Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





О НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВЕ И СРЕБРОЛЮБИИ


Обозреватель «Литературной газеты» А. Ципко в статье «Русская идея и русский миф» подверг сомнению русский эт­нос относительно его нестяжательства в обыденной жизни. Русскому народу, по мнению автора, не чужды базовые ценно­сти Запада, такие, как: индивидуализм, рационализм, сребро­любие, меркантилизм, эгоистический интерес с его мещанской сытостью и т.д. Главный тезис статьи А. Ципко: «Патриотизм, живущий мифами об особом русском пути, об особом наро­де-нестяжателе, которому по природе чужды привязанности к земле, суетному, к частной собственности, к деньгам, чужды заботы о прибыли, о радостях мира сего, просто себя изжил. Это миф опасен, ибо делает российскую жизнь недееспособ­ной, неконкурентоспособной». Хочу возразить научному обо­зревателю. И начну с того, что русский народ, как никакой дру­гой народ, очень религиозный, и даже семидесятипятилетний период советской атеистической действительности не убил в нем веру, ценности человеческой души, безусловного досто­инства человека. Русский народ на протяжении всей истории развития России свято верит в догматы Православной церкви, старается жить по христовой благодати, чтит Священное Пи­сание. В новом Завете четко прослеживается мысль о нестяжа­тельстве. Нравственная обязанность русского народа – служе­ние цели счастья наибольшего числа людей. Достижение этой благородной цели вызывает необходимость полного самопо­жертвования, каждодневного альтруизма.

Вера охватывает те интимно-человеческие сферы, которые не в силах охватить ни экономика, ни социальная сфера. Наша культура имеет свои специфические черты. В разные периоды истории страны осуждались люди-сребролюбцы. В русских сказках положительными героями всегда были нравственные, бедные люди. Значение русской культуры очень велико. Она влияла на все социальные слои общества, и даже социально­политическая и церковная среды опирались на разные элемен­ты в человеке: первая – на психический, вторая – на духовный. В первом цели определяются человеком, культурой, а во вто­ром – Богом. Выдающийся русский мыслитель П. Флоренский в статье «Троице-Сергиева Лавра и Россия» писал: «Вгляды­ваясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила к этому первоузлу: нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, нестяжательство, русская школа, рус­ская наука – все эти линии русской культуры сводятся к Пре­подобному». Русская Православная Церковь является единым организмом. Духовное начало в России для каждого человека является наиважнейшим элементом жизни. Духом традициона­лизма пронизаны церковные проповеди. И хотя Христос в сво­ей евангельской проповеди не затрагивал вопросов политики, права, экономики, предоставляя решение их свободе человека, он четко выразил свою позицию по отношению к обществен­ному, материальному неравенству людей. Они общеизвестны. В Новом Завете от Матфея Иисус говорит своим ученикам о том, что трудно богатому «войти в Царство Небесное; И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». В священных кни­гах трех форм мировых религий: буддизма, христианства, ис­лама – говорится о том, что люди, нажившие нечестным путем богатства, живущие за счет людей и на горе людей, платят за свою бесчестность здоровьем детей и своим собственным. Я знаю десятки богатых людей, которые после смерти своих де­тей (наркоманов), рыдая, говорили о том, что отдали бы все на­копленное имущество, до последней копейки, лишь бы вернуть детей. Иногда задумываешься над простыми вопросами бытия: сколько человеку нужно для нормальной жизнедеятельности? Нельзя, торгуя честью, разбогатеть – это самый опасный род заблуждения. Появилась незначительная прослойка людей, для которых мерилом всего сущего на земле стали деньги. Таких людей стоит только пожалеть. Для этой категории людей день­ги из необходимой составляющей культуры стали ее доминан­той. Если страсть сребролюбия не пресечь, она опустошит и уничтожит в душе все добрые и благородные начинания.

В период перестройки сколько людей обогатились, сколько нахапали, присвоили то, что создавалось не одним поколением людей. Так появились в период «прихватизации» современные нувориши, которые приобретали по бросовым ценам госу­дарственную собственность, да еще и на деньги государства. В результате шоковой терапии реформы были направлены на поддержание экономического благополучия крупного бизнеса: выживание простого люда в расчет не принималось. Социаль­ная дифференциация, делящая людей на бедных и богатых, продолжается, увеличивая процент бедных. Наше руководство страной не желает вводить прогрессивный налог, миллиардер платит 13%, и простой шахтер или плотник – тоже 13%. Чис­ло бедных с каждым годом будет возрастать, и уже сейчас, по официальным данным, около 80% населения России находится за чертой бедности.

Стоит ли исправлять человека, чьи пороки невыносимы для большинства людей страны. Не проще ли излечить 5% богатых, создавая справедливые законы для тех, кто терпит несправедливости. Зададимся вопросом, зачем разбогатевше­му человеку яхты, дворцы, самолеты? Он такой же, как и все, смертный, не возьмет же с собой в последний путь, не положит деньги и ценности в гроб. Известно выражение: «Наг вышел я из чрева матери моей, наг и возвращусь туда». Л.Н. Толстой в зрелом возрасте размышляя о сущности человека, в своей «Ис­поведи» писал: «Ну, хорошо, у тебя будет шесть тысяч десятин в Самарской губернии, триста голов лошадей. Ну и что же из этого? Что потом?». Всю жизнь он задавался вопросом: а «что потом?» Конечно, не все богатые бесчестные, многие в Рос­сии становились известными, благодаря любви народа. Купец и фабрикант делились своим богатством с простыми смерт­ными. Высшим проявлением альтруистического отношения к людям было, когда купец вкладывал свои деньги на строитель­ство православного храма без указания жертвователя. Честно­му человеку не подобает гнаться за всеобщим уважением; оно придет к нему само собой, помимо его воли: тот, кто старается озвучить свою благотворительность, сразу выдает свою под­линную сущность. Иногда приходится читать зарубежные га­зеты, и в них информируют читателей о смерти богатых людей, которые в своих завещаниях просят раздать часть имущества и деньги бедным людям, но они за это должны сопровождать по­койного до последнего приюта.

Надо свои добродетели выказывать при жизни, доброе имя и щедрость души проявляются в процессе трудолюбия, а су­дят, вершат и дают оценку человеку – люди, общество, исто­рия.

Не помню автора, возможно, М. Дудин (не уверен), но в па­мяти засели такие строчки поэта:

_…Пусть_вам_надарит_торговый_сезам_
_Макси_и_мини,_
_Только_не_станьте_бесстрастны_
_К_слезам_в_мире._
_Вещи_текучи,_как_будто_вода._
_Вещи_зловещи._
_Мужество,_совесть,_честь,_это_да_–_вещи!_

XI Всемирный Русский Народный Собор, состоявшийся в марте 2007 года, рассмотрел вопросы, связанные с бедностью и богатством в сегодняшней России. В выступлениях Святейшего Патриарха Алексия II и митрополита Кирилла (нынешнего па­триарха) с тревогой говорилось о растущей пропасти, чудовищ­ной диспропорции между бедными и богатыми на фоне исто­щающихся ресурсов. Митрополит Кирилл в своем выступлении говорил о том, что религиозные традиции, ценности, их демон­таж, безнравственные способы накопления богатства незначи­тельной части населения страны могут быть опасны, способны озлобить большую часть населения, подтолкнуть и ввергнуть ее на преступный путь.

Предупреждение серьезное, и исходит оно от Русской Пра­вославной Церкви, которая становится более активной в со­циальной защите бедного населения России. Однако средства массовой информации не прислушиваются к предупреждени­ям духовных иерархов и продолжают ориентировать население страны на гедонистический образ жизни.

В стране отсутствует идеология, и разве может быть нрав­ственным ориентиром, особенно для молодежи, лозунг, часто повторяющийся в СМИ, «каждый выживает, как может». Если человек будет следовать данному предписанию в своей дея­тельности, то придет сознательно к макиавеллевскому принци­пу: «Для достижения цели все средства хороши». Эти средства не только не совпадают с моральными императивами обще­ства, но иногда вступают в противоречие, конфликт с право­выми установлениями государства.

Безусловно, нельзя не учитывать воздействие СМИ на под­растающее поколение, когда душа человека оказывается в пле­ну только материальных потребностей, эгоистических желаний, жажду приобретения денег. Стремление человека к накопитель­ству – это прямой путь к бездуховности, впадению в грех, к растлению души. Выдающийся философ князь Е.Н. Трубецкой писал в начале XX века: «Одно из величайших препятствий, за­держивающих духовный подъем, заключается в том призрачном наполнении жизни, которое дает житейское благополучие».

Комфорт, удобство, сытость и весь обман исчезающей, смерт­ной красоты – вот те элементы, из которых слагается пленитель­ный мираж, усыпляющий и парализующий силы духовные. Хочется напомнить читателю: почти все великие религиозные философы России считали: сначала Храм, а затем Хлеб. Невоз­можно уничтожить многовековые духовные ценности, тради­ции, просуществовавшие тысячелетия. Некоторые ученые счи­тают, что вестернизация, американизация меняют ценностные ориентации людей России. С этим можно согласиться только ча­стично; происходящие изменения лишь внешние. Они затраги­вают вторичные, а не первичные, глубинные ценности, которые усваивались через традиции, в процессе многовековой истории развития России. Изменить их и, соответственно, поведенческие структуры человека, не просто трудно – невозможно.

Русский человек все равно остается нестяжателем, а не сре­бролюбцем, т.к. у него всегда будет возникать толстовский во­прос: «а что потом?»