Ломакин На пороге двойного бытия
Станислав Константинович Ломакин








СТАНИСЛАВ ЛОМАКИН  





«В КОМ НЕТ ЛЮБВИ К СТРАНЕ РОДНОЙ, ТЕ СЕРДЦЕМ НИЩИЕ КАЛЕКИ»


Наступило третье тысячелетие. Мир, как и на рубеже XX столетия, не стал единым. Мы живем в период, связанный с утратой нравственных, духовных, жизненных ориентиров. Люди не испытывают стабильного мироощущения. Миллионы россиян ставят перед собой вопросы: как жить дальше? что де­лать? куда мы идем? есть ли смысл в нашей жизни? Эти вопро­сы не имеют ответа в наше смутное многострадальное время. Сегодня нет недостатка в пророчествах многих ученых, и все они, с точки зрения эсхатологии (учение о конце света), пред­сказывают гибель человечества, заставляя нас задумываться над процессами и явлениями мироустроительных тенденций нашего времени. Приведу лишь одно провидческое суждение русского мыслителя А. Зиновьева. В книге «Глобальный чело­вейник» (1997 г.) он пишет о конце XX века и о том, что нас ожидает в будущем: «Это был, может, последний человеческий век. На смену ему надвигается громада веков сверхчеловече­ской и постчеловеческой истории, истории без надежд и без отчаяния, без иллюзий и без прозрений, без обольщений и без разочарований, без радости и без горя, без любви и без нена­висти...». Сегодняшний глобальный финасово-экономический кризис, охвативший планету, – возможно, начало «постчелове­ческой истории».

Трудно что-либо возразить философу на его пророчество, т.к. речь идет о будущем человечества. Но какие-то тревожные симптомы безэмоционального, равнодушного времени уже ощущаются в нашей сегодняшней жизни. Эта тревожность свя­зана с тем, что почти все так называемые «цивилизованные» страны, подводя итоги прошедшему XX веку, единодушно при­знали неэффективность западной системы и особенно главных ее элементов – экономического и образовательного. Сбывается прогноз Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.), в которой участвовали 179 стран со всех континентов и которую, кстати сказать, российские СМИ обошли молчанием.

Попытаюсь объяснить, почему. Конференция впервые при­няла решение, в котором прямо указывается, что ориентация на западный образ жизни, западную модель капиталистического развития – это тупиковый путь, ведущий к глобальной ката­строфе. Указывается даже ее срок – 2030 год.

Предвестником этой катастрофы являются экологический, социально-экономический, демографический, культурно-обра­зовательный кризисы, поразившие ряд демократических стран. Россия до сих пор ориентируется в своем развитии на Запад. Большинству населения нашей страны стало понятно: неустой­чивость демократического курса, неопределенность, туманность целей, выполнение рекомендаций зарубежных кредиторов типа Всемирного банка и фонда Сороса приводят к тому, что отече­ственное культурное, образовательное, религиозное поле само­бытной России исчезает. Правда, надо признать, наш президент обратился к российской общественности с просьбой сформу­лировать национальную идею, признав тем самым, что сегод­няшние властные структуры таковой идеи не имеют. Возникает вопрос: а что есть? А есть лозунги типа «курс продолжения ре­форм», «концепция перехода РФ к устойчивому развитию» и пр. Если следовать высказыванию «каждый выживает, как может», то неосознанно, а иногда сознательно человек в своей повсед­невной жизни начнет действовать согласно макиавеллевскому принципу: «Для достижения цели все средства хороши».

Эти средства не только не совпадают с моральными импе­ративами общества, но иногда вступают в противоречие, кон­фликт с законами государства.

Сформулировать национальную идею можно, если она от­ражает дух и сознание людей в определенные периоды истории развития государства. В советский период такая национальная идея существовала. По-разному можно относиться к ней; пло­хая или хорошая, но она была. В соответствии с ней строилась внешняя и внутренняя политика государства, четко прослежи­вались приоритеты, выражающие характер экономических и культурно-образовательных программ. Без национальной идеи страна как без компаса, любой авантюрист, достигший власти, может повернуть ее в любую сторону.

Величие страны измеряется не только экономическим уровнем развития, а нравственно-духовной направленностью ее, утверждением идеала, фокусирующего в себе все высшие представления нации. В период общемирового кризиса Россия, по мнению многих ученых, должна стать гарантом сохранения православных ценностей, нравственной и духовной высотой для других стран. В реализации национальной идеи, если тако­вая будет сформулирована, главную роль будут играть культура и ее основной компонент – образование. По Владимиру Далю, образование имеет две функции: образование ума и образо­вание нравственности. Вот об этих функциях я хочу сказать особо. В научной литературе последнего времени очень много пишут об образовании. В журналах США, Германии, Англии, Франции упорно повторяется мысль, что западная система образования не отвечает запросам жизни, времени, ее нужно изменить. Представители западной системы образования убе­дились в том, что узкая специализация ничего не дает. Нужна фундаментализация образования, что было до недавнего вре­мени характерно для СССР. В августе 1993 года, во время ра­боты XIX Всемирного философского конгресса, проходившего в Москве, родилась идея о создании международной комиссии по образованию для XXI века. Образованию и воспитанию по­священ XX Всемирный философский конгресс, который про­шел в августе 1998 года в Бостоне (США). В ЮНЕСКО созда­на международная комиссия по образованию, ее возглавил Жак Делор.

Новая модель будущего образования должна учесть дости­жения многих стран мира, но особенно опыт СССР. Речь идет об опережающем образовании, способном в быстроменяющем­ся мире ориентировать страны на путь устойчивого развития.

Что же можно взять из опыта образования в сегодняшней России, если она следует в фарватере западной цивилизации, копируя все, без учета нашей ментальности? Копирование за­падной модели образования привело к тому, что часть интел­лигенции, конформистски (некритически) относящаяся к ней, развернула кампанию против собственной культуры, истории, ее базисных основ. Если Россия, имеющая великое духовное наследие, возьмет на вооружение образовательные системы За­пада, то через некоторое время она может катастрофически от­стать, растеряв свое духовное наследие и не приобретя нового.

Наше образование выведено из ряда государственных прио­ритетов, об этом свидетельствуют не только низкая заработная плата учителей и ее несвоевременная выплата, но и мизерное выделение средств на образование.

Вот некоторые данные: в 1970 году доля расходов на обра­зование в СССР в валовом внутреннем продукте составляла – 7% в 1997 году – 0,6%, а в проекте бюджета на 2008 год – 1,5% Отсутствие средств приводит к демонтированию систе­мы дошкольного, профессионально-технического и среднетех­нического образования. Образование в современной России разнокачественное, оно находится на стадии проектирования. Проектная ориентация на образовательные, еще раз напомню, системы Запада сводится не к критическому осмыслению, а к бездумному их копированию. В России за последние 10 лет возникло более 300 негосударственных вузов, в Англии и Фин­ляндии – по одному.

Погоня за псевдоценностями Запада стала для нашего об­разования разорительной, а для духовного развития подраста­ющего поколения разрушительной.

Приведу лишь некоторые программы по психологии, вне­дряемые в школах разного уровня: «эриксонов гипноз», «ки­несиология», «нейролингвистическое программирование», «трансакционный анализ» и т. д. Они покупаются за большие деньги, но дети, обучающиеся по ним, оказываются нечувстви­тельными к ним, а наша традиционная, до сих пор лучшая си­стема образования становится беззащитной перед эксперимен­тами, замешанными на западных технологиях.

Вводя чуждые для нашего образования западные моде­ли, чиновники от образования не считаются с естественно­природными, национальными особенностями ребенка. Есть еще один способ представить Запад в выгодном свете – это охаивание истории России, достижений советского народа за 70 лет. Для этого все средства хороши: декорированная ложь, с которой мы ежедневно сталкиваемся через СМИ, и подготовленные не без участия фонда Сороса учебники, в которых искажается, унижается история России. Вот лишь один пример из учебника «Новейшая история. XX век» (ав­тор А.А. Кредер), рекомендованного главным управлением развития общего и среднего образования Министерства об­разования РФ: «СССР стал соучастником развязывания но­вой войны» – речь идет о Второй мировой войне. Как только рука поднялась написать такое! Это чудовищное оскорбле­ние всем народам бывшего СССР, потерявшим в этой войне 27 миллионов человек.

Недавно в Московском университете состоялись парламент­ские слушания, посвященные концепции реформирования си­стемы образования. Выступающих было много. Хочу привести небольшой фрагмент речи председателя комитета по образова­нию и науке Воронежской областной Думы И.М. Суркова, по­скольку речь идет об упомянутом учебнике: «На 143-й странице сказано, что перелом в Великой Отечественной войне произо­шел возле острова Мидуэй, в самом центре Тихого океана, а не в великой битве под Москвой. Про Сталинградское и Курское сражения – 4,5 строчки. Поэтому я спрашиваю Вас, уважаемый министр, неужели... в министерстве совсем не осталось россиян и патриотов? У меня, как у сына воина, погибшего под Ельней, это вызывает только возмущение, только омерзение. Это есть западная концепция нашей истории, которая унижает нашу настоящую историю, а учеников вводит в заблуждение. Вот почему Воронежская областная Дума своим постанов­лением рекомендовала прекратить преподавание истории по учебникам Сороса как антирусским по содержанию».

Попытка с помощью зарубежных фондов перелицевать историю России, вытравить из сознания людей нравственные, духовные ценности, растлить подрастающее поколение, ориен­тируя его на гедонистический путь, приводит к тому, что в ряде городов страны сжигаются книги, в которых отражена история героической борьбы советского народа с фашизмом. У народа стараются стереть историческую память, лишить самого свя­того – Родины. На наших глазах происходит чудовищное раз­рушение русского национального самосознания. Наш великий соотечественник Иван Ильин советовал, как нужно препода­вать историю, чтобы воспитать гражданина-патриота: «Необ­ходимо пробудить в ребенке уверенность, что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого научения мудрости и силы. Преподаватель истории отнюдь не должен скрывать от ученика слабых сторон национального характера, но в то же время он должен указать ему все источники нацио­нальной славы и силы. Тон скрытого сарказма по отношению к своему народу и его истории должен быть исключен из пре­подавания. Историк, становясь между прошедшим и будущим своего народа, должен сам видеть его судьбу, разуметь его путь, любит его, верить в его призвание».

Обращение к великому духовному наследию, к правосла­вию – вот путь для возрождения России.

На Западе пристально следят за восстановлением Русской Православной Церкви. Так, известный русофоб, один из веду­щих политологов США 3. Бжезинский заявил: «После разру­шения коммунизма единственным врагом Америки осталось русское православие».

Комментарии здесь излишни.

Хочу коснуться еще одной проблемы, связанной непосред­ственно с образованием, – воспитания. Сегодня это понятие исчезло даже из официальных программ и директив министер­ства образования. В школах сокращаются работники, занимаю­щиеся воспитанием молодежи. Когда началась перестройка, то реформаторы в отрицании всего, что связано было с советским периодом, в стремлении быть вне политики (хотя это тоже по­литика) дошли до отрицания воспитания. И это тогда, когда по­требность в воспитании молодежи крайне необходима: сегодня в России около четырех миллионов детей-беспризорников, ко­торые не учатся и не работают. Такого не было даже в период Гражданской и Великой Отечественной войн.

17 октября 1997 года в Москве на конгрессе интеллигенции России мне довелось услышать доклад президента Медицин­ской Аакадемии наук академика В.И. Покровского. Он говорил не только о здоровье нации, о ее будущем, но и о растлении молодежи. Цифры, которыми он оперировал, потрясают. В России идет процесс депопуляции, когда в отдельных регионах смертность превышает рождаемость в два раза.

Социологические исследования, проведенные учеными Москвы в средних школах, фиксируют следующее: более 85% детей в возрасте от 14 до 20 лет уже употребляли наркотики и имели половые связи. За последние пять лет заболеваемость сифилисом выросла в 50 раз.

Не хочется проводить исторические параллели, но об одном из фактов истории не могу не сказать. Немецкий врач, обсле­довавший русских девушек в возрасте от 16 до 22 лет, выве­зенных в годы войны в Германию, был поражен тем, что все они оказались девственницами. Врач написал личное письмо Гитлеру, в котором просил прекратить войну с Россией, ибо на­цию, имеющую такое нравственное и духовное здоровье, по­бедить невозможно.

И теперь становится понятной стратегия Запада, сформу­лированная А. Даллесом, государственным секретарем США, по отношению к СССР в 1945 году. В ней указывается, что победить русский народ оружием невозможно, СССР нужно взорвать изнутри, опираясь на пятую колонну, т. е. людей, не­навидящих свой народ и Отечество. Процитирую небольшой фрагмент, он касается молодежи: «Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет. Будем всегда делать главную ставку на молодежь, станем разлагать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом, беззастенчивость, предательство, национализм и вражда наро­дов, прежде всего вражда и ненависть к русскому народу, – все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это рас­цветет махровым цветом». Создается впечатление, основанное на эмпирии сегодняшней жизни, что все, о чем мечтали недру­ги России, осуществляется; совершается крупномасштабный эксперимент по разложению молодежи.

У читающих эти строки возникнет вопрос: а что делать? Где выход из создавшегося положения?

Мне представляется, что нужна стратегия образования и воспитания, способная противостоять разрушительным бесов­ским силам по отношению к России, Такой стратегией, по мо­ему глубокому убеждению, может быть обращение к великому духовному наследию России, к Русской Православной Церкви, другим традиционным для нашей страны религиозным кон­фессиям.

Очень любопытны результаты последнего опроса обще­ственного института Нугзара Бетенели, проведенного в не­скольких городах и селах России. Православной церкви доверяют 48% респондентов, армии – 44% и только 8% – го­сударственным институтам и президентской власти. Вот так народ расставляет свои приоритеты, думая о будущем, о ду­ховном и нравственном, о том, к чему тянется душа. Обуче­ние молодежи должно идти в ногу с духовным воспитанием, т.к. знания безнравственного человека могут быть опасны для общества. Великий русский композитор покойный Г.В. Свири­дов, глубоко религиозный человек, выдающийся мыслитель, очень точно выразил умонастроение сегодняшних людей: «Об­ращение к Богу происходит не от бессилия человека, а от великой любви к Отечеству. Отсюда молитвы об обретении пути и самим человеком, и целым народом».

Приятно, что сегодня по всей России открываются мона­стыри и церкви, духовные семинарии и училища, воскресные школы. Они становятся целительными обителями. Те, кто их строит, спасают не только свои души, они зажигают искры на­дежды, т. к. в церкви всегда действует Дух Божий, и его дей­ствие направлено на духовное и нравственное возрождение людей, а стало быть, и возрождение Отечества.