Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





ПРОСВЕТИТЕЛЬ


Памяти Николая Дмитриевича Зотова посвящается


Равнодушие, с которым люди относятся к своему питанию, кажется странным, эта странность выражается в легкомыс­лии людей к еде, приводящем их к соматическим изменениям в организме человека. Они расплачиваются своим здоровьем, а когда начинают осознавать свое легкомыслие, находят уте­шение в том, что сосредотачиваются на поисках экологически чистых продуктов, помогающих исцелению души и тела. Ко­нечно, приходится признать, что с ростом населения во многих регионах земного шара растет производство модифицирован­ных продуктов, вызывающих изменения в иммунной системе человека. Сегодня известно, что в сельском хозяйстве при вы­ращивании овощей и фруктов, злаковых культур применяются до 200 ядохимикатов, многие из которых – отравляющие ве­щества прямого действия. Возник «нитратный бум», вызыва­ющий повсеместно потенциальную канцерогенность продук­тов. Необходимо учитывать и негативное влияние загрязнения окружающей среды на питание. На этом фоне разыгрывается вся токсикологическая, микробиологическая, инфекционная трагедия общества.

Мой коллега Николай Матвеев-Зотов придавал большое значение поиску естественных, хороших продуктов питания, и об этом хочется рассказать. В свободное от лекций и занятий в университете время он звонил мне и предлагал поассистиро­вать, прошвырнуться по магазинам, в которых, по его мнению, продукты не имеют большого количества нитритов и нитратов. Посещение торговых точек он предварял субъективно-средо­вым воображением, тщательным, до мелочей выверенным про­думыванием.

Это был своеобразный ритуал. Заранее набрасывался сце­нарий: сколько взять с собой денег и пакетов, на каких автобу­сах ехать, сколько пересадок, адреса магазинов, записанные на листках и положенные в мелкие кармашки любимого рюкзака, с которым Николай Дмитриевич не расставался, выходя из дома. В продуктовых магазинах профессор отоваривался частично, немного. Необходимо пояснение: он брал продукты на пробу: мясо, колбаса, рыба, консервы предназначались для кота Васьки. Васька был дегустатором, непререкаемым авторитетом в распоз­навании некачественных продуктов, и убедить Матвеева, что кот может ошибаться в своих вкусовых предпочтениях, было невоз­можно. Друзья посмеивались над чудачествами философа.

Тот, кто смеется над приметами, не всегда умнее того, кто верит им, люди устроены так, что питать иллюзии свойственно не только наивным чудакам, но и мудрецам. Если Васька начи­нал есть ишимскую колбасу, она приобретала статус деликате­са и становилась продуктом, употребляемым семьей во время трапез. Но бывало и так, что Васька, понюхав рыбу или содер­жимое консервов, равнодушно отходил от своей посудины в сторону, да еще в знак презрения подергивал заднюю правую ногу. Рыба, колбаса, консервы летели в мусорное ведро.

Васька был красавцем, короткошерстным, крупным, чер­ного окраса, и только подбрюшье и лапы, как носочки, были белыми. Была у кота еще одна, немаловажная для домочадцев, функция. Если у кого-либо начинала болеть голова (а этим ча­сто страдала хозяйка Людмила Ивановна), Васька проявлял инициативу, устраивался на плечах больного ближе к голове в виде меховой накидки или воротника, и через полчаса голов­ные боли проходили, но целитель на какое-то время становился вялым, сонливым, видимо, терял часть своей энергетики.

За экологически чистыми продуктами мы ездили в деревню Друганово, где у Николая Дмитриевича был дом, оставшийся от родителей. Философ знал всех жителей, здороваясь, назы­вал каждого по имени-отчеству. Он вникал в дела и проблемы людей, знал, какая живность имеется в том или ином подворье, у кого недавно отелилась корова, сколько появилось поросят и даже знал количество куриц и все ли они несутся. В деревне у добрых хозяев мы покупали молоко, сметану, творог, яйца, сыр, никогда не торговались. Правда, однажды на предложение одного хозяина купить у него тушку гуся, узнав цену, Николай

Дмитриевич, смутившись и отведя глаза в сторону, тихо произ­нес: «Профессору не по карману».

Любил разговаривать со старухами, которым было за девя­носто, они жили в своих пятистенных домах, восхищался их мудростью, памятью, деликатностью, оконными резными на­личниками, дымниками над печными трубами, чистотой и са­моткаными половичками в каждой комнате. Человек не может ограничиваться только телесной оболочкой, ему необходимо продолжение, состоящее из веры, дома, ограды, огорода. В од­ной из статей Николай Дмитриевич писал о старухах: «Храма у них нет, они не могут ходить на службу. Иконы, они, конеч­но, сохранили с той поры, когда церкви разрушали, иконостасы разбирали. И вот что я важное о них понял: они греха боятся, греха праздности. Они все время работают».

Профессор не ограничивался только поисками экологически чистых продуктов, его посещение магазинов, в которых торгова­ли промышленными товарами, вызывало у посетителей непод­дельный интерес и восхищение. Философ скрупулезно, с какой­то маниакальной последовательностью, вызывая иногда легкое раздражение у продавцов, перебирал шарфы, свитера, носки, трусы, майки, рубашки, исследуя этикетки, где указывались про­центы. Он покупал вещи для себя и семьи только те, которые составляли 100% шерсти и хлопка. Его не интересовала краси­вость вещи, он подходил к ней с утилитарной точки зрения, видя смысловую значимость в ее полезности. Если рассматриваемые вещи указывали, что в них 5-10% синтетики, Матвеев начинал монолог в присутствии покупателей, заканчивая его цитатой из Библии о вредности одежды, состоящей из разных волокон, ве­ществ. «Не надевай одежды, сделанные из разных веществ, из шерсти, льна и других вместе» (Второзакон, 22,11).

Незабываемые поездки в деревню Друганово... Они всегда были связаны со сбором ягод, грибов, купанием в Черной реч­ке, в зимнее время топили баню, приводили в порядок двор, очищая его от снега, готовили ужин. Немногочисленные при­глашенные гости, среди которых были художники, музыканты, ученые, писатели, с нетерпением ждали вечернее чаепитие, так как знали, что радушный хозяин дома будет читать стихи раз­ных поэтов. Иногда друзья привозили «заморского гостя», т.е. не местного начитанного поэта, стараясь провести интеллекту­альный поэтический турнир-соревнование.

Однако не находилось ни одного человека, который во время поединка мог бы продержаться несколько часов, все сходили с дистанции, Николай Дмитриевич, не повторяясь, продолжал читать стихи всю ночь, а слушатели так и не могли узнать пре­делы его интеллектуальных возможностей. До чего же это по­учительно было наблюдать, как победитель ведет себя скром­но, стараясь найти достоинства побежденного. Он стихами, поэмами разных авторов, своими комментариями, их анализом по методу любимого им писателя Вл. Солоухина, восхищал и побуждал нас прислушиваться к голосам доброты, кротости, справедливости, внутренних размышлений. Иногда во время пребывания в зотовском доме между гостями возникали нешу­точные мировоззренческие русские словесные баталии, при­водящие к охлаждению между друзьями, к паузам во взаимо­отношениях на какое-то время. Однажды на мой вопрос, что больше всего тревожит Зотова как гражданина в наше время, он ответил: «Коммерциализация общества, происходит убыва­ние у людей совести, нарастание агрессии, возрождаются ра­нее дремавшие инстинкты, поведенческие структуры, которые нужны только в период страшного дикого капитализма».

Сегодня число чиновников в России увеличилось по сравне­нию с СССР, но тогда населения было больше на 100 миллионов, если так дело пойдет и дальше, то скоро некому будет работать в производственной сфере. Коррупция захлестнула страну. Меня тревожит состояние, сложившееся в науке, сегодня за деньги покупаются кандидатские и докторские диссертации, слушать некоторых горе-ученых на конференциях – тошно. Создается впечатление, что у нас нет никакой другой шкалы успеха, кроме денежной, нет ничего святого. СМИ нас пичкают убийствами, насилием, суицидом, драмами, трагедиями. Неужели мы дойдем до такого состояния, как написано в священных книгах, когда живые будут завидовать мертвым. В такие смутные времена об­щества смерть сберегает людей, а не разрушает их, не предает их забвению. Кажется, А.Л. Чижевский написал:

_«В_сметенье_мы,_а_истина_–_ясна._
_Проста,_прекрасна,_как_лазури_неба;_
_Что_нужно_человеку?_Тишина,_
_Любовь,_сочувствие_и_корка_хлеба»._

В одной из последних своих статей «Проецирование мора­листических интуиций на предмет как способ приближения к эйдосу. (В процессе размышления о наказании)» Николай Дми­триевич писал, что человек сам «в себе взращивает разруши­тельное для себя греховное чувство. Человека всего более раз­рушает его собственный грех. Преодолей в себе неприязнь, злое чувство к другому, и это избавит тебя от порочного стремления мстить и карать». Статья опубликована в научном сборнике «Этика, мораль, нравственность: Россия и современный мир. Материалы Всероссийского симпозиума. Тюмень, 2006 год». Нравственная, разрушительная трансформация людей, как в миниатюре, отражается на всем обществе. Об этих проблемах философ писал еще в советское время в книгах: «Нравственное самоопределение личности», из-во «Знание», Москва, 1983 г. и монографии «Личность как субъект нравственной активности: природа и становление». Из-во Томского университета, 1984 г.

Все его научные работы проникнуты поисками путей при­общения к вековечным ценностям христианской традиции. В статье «Где искать ответ?», 2006 г., философ анализирует Вет­хий и Новый Заветы и, обращаясь к соотечественникам, при­зывает их не только молиться за спасение России, но и творить во благо Родины, ибо вера без дел мертва. Свою статью он за­канчивает следующими словами: «Что касается цивилизаци­онных свершений, характерных для начавшегося века, то они, пожалуй, как никогда ранее, усиленно споспешествуют внеш­непредметному обеспечению жизни в ущерб ценностям духа. Ошалевшего от суперкомфорта и гедонистической вакханалии человека мчат по автобанам и хайвэям прямо в направлении к входу с начертанным над ним безжалостным предупреждени­ем: «Оставь надежду всяк сюда входящий».

Он своими статьями, блистательными устными выступлени­ями – эрудит и оратор был уникальный, старался иногда прими­рить непримиримое, понимая, что общество не скреплено общей идеей, идеологией, разумом, не оживлено чувством собственно­го достоинства. Николай Дмитриевич Зотов-Матвеев препода­вал философию в университете около сорока лет, его студентами и аспирантами были несколько тысяч молодых, а теперь уже и не очень молодых людей, живущих во многих странах, на всех континентах земного шара. Все они преисполнены великой бла­годарности к человеку высочайшей культуры, образованности, скромности, искреннейшей отзывчивости. Иногда задумаешься о смыслах человеческого существования, как удручающе бы­стро летит время: «А дни, как гуси, пролетели».

Вспоминается один случай. Возвращались с Николаем Дми­триевичем с корзинами грибов, зашли на Другановское сель­ское кладбище, где похоронены его родители. Стоим у могилы матери, и он говорит: «Не хотел бы я лежать в мертвом горо­де, здесь мое место, рядом с отцом и матерью, здесь, на бугре, небо приспускается, и дует ветерок, гуляет по-особому, хоро­шее, сухое место...». В деревне Друганово Зотов и был похо­ронен. Уже семь лет его нет среди друзей, коллег, с годами все острее ощущаю для себя невосполнимую потерю, он был для меня духовной опорой, нравственной укрепой. В тяжелые, тя­гостные минуты жизни хочется взять телефонную трубку, на­брать номер и услышать бодрый, дорогой голос: «Здесь Зотов», услышать стихи неведомого для меня автора, новый анекдот...