Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





ЭНЦИКЛОПЕДИСТ ВЕКА СЛАВЫ РОССИИ


Пушкин XVIII столетие называл «веком славы России». На­зовем некоторые имена людей, живших в то время и составляю­щих гордость Отечества: Ломоносов, Татищев, Петр I, Суворов, Ушаков, Державин, Радищев. Среди этого созвездия почетное место в истории России по праву занимает Болотов Андрей Тимофеевич (1738–1833), агроном, философ, историк, педагог, экономист, писатель. Он родился в селе Дворяниново Тульской

губернии в семье родовитых дворян. С раннего детства Андрей Тимофеевич обнаружил огромные способности и интерес к познанию предметов, являющихся непонятными для простых смертных. Болотов был участником в Семилетней войне, храбро сражался с немцами, удостоен многих наград, в двадцать четыре года флигель-адъютант, капитан. В Кенигсберге слушал лекции профессоров по философии, геологии, истории, был солидарен с мнением критиков философии Лейбница и Вольфа, разделял позицию немецкого философа и богослова Х.А. Крузиуса.

Для многих знавших Болотова, образованнейшего офице­ра, стала неожиданностью его просьба об отставке на пике ка­рьеры. Командование, друзья пытались отговорить, но он был непреклонен, и отставка была принята. Большую часть своей почти вековой жизни мыслитель проведет в родовом деревен­ском имении, изредка выезжая для общения с учеными, изда­вая свои книги и журналы в издательствах столицы. Философ­ские идеи ученого были связаны с необходимостью, а именно: согласовать философию с Священным Писанием, не ограничи­ваться одной верой, опираясь «на ясные доводы и тонкие фило­софические доказательства», и подкреплять религиозные по­ложения здравыми философскими рассуждениями ума, знать и изучать связанную с натуральным богословием «науку о мире» (естественные науки), которые помогут познать разум, прему­дрость и Промысел Божий, божественную гармонию и красоту природы.

Русский православный мыслитель в своих трудах пытается согласовать веру и разум, философию и теологию, учитывая достижения естественных наук того времени. Из всех позна­вательных объектов Болотов отдает предпочтение познанию Бога, мира и человека – самое нужное и полезное. Философ в центре своего учения вводит понятие «общее», означающее сущность Бога, строение природы, порядок, установленный Всевышним. Ученый в духе теоцентризма доказывает, что пе­ред Богом человек «прах и ничто». Болотов, как и Ломоносов, вдохновлялся национальным самосознанием, искавшим для себя обоснование против слепого поклонения Западу и прене­брежительного отношения ко всему русскому, и, надо сказать, продолжающегося до сих пор. Ученый в ряде своих статей вы­смеивает сторонников западных ценностей, слепо преклоняю­щихся и не видящих величие России, не относясь к ней всеце­ло, ее эмпирическому бытию. Социально-политические взгляды Болотова часто расходились с официальной идеологией, его не удовлетворяли проекты по крестьянскому вопросу, как человек, имеющий каждодневное общение с крестьянами, с землей, он считал, что нужна рационализация экономики, соединенная с просвещением ума и трудолюбием. В статье «О неравенстве в нашем Отечестве» он писал: «Без просвещения ума одна соб­ственность и независимость ничего не сделают и не приведут к результату, сколь скоро просвещенный разум с трудолюбием трудятся совокупно, то нельзя не быть тут великим успехам».

Болотова называют отцом русской агрономии, он первым ратовал за многополье вместо распространенного трехполья, ему принадлежит идея мелкой безотвальной вспашки, откры­тая вновь Т. Мальцевым. Ученый выдвинул теорию питания растений, минерального их обмена. Мало кто знает Болотова как селекционера и новатора, внедрившего в России картофель и помидоры, он собирал и описывал травы, классифицировал их и подготовил рукопись бесценного сегодня лечебного трав­ника. Садовод, лесовод, защитник природы, его идеи борьбы с вредителями деревьев, лечения леса и постоянного его воспро­изводства, система мер по борьбе с оврагами не потеряли свое­го значения и в наше время. Чем только не занимался Болотов, его оригинальные статьи печатали во многих странах мира, архитектор по ландшафту, метеоролог, климатолог, он первым начал вести систематические записи погодных условий, создал электромашины для лечения током, своими снадобьями из трав и электротоком лечил всех больных, кто просил его об этом.

Просветитель и педагог, он открывал школы и детские теа­тры, писал педагогические труды и пьесы, издал книгу «Детская философия», «Беседы деда с внуком», повести и рассказы, ре­дактировал первые русские агрономические журналы, проявил себя как блестящий бытописатель, опубликовав четыре тома за­писок «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Андрей Тимо­феевич Болотов скончался в своем имении на руках единствен­ного сына Павла (ему было 95 лет), до конца сохранив светлый ум и феноменальную память, пережив восемь царствований – от императрицы Анны до Николая... Мыслитель, энциклопедист упокоился на Русятинском кладбище 7 октября, в день своего рождения, на горке – том самом месте, которое сам выбрал сол­нечным июньским утром сорок один год назад.