей и прекрасной  юности и радости встречи. Выпили. Потом Владимир Васильевич спросил хозяйку:

—  А где твой шофер?

—  Какой шофер? У меня нет никакого шофера: я простая учительница.

Тамара долго не могла понять, о ком идет речь.

—  Разве он не твой муж?

Тамара рассказала, что Виктор, который работал шофером, просто одноклассник. Уехал на Север. Заходил проститься.

—  Проститься? - невнятно переспросил гость.

—  Да. Он уехал на следующий день после твоего побега.

У Медведева язык отнялся. И дикая ревность, и беспочвенная подозрительность - все было понапрасну. Художник налил себе бо­кал шампанского, выпил. Только тогда пришел в себя, успокоился.

—  А замужем ты была?

—  Да. За учителем нашей же школы. Он умер пять лет назад.

—  Дети есть?

—  Взрослый сын Игорь, работает в Ноябрьске.

Подруга Тамары Людмила вмешалась в разговор:

—  Муж пил, особенно в последние годы, работать уже не мог, был злой, бил Тамарочку. И странным образом объяснял свое поведение: пьет, дескать, чтобы сын не пил, чтобы видел на примере отца, к чему приводит пьянство.

Отправив картины в Тюмень, Медведев снова пришел поздно вечером к Тамаре в гости. Они были вдвоем. Сначала оживленно беседовали, потом Тамара погрустнела, потускнела. Паузы в разговоре стали затяжными. Наконец, она встала, подошла к Медведеву и спросила, глядя ему в глаза:

—  Неужели ты так и не поцелуешь меня?

Владимир Васильевич прижал к себе женщину, и они слились в долгом поцелуе.